В честь Всемирного дня архитектуры: время вопросов и ответов
Поздравляем петербургских архитекторов с их недавним профессиональным праздником и желаем им больших творческих успехов. Нет, вероятно, другой такой профессии, столь широко воздействующей и влияющей на условия человеческой жизни. Если человек пользуется результатами труда людей разных профессий, то рождается, воспитывается, трудится и живет он среди архитектуры, в преобразованной архитектором природе. В последние годы новая архитектура мощно входила в наш город, обгоняя споры и не успевая отвечать на вопросы. Ее зависимость от культуры заказчика была слишком высока, отчего многие вопросы превращались в риторические. Отмечая ряд несомненных архитектурных удач, пользуясь паузой в строительстве, любезно предоставленной нам экономическим кризисом, предлагаю вслушаться в голос Гения Места и подумать над вопросами, которые задает себе не архитектор, а обычный житель нашего города, «просто вышедший погулять». Что-то происходит с цветом в нашей архитектуре. Мы всегда понимали различие, например, английской, французской, русской живописи. Посетив Европу, мы поняли, что эти различия не случайны: исходящий с неба свет Места — их основной творец. Общий цвет нашей архитектуры невнятен, а в тонкой непрочной взвеси света петербургского ненастья — неряшлив. Разные цвета одного тона, обилие слепившихся друг с другом малоразличимых оттенков теплых тонов, полосочки и прямоугольники красненького кирпичика вперемежку с розовеньким и наоборот; стекло, не умеющее быть чистым, металл с мятыми под скользящим солнцем поверхностями, наконец, какое-то вымученное благоустройство территории с жалкими насаждениями — такова живопись нового города. Что-то происходит с ритмом, пропорциями, абрисом, в целом с композицией современной застройки. Новый Берлин, например, с его сравнительно мягкими требованиями к архитектору, застраивается, как выставка достижений современной архитектуры. Но на каждом этапе освоения территории можно наблюдать иногда неожиданную, но вполне целостную композицию, обогащенный и уравновешенный абрис застройки на фоне неба. Что это, умение слушать и слышать друг друга или другая основа архитектурного творчества? Напротив, наблюдая застройку, например, Приморского района, чувствуешь, что теряешь пространственные ориентиры, так что не созерцание и понимание пространства ведет человека по его улицам, а усиливающееся беспокойство затерявшегося в камне и металле. Господи, кто и как только не ругал пятиэтажную застройку! Но потребовалось новое массовое возведение квадратных метров, чтобы рассмотреть в крупнопанельных пятиэтажках 58–60-х гг., в планировке микрорайонов этого времени почерк Архитектора, в самом высоком понимании этого звания. Минимализм и высокие технологии, высотное строительство, стили и их смешение, игра и строгость, вызов и конформизм — все может и должно быть на палитре петербургского архитектора, но организованное им пространство должно быть согласовано с Гением Места и должно побуждать желание жить и работать в этом прекрасном городе. СПб ЗНИиПИ нашел свои ответы на вопросы кризисного периода и, перестроив себя, сформировал институт как инженерно-техническую базу современного проектирования, способную поддержать и разработать любой архитектурный проект, воплотить в расчетах и конструкциях самые смелые архитектурные идеи. Приглашаем к сотрудничеству.
Автор: А.О. Индюков, А.В. Рязанов Дата: 27.10.2009 «Федеральный строительный рынок» № 79 Рубрика: *** |