Главный архитектор Санкт-Петербурга: «От законодательных изменений — к реализации проектов»
Всемирный День архитектора, учрежденный Международным союзом архитекторов в 1985 г., отмечается в первый понедельник октября. Если говорить о традициях российской городской архитектуры, то первым делом взоры обращаются к Санкт-Петербургу. Сегодня Северная столица, находясь в авангарде современных исканий, вполне может претендовать на роль «окна в Европу». Вместе с тем здесь приходится решать и ряд сложных проблем, присущих Петербургу в большей степени, чем какому-либо другому городу нашей страны. Видеть целостную картину происходящих и перспективных архитектурных процессов — это, по сути дела, должностная обязанность главного архитектора Санкт-Петербурга Юрия МИТЮРЕВА, согласившегося дать интервью накануне профессионального праздника. — Юрий Константинович, изменились ли каким-либо образом приоритеты градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга за год, минувший со дня предыдущего профессионального праздника? Как известно, для строительной отрасли началом кризиса считается прошлогодний октябрь… — Именно в архитектуре мало что изменилось, за исключением того, что период кризиса вообще не располагает к полноценной, активной архитектурной деятельности. Однако в законодательной базе в течение года произошли весьма серьезные изменения, которые с кризисными тенденциями не связаны. В Санкт-Петербурге вступили в силу Правила землепользования и застройки и Закон об охранных зонах — нормы, регулирующие архитектурно-градостроительную деятельность. Сегодня идет активная работа по упорядочению в соответствии с этими законодательными актами тех проектов и строек, которые были запущены ранее. К сожалению или к счастью, выявляется довольно много проектов и даже направлений, которые требуется корректировать. По части из них это уже делается, причем порою достаточно жестко. — Решение каких задач сегодня наиболее актуально в рамках реализации Генерального плана Санкт-Петербурга? — Первым делом отмечу, что мы ведем мониторинг Генерального плана. Его результаты ежегодно озвучиваются в докладе на специальном заседании городского правительства. — Какова на сегодняшний день ситуация по новым массивам многоэтажного домостроения, проекты которых реализуются или предполагаются к реализации? — Новых масштабных проектов по жилой застройке в этом году нет, но ведь много было заявлено раньше. Крупные кварталы, строительство в которых запланировали еще до кризиса, постепенно проходят через все процедуры согласования, то есть проекты не свернуты. Так, «Балтийская жемчужина» развивается своим чередом, утверждаются проекты планировки, межевания и т. д. Первый квартал нового жилого района уже готов к сдаче. При активизации покупательной способности населения развитие пойдет в русле намеченных ранее планов. — Каковы перспективы у высотного строительства в Петербурге? — Высотность сегодня регламентирована Правилами землепользования и застройки, при этом она изменяется в сторону повышения от центра города к периферии. Некоторые отступления от правил возможны. На практике это происходило путем повторного рассмотрения ранее принятых решений с проверкой проектов при помощи условной компьютерной модели города. Объекты, которые при ландшафтном анализе не вписывались в данную модель, были урезаны по высоте, причем это коснулось даже строящихся зданий. — Насколько значима роль Комитета по градостроительству и архитектуре в формировании малоэтажного жилищного строительства? — На окраинах Петербурга есть территории, например, Петро-Славянка, Шувалово-Озерки, где ввиду сложившейся исторической застройки этажность ограничена. Заказчики, соответственно, вынуждены строить здесь малоэтажные дома, блокированные или отдельно стоящие. Появился и прецедент по проекту крупного жилого массива. Тема, конечно же, перспективная. Малоэтажная застройка окраин — это путь, по которому идут все мегаполисы мира. — Каковы на сегодняшний день основные задачи КГА во взаимодействии с КГИОП, а также проблемы архитектурно-исторического наследия Северной столицы в целом? — С Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры мы взаимодействуем весьма тесно. Направление совместной работе задают, опять же, Правила землепользования и застройки и Закон по охранным зонам, вышедшие почти одновременно. Теоретически они максимально учитывают требования друг друга, однако на практике обнаруживаются некоторые сложности. Применение этих законов показало, что необходимо внести определенные поправки, чтобы они лучше состыковались. — Насколько массовым может быть вывод промышленно-хозяйст-венных зон из исторического центра и смежных с ним территорий Петербурга? Как может измениться облик города-музея? — Сегодня ведутся работы по реновации территорий Измайловской перспективы и станции «Московская-Товарная». Под вывод последней в Шушарах уже практически построены новые мощности, сделаны подъезды, так что территория перед Московским вокзалом почти готова к реконструкции. План одобрен на градсовете, идет проработка деталей. — Какие новые архитектурные проекты Северной столицы получили международный резонанс? — Давайте вспомним конкурс на проект набережной Европы, проведенный нашей администрацией. В конкурсе победил международный, но при этом петербургский тандем Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Чобан — это наш архитектор, который когда-то уехал в Германию, но теперь вновь больше работает в Санкт-Петербурге. Вот хороший пример честной победы в международном конкурсе. А на втором этапе, в конкурсе на проект будущего Театра танца Бориса Эйфмана, объективно победили голландцы. — Каковы сегодня основные архитектурные тенденции Санкт-Петербурга, как оценивает их разумность и жизнеспособность главный архитектор? — Если говорить о центре города, то несколько лет назад наблюдался некий крен в сторону использования современных форм и материалов — много стекла, металлоконструкций и т. д. По большому счету, это единичные примеры, и по истечении времени стало ясно, что такие опыты были недостаточно удачными. Если все-таки делать масштабные реконструкции в историческом центре Петербурга, то они и должны быть выполнены в историческом стиле. — И все-таки, если о современной российской архитектуре в целом, то в Санкт-Петербурге есть на чем остановиться взгляду. А где-то в глубинке вообще непонятно, о чем в этом смысле можно вести речь… — Говоря о современной архитектуре, я называл только Санкт-Петербург и Москву. С российской глубинкой сравнивать две столицы попросту нетактично.
В качестве яркого примера можно привести то, что в соответствии с законом автозаправочные станции теперь являются «условно разрешенным видом использования». Соответственно, все АЗС будут проходить процедуру получения разрешения через слушания, комиссию по землепользованию, постановление правительства СПб.
Если в прошлом году отчет лишь констатировал факты (что выполняется, а что нет), то результаты последнего мониторинга говорят о том, что назрела необходимость рассмотреть вопросы о внесении изменений в само законодательство. Это связано с тем, что есть крупные участки, которые при разработке генплана не могли быть учтены по разным причинам. Речь идет прежде всего о намывных территориях, которые на момент принятия генплана просто не существовали. Второе — использование земель сельхозугодий под стратегические проекты. При развитии городов это нормальный процесс, который происходит во всем мире.
За пределами исторического центра Санкт-Петербурга, конечно же, надо ожидать общего увеличения высотности рядовой застройки. Это связано с тем, что любой застройщик будет пытаться выжать из участка максимум возможностей. Вполне вероятно, что многие застройщики захотят приблизиться к верхней планке — 25-этажные здания высотой до 75 м, — для которой не требуется обеспечения специальных технических, противопожарных параметров и за которой, собственно, начинается высотное строительство. Есть уже попытки выхода за эти рамки — проекты зданий высотой 120 и даже 160 м. Пока речь только об офисных центрах. Одно из главных требований в Петербурге — чтобы это не был центр города.
В Петербурге первый опыт подобной массовой застройки, с точки зрения архитектуры, представляет штамповку минимума вариантов разных по площади домов. Если будет спрос, значит это объективно востребованное жилье. Если нет — придется искать другие подходы, в том числе архитектурные. Главный архитектор для подобных поселков может только порекомендовать вариативность основных типов домов с добавлением возможностей по отделке.
Для перспектив малоэтажного домостроения принципиально важно развитие инфраструктуры. В этом смысле мы сегодня наблюдаем обидную ситуацию — кризис ощутимо повлиял как раз на планы города по улучшению транспортной инфраструктуры. Будут решаться прежде всего стратегические вопросы, например, строительство Западного скоростного диаметра, а вот реализация ряда проектов, связанных с прокладкой новых улиц и внутригородских путепроводов, к сожалению, откладывается.
Что же касается отношений наших комитетов с бизнесом и общественностью, то, как известно, на всех не угодишь. При этом я убежден, что судьба крупных стратегических объектов должна решаться на государственном уровне. Как правило, это связано с изъятием земли под госнужды, так что неизбежно чьи-то интересы бывают задеты.
В качестве примера можно привести Измайловскую перспективу. Был утвержден проект новой улично-дорожной сети, которая ущемляла интересы многих собственников. Государственные нужды, однако, превалировали над частными интересами. Это нормально, когда речь идет о стратегическом развитии и градостроительной политике.
Что касается сохранения стиля центра Петербурга, то город уже имеет достаточно долгий опыт внедрения в историческую ткань современной архитектуры. Сохранение только исторических фасадов и полная внутренняя перестройка — не идеальный пример для реконструкции исторической среды. Сегодня подобная практика, с моей точки зрения, стала более щадящей. Хотя остается немало примеров, когда аварийное состояние здания не дает возможности использовать основные конструкции, и в этом случае, естественно, идет процесс реновации — с соблюдением всех требований КГИОПа, начиная с обязательного воссоздания фасада.
Данная зона реновации в центре города по масштабам совершенно беспрецедентна. Развитие привокзальной территории будет поэтапным: появятся новый багажный комплекс высокоскоростной магистрали, новый торговый центр на Лиговском проспекте и т. д.
Массовость реновации подобных территорий — это стратегическая задача. Напомним, что город, который до 1914 г.
активно развивался как столица империи, был окольцован промышленной зоной, а вся последующая массовая застройка велась уже за ее пределами.
Вывод предприятий и реновация территорий будут проводиться, разумеется, не в одночасье. Одновременно с работами по «Московской-Товарной» реализуется проект по Измайловской перспективе, квартал Шкапина-Розенштейна с территорией вдоль Обводного канала, далее на очереди старые промышленные территории, которые выходят к Финскому заливу.
В перспективе на месте бывших промзон появится смешанная застройка, в соответствии с генпланом — деловая застройка с вкраплениями жилой. Все определится конкретными проектами планировок, которые и станут основой дальнейшего поэтапного освоения данных территорий.
Относительно других новостроек я вынужден констатировать, что какой-либо особой петербургской школы сегодня не наблюдается. Процесс глобализации наложил отпечаток и на наш мегаполис. Работы петербургских и, скажем, московских архитекторов фактически не отличаются. Все основываются на одних и тех же аналогах с использованием одних и тех же материалов, ориентируясь на Запад. Творческая индивидуальность заключается, как правило, в авторских перепевах давно известного.
Да и заказчики пока не готовы финансировать яркие масштабные произведения архитектурного искусства.
К сожалению, в России есть и такая проблема — не хватает архитекторов. Сегодня вузы Петербурга выпускают немало молодых специалистов, да и опытные профессионалы из-за кризиса ищут работу, но в глубинке их практически нет. Вообще же в России архитекторов на душу населения в десятки раз меньше, чем в так называемых развитых странах Запада. Любая задача должна решаться профессионально, а не отдаваться на откуп чиновникам только потому, что ее больше некому решать. Конечно, надо стремиться, чтобы российская провинция имела профессионалов для грамотного решения задач градостроительства и архитектуры.
Автор: по материалам редакции Дата: 27.10.2009 «Федеральный строительный рынок» № 79 Рубрика: *** |