Публикации »

Осенние будни и праздники «Метростроя»

Согласно целевой программе на 2009 г., петербургское ОАО «Метрострой» выполняет работы на следующих объектах строящегося метрополитена: наклонный ход станции «Звенигородская», наклонный ход станции «Обводный канал» и вторая очередь Фрунзенского радиуса со станциями «Бухарестская» и «Международная».

Если говорить о последних двух объектах, то необходимо отметить, что основные работы ведутся под землей: сооружаются станционные комплексы, камеры съездов и притоннельные выработки. Также ведутся работы на наклонном ходе станции «Международная». Полностью развернуть работы на этом участке мешает отсутствие финансирования. Напомним, что годовой бюджет на 2009 г. был сокращен практически втрое, по сравнению с прошлым годом.

Станция «Звенигородская»: монтаж металлоконструкций для эскалатора

Тем не менее, метростроевцам есть о чем рапортовать и есть чем гордиться. Так, на строительстве станции «Звенигородская» в конце прошлого месяца монтажники СМУ-9 вышли из так называемой «зоны», то есть ушли с «нулевой» отметки, и начали монтаж металлоконструкций для будущих 4-х лент эскалатора. Работа эта очень ответственная и кропотливая, и уж конечно, абсолютно чуждая спешке — детали надо монтировать с точностью до миллиметра. Этого требуют и технические нормы, и Ростехнадзор, а главное — требования обусловлены прежде всего безопасностью пассажиров.
Верится, что все это вполне выполнимо, когда питерское метро строят такие кадры, как заместитель начальника 1-го участка ЗАО «СМУ-9 Метрострой» Валерий МАРТИНОВИЧ, работающий здесь с 1972 г. На его «пусковом» счету почти все станции, введенные в эксплуатацию за эти 37 лет. Теперь к этому внушительному списку добавится и «Звенигородская».
— Думаю, не надо объяснять, к каким последствиям может привести малейшая маркшейдерская неточность или небрежность в монтаже и наладке этого оборудования, — рассказывает специалист. — Представьте: длина наклонного хода, то есть будущего эскалатора, 110,4 метра (угол наклона — 30 градусов). Люди, элементарно сведущие в школьной программе по математике, могут легко подсчитать, что высота меньшего катета, то есть расстояния от пола вестибюля до пола платформы, — более 55 метров! Комментарии излишни…».
Что касается сроков, то по заверениям Валерия Мартиновича, сегодня на объекте достаточно и материалов, и оборудования, поэтому работы производятся без отклонений от графика. Материалы и оборудование завозятся на объект согласно заявкам, всегда в срок и в нужном количестве.
Примерно месяц со дня «выхода из зоны» будет проводиться выверка установленного оборудования по всей длине наклонного хода, миллиметр за миллиметром. В течение октября производится установка балюстрад, а весь ноябрь отведен на монтаж ступеней и лестничных полотен. Лестниц будет четыре (так сейчас везде на вновь вводимых станциях). Три эскалатора уже не справляются с растущим пассажиропотоком. А «Звенигородская», выйдя на поверхность «самостоятельно», а не через «Пушкинскую», как сейчас, станет загруженной и снимет напряжение на этом участке Фрунзенского радиуса, особенно в часы «пик». В полном объеме сдать станцию «Метрострой» планирует в нынешнем декабре.

«Обводный канал»: быть первопроходцами сложно, но интересно

4 октября на строительстве наклонного хода станции «Обводный канал» произошло событие, значение которого трудно переоценить: монтажники Управления механизации ЗАО «СМУ №13 Метрострой» совместно со специалистами немецкой фирмы Herrenknecht AG практически завершили подготовительные монтажные и наладочные работы на тоннелепроходческом механизированном комплексе (ТПМК). Впереди — собственно проходка наклонного хода — последнего «штриха» вестибюля новой станции Фрунзенского радиуса «Обводный канал».
«Произведен монтаж портального (козлового) крана грузоподъемностью 120 тонн, практически смонтирован проходческий комплекс наклонного хода фирмы Herrenknecht, остался небольшой домонтаж, проходка 10 колец. И предварительно мы готовили котлован под этот комплекс методом буросекущих свай, — рассказывает директор Управления механизации Валерий КУЗНЕЦОВ. — И комплекс наклонного хода, и вся работа по нему — такое производится впервые, как и создание котлована из буросекущих свай». По словам директора филиала «Метростроя», выступать первопроходцами было не столько сложно, сколько интересно. Современные механизмы и технологии, примененные специалистами предприятия, разработаны настолько качественно, что остается только дисциплинированно выполнять технические требования, «все, что записано в регламенте — и проблем не будет». К тому же и на буровой технике, и на монтаже комплекса работали далеко не только новички. Тем не менее, ТПМК Herrenknecht монтируется в наклонном ходе впервые в мире.
«В принципе, монтаж здесь, на «Обводном канале», сам по себе ничем не отличается от любого другого, просто объемы больше, — продолжает Валерий Кузнецов. — И смонтировать детали узлов и агрегатов около 1 000 тонн — это действительно достаточно сложно. Если продолжить тему об объемах как специфике этого объекта, то очень много оказалось и сварки, причем только ручной — таковы условия фирмы Herrenknecht. Два месяца задействованы были десять сварщиков. Справились».
Далее Управлению механизации предстоит выполнить проходку на ТПМК и его демонтаж. Когда будет готова площадка станции «Адмиралтейская», комплекс переедет туда, так что перерыва в работе не ожидается. А полностью пробить наклонный ход на «Обводном» планируется примерно за два месяца.
«Если «сюрпризов» не будет, кто знает, с чем мы встретимся в наклонном ходе, — уточняет Валерий Кузнецов. — Но даже если что-то вдруг не «срастется», все равно весь процесс займет намного меньше времени. Сравните: прежде с помощью наклонноукладчика наклонные ходы проходились за 8–9 месяцев. Почувствуйте разницу. Получается прямая выгода во времени, в качестве, а также выгода технологическая — применение ТМПК исключает осадку грунта».

Тоннели, театры и так далее

Подразделениями Метростроя сегодня активно ведется строительство и других объектов. Так, в Сосновом Бору на площадке Ленинградской АЭС-2 начаты работы на втором котловане. Бетонирование оснований зданий ядерного острова требует большого расхода бетона, в связи с чем два специально построенных рядом с площадкой завода работают практически круглосуточно. Полным ходом идут работы на охлаждающей градирне. Основание сооружения представляет собой колоннаду, над которой уже сооружается первый опорный пояс. В ближайшее время начнется подготовка площадки под вторую градирню (всего их будет четыре).
Не меньше внимания уделяется строительству южной части автодорожного тоннеля на Комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Метрострой делает все от него зависящее, чтобы сроки сдачи объекта не сместились. В конце сентября состоялось испытание затворов судопропускного сооружения С-1. Каждый батопорт выводили по отдельности. Полностью же испытание пройдет в конце октября. Участие «Метростроя» в этом гидротехническом объекте заключалось в подготовке доковых камер, в которых располагаются затворы.
Далее, подходит к завершению строительство подземной части второй сцены Государственного академического Мариинского театра (ГАМТ-2). Сегодня очертания постоянных конструкций уже не просто угадываются — они с каждым днем все более обретают законченный вид. Сейчас в основном ведутся бетонные работы, которые к концу года должны полностью завершиться, дав возможность подрядчику, ответственному за сооружение самого здания, начать наземное строительство.
К одним из основных направлений своей деятельности современный питерский «Метрострой», теперь уже традиционно, относит сооружение микротоннелей, для чего применяются микротоннелепроходческие комплексы различных диаметров. Летом этого года завершились работы в Кировском районе Ленинградской области на сооружении тоннельного перехода под Невой для Северо-Европейского газопровода. В ближайшее время тоннельщики приступят к строительству еще одного тоннеля для СЕГ в Выборгском районе под Сайменским каналом.
Однако наиболее важным и значимым для метростроевцев Петербурга и многих их коллег событием, которое состоялось в сентябре, стала подача документов некоммерческого партнерства Объединение подземных строителей в Ростехнадзор для включения его в реестр саморегулируемых организаций. Руководство НП, соучредителем которого является ОАО «Метрострой», и все члены организации надеются, что в самое ближайшее время единственное профессиональное объединение, созданное по принципу специализации, получит статус СРО и станет первым полноправным межрегиональным союзом подземщиков в России.

Автор: Валерий Хлопотов, Сергей Александров
Дата: 27.10.2009
«Федеральный строительный рынок» № 79
Рубрика: ***




«« назад