Публикации »

Сергей Алпатов: «Саморегулирование в подземном строительстве – путь к повышению качества»

В процессе перехода строительной отрасли на саморегулирование в профессиональном сообществе уже сформировалось мнение о том, что по ряду направлений более разумным может быть объединение не столько по территориальному принципу, сколько по специализации. Во всяком случае, уже есть прецедент, когда сами строители одной из отраслей решили, что лучше объединяться по профессиональному принципу. Речь о некоммерческом партнерстве «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» (сокращенно НП «Объединение подземных строителей»), которое стремится сплотить прежде всего профессионалов, выполняющих особо опасные, технически сложные и уникальные работы. На его базе возникло еще одно некоммерческое партнерство — НП «ОПС-Проект». Наш собеседник — генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» Сергей Николаевич АЛПАТОВ.

— Сергей Николаевич, почему ваша инициативная группа решила создать две саморегулируемые организации — строительную и проектную?

— В законодательстве предусмотрено три вида саморегулируемых организаций в отрасли — это непосредственно строительство, проектирование и инженерные изыскания. Рассматривалось также предложение о комплексных СРО, но его принятие отложили. Сегодня мы говорим: строители, вступайте в одну организацию, а проектное подразделение — в другую. Таким образом, объединяясь, мы в то же время проводим разделение внутри предприятия. Поэтому я считаю, что для определенной категории предприятий комплексные СРО необходимы. Понимаю те проектные институты, которые выступили против создания подобных организаций — чтобы не быть на вторых ролях у строителей. С одной стороны, я с ними солидарен, но с другой стороны, определенные объемы проектирования должны оставаться внутри строительных компаний. Компенсируя этот пробел в законодательстве и учитывая интересы в первую очередь наших строителей, у которых есть небольшие проектные группы и бюро, мы параллельно со строительным некоммерческим партнерством учредили объединение проектных организаций «ОПС-Проект» (сокращенно НП «ОПС-проект»).

Преимущества очевидны: работа ведется на одних площадях, часть сотрудников работает по совместительству, проводится совместная PR-кампания. Все это позволяет сократить затраты и снизить до минимума вступительные и членские взносы. Думаю, это правильный путь. Многие сейчас говорят о том, что комплексные СРО все-таки будут.

В Объединении подземных строителей в основном состоят те организации, которые осваивают подземное пространство. Это метростроевцы — Петербургский, Челябинский, Самарский, часть Новосибирского, а также крупнейшие организации, которые занимаются тоннельным строительством, такие, как УС-30 из Башкирии и «Мостовик» из Омска, и компании, осуществляющие строительство транспортных тоннелей на объектах олимпийского Сочи. Сюда же входят организации, которые специализируются на микротоннелировании, например, петербургский «Тоннельный отряд-4», и более двадцати организаций-членов Международной ассоциации специалистов горизонтально направленного бурения (МАС ГНБ).

По проектировщикам мы стараемся в первую очередь привлекать тех подземных строителей, у которых были лицензии на проектирование, и те организации, которые в той или иной степени связаны с проектированием инженерных коммуникаций, тоннелей и других подземных сооружений.

В настоящий момент документы по строительной СРО находятся на рассмотрении в Ростехнадзоре — у нас уже больше 130 организаций, в которых работает свыше 40 тыс. человек. Насколько мне известно, сегодня мы единственные, кто претендует на статус специализированной СРО в области подземного строительства в России.

— Сложно ли было в такой короткий срок зарегистрировать СРО?

— Государство нас поставило в очень жесткие рамки. С одной стороны, разговоры о переходе на саморегулирование велись с 2002 г. Но только в декабре 2007 года вышел ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях». А летом прошлого года были приняты изменения к Градостроительному кодексу (№ 148-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»), и теоретически до конца 2008 года надо было зарегистрировать организации, выполнив все необходимые требования: набрать необходимую численность, скомплектовать компенсационный фонд, подготовить документы. В общем, это достаточно большой объем работы, которую надо было сделать оперативно.
Очень поздно вышел и перечень видов работ, на которые необходимы свидетельства о допуске. Его должны были утвердить через три месяца после выхода закона, к 25 октября, а вышел он только в начале этого года. Даже теоретически зарегистрировать СРО в прошлом году было невозможно.
На сегодняшний день зарегистрированных саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге не много: четыре в области строительства и две проектных. По России — цифра порядка 80, и на рассмотрении примерно такое же количество.
Помимо достаточно сжатых сроков на подготовку к регистрации, очень жестки и условия Ростехнадзора при проверке документов. Таким образом они ставят барьер для того, чтобы не возникали саморегулируемые организации, образованные с целью наживы. Не секрет, что сегодня создаются СРО, которые обещают предпринимателям золотые горы, — ничего, мол, не надо платить, а свидетельства получите. Такого не бывает, есть платежи, определенные законом. В частности, в компенсационный фонд: 300 тыс. руб. для строителей и 150 тыс. для проектировщиков. СРО имеет право расходовать эти деньги только для компенсации убытков третьим лицам и в строгом соответствии с законом.

— Какие задачи, по Вашему мнению, должна решать СРО? Какова специфика этих задач в случае саморегулирования компаний, которые занимаются освоением подземного пространства?

— Я отдельно хочу сказать про особо опасные работы, к которым относятся практически все подземные. Предполагалось, что Правительством РФ в течение трех месяцев будут разработаны дополнительные условия выдачи свидетельств по таким видам работам. Этого не сделали до сих пор. Получается, что сегодня допуски на проведение особо опасных работ может выдавать любая СРО.
Но в задачи любой саморегулируемой организации входят прежде всего повышение качества строительно-монтажных работ и разработка нормативов. Или, скорее, организация таких разработок.
Теперь представьте, что каждая из создаваемых СРО будет анализировать, систематизировать и  разрабатывать (или организовывать разработку) технические стандарты на весь перечень видов строительных работ. Это невозможно. Не может одна организация разработать стандарты на строительство высотных домов и на строительство метро. Поэтому наряду с общестроительными саморегулируемыми организациями должны существовать специализированные СРО, которые возьмут на себя работу по разработке стандартов и правил на относительно узкий круг работ. Я знаю, что данным вопросом занимаются, и надеюсь, что в ближайшее время уточнения по опасным работам будут приняты.
Конечно, мы понимаем, что не можем объединить всех подземных строителей России, но надеемся стать одной из немногих специализированных саморегулируемых организаций, обладающих правом выдачи свидетельств на определенные виды подземных работ. Также в задачи саморегулируемых организаций входят вопросы обучения кадров и повышения квалификации. В закон введено положение, по которому ИТР должны проходить повышение квалификации в обязательном порядке не реже чем раз в пять лет. Опять же, как быть со спецификой подземных работ, если программа для высотников и для нас делается одна?
Поэтому, конечно, мы будем пытаться формировать специальную единую программу для наших членов да и вообще для организаций, которые занимаются подземным строительством. Уже сейчас очень активно этим занимаемся. Вот еще одна причина, почему должны быть специализированные СРО.
Еще один очень важный вопрос, о котором почти никто не говорит сегодня: есть требования к членам СРО, но нет требований к самому составу руководства организации, к ее совету. Получается, что любой случайный человек может организовать СРО, стать его руководителем, собрать совет, скажем, из домохозяек, — и они имеют право выдавать допуски на строительство метро. Понимаете, какой нонсенс?
Поэтому, конечно, в совете СРО должны быть люди, которые знают специфику определенного вида работ. Тот, кто выдает свидетельство о допуске к строительству подземных сооружений, сам должен иметь опыт подобной работы, знать ее нюансы и четко себе представлять, может ли организация, которая представила документы, вести такие работы.
У нас сегодня, говорю с гордостью, сформирован очень квалифицированный совет, все участники которого заслуженные или почетные строители, кавалеры правительственных наград со стажем работы по специализации более 10 лет, причем они представляют разные сферы подземного строительства.

— Как Вы считаете, какие сложности могут возникнуть в ходе работы СРО, члены которой работают в разных городах?

— Безусловно, есть некоторые проблемы осуществления контроля. Одно дело проверять организации, которые находятся в Санкт-Петербурге, другое — по всей стране. В связи с этим мы первыми в свое время предложили схему филиалов, через которые и будет производиться контроль.
И здесь, опять же, вопрос о специализации и единой системе. Если мы знаем, например, все нюансы по горизонтально направленному бурению и приезжаем проверять — это одно. Если же приезжает неспециалист в данной области, то, во-первых, проверка займет больше времени, а во-вторых, скорее всего, будет проведена менее квалифицированно. Это еще один довод в пользу специализированной СРО.

— Почему некоторые участники строительного рынка не спешат вступать в саморегулируемые организации?

— К сожалению, сегодня СМИ на официальном уровне очень мало говорят об отмене лицензий, о том, что их продление невозможно. Кое-кому надежду внушают сроки уже выданных лицензий — 2011, 2012 годы. К тому же для многих компаний из-за кризиса заплатить вступительный взнос весьма проблематично. Все это чревато проблемами в конце года, когда станет очевидно, что отмена лицензий неизбежна. Ведь вступление в СРО занимает определенное время. Заявление должно быть рассмотрено в установленном порядке, на это, по закону, отводится месяц. А сегодня у нас уже октябрь. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.
Все ведущие, крупные отраслевые предприятия и организации, которые и себя уважают, и к закону относятся с уважением, уже члены СРО. А небольшие компании зачастую очень несерьезны в этом вопросе. Некоторые из них все еще не знают про отмену лицензий и про переход на саморегулирование.
Мы со своей стороны по мере сил стараемся проводить разъяснительную работу. Много в этом направлении для строителей Петербурга делает Союз строительных объединений и организаций. Тем не менее, проблема существует, и в начале следующего года многие организации строительного рынка рискуют остаться без разрешений на проведение работ.

— Как Вы считаете, почему первое некоммерческое партнерство, объединяющее подземных строителей на общероссийском уровне, образовалось именно в Санкт-Петербурге?

— Один из наших учредителей — ОАО «Метрострой Санкт-Петербурга». Его гендиректор Вадим Николаевич Александров очень активно и целеустремленно с самого начала занимался вопросами создания специализированной СРО. Если все первые СРО делались на базе уже существующих союзов, то мы в этом смысле начинали почти на пустом месте. Регистрация нашего НП в реестре Ростехнадзора сегодня — заслуга прежде всего руководства Метростроя.
Большую роль сыграла и Тоннельная ассоциации России. До сих пор это единственный сплачивающий центр подземных строителей, ведь профильных министерств нет, госкорпораций фактически тоже. Это общественная организация с очень большим авторитетом. Те люди, которые работают в исполнительной дирекции ТАР, в первую очередь возглавляющий ее Сергей Николаевич Власов, — специалисты высочайшей квалификации. Мы считаем, что участие экспертов Тоннельной ассоциации абсолютно необходимо в экспертизе стандартов подземного строительства и при разработке стандартов, в том числе по новым технологиям, а также замене тех стандартов, которые устарели, а сегодня, к сожалению, СНиПы и ГОСТы отстают от зарубежных аналогов в среднем на 20 лет, а по некоторым видам работ отсутствуют вообще. 

— С какими трудностями пришлось столкнуться при создании НП «ОПС-проект»? Насколько помог предыдущий опыт в организации второго партнерства? 

— Проектное НП создавалось на базе НП «Объединение подземных строителей» при участии Научно-исследовательского проектно-изыскательского института «Ленметрогипротранс» и ОАО «Метрострой». Как только разобрались в законодательстве, мы решили, что необходимо параллельно создавать проектное СРО. По такому же пути пошли, например, «Союзпетрострой-Стандарт» и «Союзпетрострой-Проект» — несколько по-другому, но суть, в принципе, та же.
«ОПС-проект» делать было проще, поскольку мы уже прошли этап подготовки, организуя строительное НП. Конечно, что-то пришлось менять, потому что строительство и проектирование все-таки отличаются друг от друга. С другой стороны, очень многие документы аналогичны. К тому же не стоит забывать, что штат партнерств во многом дублируется, используются одни помещения, не нужно тратить время и силы на организацию работы.

— Есть мнение, что введение саморегулирования направлено против малого бизнеса в строительстве, поскольку в условиях кризиса затраты на вступление в СРО довольно существенны.

— Если говорят о якобы непосильной сумме компенсационных взносов, то ведь компаниям, которые финансово несостоятельны, все равно придется уйти с рынка. В конце концов, примерно во столько же раньше обходилась лицензия, а допуск в СРО выдается один раз и на всю жизнь. Сумма, внесенная в компенсационный фонд СРО, может расходоваться исключительно для компенсации ущерба перед третьими лицами. Деньги из общего компенсационного фонда выплачиваются в крайнем случае, только если нет возможности покрыть ущерб за счет страхования и сам виновный не способен выплатить всю сумму.

— Планируете  ли вы в рамках СРО помогать своим участникам в обеспечении работой?

— В задачи саморегулирования это не входит. Если кто-то сегодня, обещая работу, старается привлечь таким образом новых членов в свою организацию, это не более чем рекламный ход. Но, безусловно, любое профессиональное объединение подразумевает взаимопомощь. Все работы, которые появятся у наших участников, будут по возможности перераспределяться между членами нашей организации. Также на закрытой странице сайта партнерства будет размещаться информация об имеющемся оборудовании, материалах и т. д. Мы планируем предоставлять нашим членам ряд дополнительных услуг, не предусмотренных рамками закона о саморегулировании, защищать их интересы, информировать участников строительного рынка и всего бизнес-сообщества о членах нашей организации и работах, которые они проводят. Также не следует забывать, что даже участие в тендере со следующего года невозможно для компаний, которые не являются участниками саморегулируемой организации.

— И подводя итоги, перечислите, пожалуйста, основные цели и перспективы возглавляемых вами организаций.

— С введением закона о техрегулировании предполагается, что с 1 июля следующего года вся нормативная база, которая была в строительстве, получи статус документа добровольного применения. А пока мы приняли решение, что у нас будет использоваться старая нормативная база. Но в ближайшее время мы займемся разработкой или, по крайней мере, организацией разработки новых норм. Это касается прежде всего новых технологий — микротоннелирования, горизонтально направленного бурения и т. д., — для которых подчас нормативов нет вообще (ни на проектирование, ни на строительство). Все это позволит в будущем создать единую базу нормативно-технической документации для ведения работ, связанных с освоением подземного пространства, которая должна послужить основой для других СРО. Также обязательное условие при введении саморегулирования — повышение уровня подготовки инженерно-технических работников. Обучение, повышение квалификации персонала участников СРО — еще одна задача, решение которой в конечном итоге положительно скажется на качестве выполняемых работ.  Вообще вопрос о повышении качества строительства — один из главных в саморегулировании, и поэтому сейчас мы активно занимаемся системой менеджмента качества на предприятиях.
Еще об одном очень важном моменте СРО: закон впервые, насколько я знаю, предоставил право общественным организациям официально выходить с законодательными инициативами, делать запросы в органы государственной и муниципальной власти Мы получили право влиять на законотворчество. Таким образом, объединение в одну профессиональную саморегулируемую организацию позволит ее членам обмениваться опытом, более эффективно использовать имеющуюся материально-техническую базу и интеллектуальные ресурсы, а также отстаивать свои интересы в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Автор: по материалам редакции
Дата: 27.10.2009
«Федеральный строительный рынок» № 79
Рубрика: ***




«« назад