Публикации »

В Богословке возрождают древнерусскую архитектуру

Идея создать Русский этнографический парк, на территории которого будут возрождены утраченные шедевры древнерусского деревянного зодчества, выглядела очень смелой и по докризисным меркам. Однако то, что уже удалось сделать, не менее смело можно назвать победой как архитектурной, так и реставрационной школы Санкт-Петербурга. На территории паркового комплекса «Усадьба Богословка» в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области воссоздан центральный объект будущего этнопарка — 25-главая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня продолжаются работы по благоустройству территории вокруг храма, а это вселяет надежды, что со временем будет реализован весь масштабный проект.

Обратимся к истории

Лесной массив на правом берегу Невы в нескольких километрах от современного Петербурга, известный сейчас как Невский лесопарк, название «Богословка» получил в середине XVIII века. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала эти земли своему духовнику протоиерею Федору Яковлевичу Дубянскому. К 1825 г. владельцем имения стал его внук Александр Михайлович Дубянский, действительный статский советник, обер-прокурор IV отделения Сената. Задумав перестроить дедовский особняк на Фонтанке и преобразовать Богословку, он привлек к работе известного зодчего Викентия Ивановича Беретти. В Богословке Беретти выстроил «господский дом деревянный со всеми службами, разными увеселительными строениями, скотным и птичьим дворами, большим садом с оранжереями, со всеми украшениями, как-то мостами, беседками и пр.». Это перечисление сделано архитектором в 1830 г.

Деревянный усадебный дом был построен в стиле строгого классицизма начала XIX в. В композиционном решении двухэтажный центральный объем сочетался с боковыми галереями, которые заканчивались небольшими одноэтажными павильонами. Павильон «Эрмитаж» был выстроен в стиле ранней эклектики (период романтизма) с использованием элементов готики (крестообразная постройка, увенчанная башенкой со шпилем). Двухэтажный «Голландский домик» (павильон со ступенчатым аттиком над карнизом колоннадой на фасаде) архитектор выполнил в стиле классицизма. Были здесь и «мраморные бюсты божеств и античных героев».

С 1882 г. вплоть до Октябрьской революции Богословкой владел дальний родственник Дубянских статский советник Степан Степанович Зиновьев. Усадьбу он сдавал в аренду дачникам. Похоже, отсюда и истоки того, что в советские времена Богословка, сохранявшая это название до 1939 г., надолго стала излюбленным местом отдыха ленинградцев.

Впрочем, постепенно Невский лесопарк терял свою привлекательность. Украшавший берег Невы усадебный дом, простоявший 140 лет, обветшал и был разобран. «Мраморных бюстов божеств и античных героев» также давно нет. «В послевоенный период, несмотря на восстановительные работы, растянувшиеся на целых 15 лет, произошла деградация культурного ландшафта Невского лесопарка, и к концу 1960-х гг. все его постройки, включая усадебные, были утрачены», — отмечают специалисты.

Задачи и достижения современников

С идеей создания Русского этнографического парка возникло решение восстановить в Богословке на месте сгоревшей в 1963 г. Покровской церкви один из самых знаменитых памятников деревянного зодчества XVIII века. Первоначально 25-главая церковь Покрова Божьей Матери была воздвигнута в Вытегорском погосте Олонецкой губернии (ныне Вологодская область) в 1708 г.

Новое строительство началось 14 ноября 2003 г. с установки и освящения поклонного креста, вырубленного монахами Соловецкого монастыря. Восстановление осуществлялось на средства попечителей Регионального благотворительного фонда «Возрождение памятников архитектуры Русского Севера». 14 октября 2008 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил воссозданную церковь. Свое послание на открытие направил и Патриарх Московский и всея Руси Алексей II. «Воздвигать храмы и поддерживать их благолепие издревле на Руси считалось делом богоугодным и святым. Строили храмы всем миром. И каждый стремился внести свою посильную лепту в столь доброе дело», — в частности, сказано в послании.

Реконструкция памятника деревянного зодчества производилась по подлинным чертежам. Архитектором стал заместитель генерального директора петербургского НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик. Использовав старинные технологии, специалисты воссоздали 25 церковных глав и шатровое крыльцо на два выхода. Авторам проекта, в частности, удалось и найти для нижнего уровня собора требуемое количество бревен диаметром 35–40 см. Именно такой материал использовался для оригинального храма, и на сегодня он большая редкость. Для непосредственного выполнения работ были приглашены рубщики со всей России во главе с Сергеем Воловым, известным своими работами в восстановлении деревянных памятников на Кижском погосте.

Дальнейшие задачи по созданию Русского этнопарка решаются с помощью специально созданного Покровского фонда. Говоря же о цели и перспективах проекта, Михаил Мильчик отмечал, что народная деревянная архитектура и вообще традиционная культура находятся на грани полного исчезновения. Если не удается сберечь само архитектурное наследие, то необходимо хотя бы сохранить представление об утраченном, по мере сил воссоздав аналоги. «Поставленная задача может быть решена только при условии, что все постройки этнопарка должны быть копиями, причем достаточно точными, существовавших памятников. Естественно, что сами они памятниками являться не будут, но создаются условия для активного вовлечения посетителей в своеобразную игру в прошлое, в которой они будут не только зрителями, но и активными участниками», — говорит архитектор-реставратор.

Автор: Вадим Богданов
Дата: 21.09.2009
«Федеральный строительный рынок» № 78
Рубрика: ***




«« назад