Минрегион подготовил стратегию развития Дальнего Востока и Забайкалья
Недавно Минрегион обнародовал проект «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 г.». Отмечается, что «глобальный экономический контекст экономического и геополитического прорыва России в Азиатско-Тихоокеанский регион предполагает в долгосрочной перспективе особые характеристики развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Обращаясь к объемному тексту рассматриваемого документа, подробнее остановимся на вопросах транспортного строительства и общего развития стройиндустрии Основные задачи и этапы их решения Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона, в Стратегии обозначены их экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, низкая внутренняя транспортная связанность территории при ее огромных размерах, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, специфичность условий ведения сельского хозяйства, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока. В составе основных мероприятий, реализация которых даст возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий проживания на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, рассматриваются прежде всего следующие инвестиционные программы: На период 2009–2025 гг. выделяются три этапа экономического развития. Развитие транспортной инфраструктуры федерального значения В проекте Стратегии акцентируется внимание на том, что «развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, как никакой другой территории России, зависит от эффективно действующей транспортной системы. Это связано прежде всего с огромной территорией, неравномерным хозяйственным освоением, системой расселения». По сравнению с другими территориями России, транспортная инфраструктура региона, однако, развита слабо. Так, плотность железных дорог на этой территории в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России, а в Чукотском автономном округе, Камчатском крае и в Магаданской области железные дороги вообще отсутствуют. Основные транспортные артерии Дальнего Востока и Байкальского региона — Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали — требуют усиления, поскольку уже после 2010 г. до 90% их направлений будет работать с критическим уровнем загрузки, прежде всего на подходах к портам, крупным промышленным районам, новым месторождениям. Соответственно, требуется обеспечить опережающее развитие опорной транспортной сети на территориях нового освоения. Для обеспечения пассажирского движения и пропуска грузовых поездов повышенного веса будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через реку Амур и реконструирован тоннель под рекой Амур у Хабаровска. Для снятия ограничений движения поездов будет также завершена реконструкция Лагар-Аульского, Кипарисовского, Владивостокского и Облученского тоннелей, мостов через реки Зея и Бурея и моста на участке Угловая — Находка. Будут построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов, ряд технологических железнодорожных линий. Кроме того, железнодорожная сеть дополнится грузообразующими линиями Шимановская — Гарь — Февральск, Нарын — Лугокан и Приаргунск — Березовский ГОК. Дальнейшее развитие получит Байкало-Амурская магистраль, что позволит поддержать перспективные грузопотоки со вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке в центральную Россию и на экспорт, в страны АТР. По Стратегии, пропускная способность БАМа в направлении морских портов «Ванино» и «Советская Гавань» к 2025 г. Предстоит завершить реконструкцию Сахалинской железной дороги с переводом ее на общесетевую колею в 1 520 мм, построить новые стратегические железнодорожные линии Селихин — Сергеевка и Сукпай — Самарга, а также ряд грузообразующих линий. Будет завершено строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лена. Начнутся работы по строительству железнодорожной линии по направлению Якутск (Нижний Бестях) — Мома — Магадан, что позволит обеспечить круглогодичное сообщение с северо-восточной частью Якутии и Магаданской областью и выход этих районов на общероссийскую сеть железных дорог. На первом этапе предстоит завершить строительство линии Нижний Бестях — Мегино — Алдан, что обеспечит доступность Северо-Восточной Якутии и Колымской горнодобывающей зоны как территорий опережающего экономического развития. В Байкальском регионе начнется строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск — Усть-Илимск — Усть-Кут), а также ряда грузообразующих линий, том числе межрегиональной линии ст. «Лена» (Усть-Кут) — Непа — Ленск. Это обеспечит деятельность зон опережающего роста — Западная Якутия, Ленско-Ангарское Прибайкалье — и Усть-Илимской зоны. Сегодня плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Дальнего Востока и Байкальского региона в 5,6 раза ниже, чем в среднем по России (31 км/1000 кв. км). Около 1 400 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с опорной сетью автодорог. Нормативное транспортно-эксплуатационное состояние не обеспечивается почти на половине протяженности федеральных и региональных автотрасс. Будет завершено строительство автомобильной дороги «Амур» (Чита — Хабаровск) и строительство второй очереди автодорожной части совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Амур у Хабаровска с выходом ее на порт «Ванино», что свяжет дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны. Будет реконструирована автодорога «Уссури» (Хабаровск — Владивосток), а также развернуто строительство автомагистрали «Восток» (Хабаровск — Находка) протяженностью 824 км, которая пройдет по глубинным районам Хабаровского и Приморского краев и решит проблему связи портов «Находка» и «Восточный» с транспортными коридором Восток — Запад. В Байкальском регионе будут реконструированы автодороги «Байкал» и Улан-Удэ — Кяхта (граница России с Монголией). Будут также достроены и реконструированы автомобильные дороги «Лена» от Невера до Якутска и «Колыма» от Якутска до Магадана. Завершится строительство автомобильной дороги «Вилюй» (от автодороги М53 «Байкал» (Братск — Усть-Кут — Мирный — Якутск) — она решает задачи северного завоза грузов и экономического развития вновь осваиваемых территорий. Развитие опорной сети железных и автомобильных дорог на территории экономически освоенной южной части Дальнего Востока и Байкальского региона создаст условия для формирования Приморской, Прибрежной портово-промышленной, Приамурской индустриально-аграрной, и Свободненской экономических зон, а также природно-ресурсной зоны БАМ, Байкальской туристско-рекреационной, Бурятской и Забайкальской индустриальных, Братско-Усть-Илимской зон опережающего роста, зоны Ленско-Ангарского Прибайкалья, Владивостокской, Хабаровской, Комсомольской, Ванино-Совгаванской и Иркутской агломераций. Далее, развитие инфраструктуры воздушного транспорта будет основано на реализации концепции формирования и развития национальной опорной аэропортовой сети, состоящей из международных и внутрироссийских узловых и социально-значимых аэропортов. Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые аэропорты. В качестве внутрироссийских узловых аэропортов получат развитие аэропорты «Улан-Удэ», «Чита», «Благовещенск», «Якутск», «Магадан», «Мирный», «Анадырь», «Петропавловск-Камчатский» и «Южно-Сахалинск». Будут реконструированы аэропорты местного значения для повышения транспортной доступности населенных пунктов Дальнего Востока и Байкальского региона. Портовое хозяйство также нуждается в модернизации и развитии мощностей для обеспечения растущих потребностей внешнеторгового оборота России и обеспечения международного транзита. Значительное развитие получат морские порты Хабаровского и Приморского краев. Приоритетным будет создание современных мощностей для переработки контейнеров и генеральных грузов, а также высокомеханизированных и автоматизированных комплексов по переработке массовых навалочных и наливных грузов. Будет обеспечена специализация морских портов, создание эшелонированных портов, включающих удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы, позволяющие обеспечивать более эффективную переработку и распределение генеральных грузов. Производственные мощности портов вырастут более чем на 200 млн. тонн. Наибольший прирост будет достигнут по мощностям для обработки угля, руды, контейнеров и нефти. Будут реализованы проекты развития особых экономических зон портового типа. Увеличение каботажных перевозок потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах «Петропавловск-Камчатский», «Магадан», «Анадырь», «Певек», «Беринговский», «Холмск» и «Невельск», обеспечивающих жизнедеятельность территорий. Активизируются работы по созданию современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортному использованию Северного морского пути с модернизацией портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных транспортных сообщений. Основными целями развития Северного морского пути являются: На внутреннем водном транспорте будет проведена реконструкция водных путей и улучшение их эксплуатационных параметров, в том числе увеличение протяженности путей с гарантированными габаритами судовых ходов. В перспективе намечено развитие инфраструктуры водных путей для обеспечения перевозок по меридиональному международному транспортному коридору Европа — Северный морской путь — р. Лена — железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск — БАМ (Транссиб). Потребуется первоочередное развитие и техническое перевооружение с созданием терминальных логистических комплексов портов «Хабаровск», «Благовещенск», «Ленск» и др., развитие инфраструктуры арктических портов «Тикси» и «Зеленый Мыс». В перспективе намечено строительство устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лена, Яна, Индигирка и Колыма. Снятие инфраструктурных ограничений и создание транспортно-коммуникационных условий для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности страны — один из важнейших стратегических приоритетов развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для этого будет обеспечено комплексное и опережающее развитие опорной транспортной сети, формирование международных транспортных коридоров, развитие коммуникаций в зонах опережающего развития, повышение доступности населению транспортных услуг. Развитие опорной транспортной сети предусматривает строительство новых и модернизацию участков действующих магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических узлов, включая морские порты национального, регионального и местного уровней. Развитие инфраструктуры на основных направлениях международных транспортных коридоров обеспечит потребности внешней торговли страны и позволит реализовать ее транзитный потенциал на основе использования глобальных конкурентных преимуществ. Приоритет этой задачи усиливается прогнозируемым увеличением широтных грузопотоков, прежде всего контейнерных, в направлении Восток — Запад (АТР — Европа), которые будут реализованы с использованием Транссиба и БАМа, трансконтинентальных авиатрасс и в перспективе Северного морского пути. К 2025 г. будет завершено формирование опорной сети всех видов транспорта на экономически освоенной территории южной части Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечена ликвидация разрывов и узких мест на транспортной сети, созданы условия для интеграции транспортной системы РФ в международную транспортную систему АТР. Нефтегазовое транспортное строительство Развитие опорной сети трубопроводного транспорта на территории региона будет связано со строительством трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) производительностью до 80 млн. тонн нефти в год. Целью проекта является обеспечение формирования новых центров добычи нефти и выхода России на энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также поэтапное развитие единой системы газоснабжения России. В рамках ВСТО, как известно отраслевой общественности, вскоре будет построен и введен в эксплуатацию спецморнефтепорт «Козьмино» (Приморский край). Для доставки нефти в порт на первом этапе развития трубопроводной системы будет построена и введена в эксплуатацию железнодорожная эстакада «Сковородино», через которую планируется отгружать до 15 млн. тонн нефти в год. Предусматривается строительство линейной части и нефтеперекачивающих станций (НПС) на участке Сковородино — Козьмино общей протяженностью 2 100 км, развитие СМНП «Козьмино» (ВСТО-2) и расширение пропускной способности участка Тайшет — Сковородино. Строительная индустрия Развитие строительного комплекса субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона (за исключением не имеющих доступа к океану), названо первоочередной задачей в связи с целями и задачами настоящей Стратегии. Рост объемов строительной индустрии находится в прямой зависимости от инвестиционной деятельности и одновременно выступает в регионе в качестве лимитирующего фактора реализации инвестиционных проектов. На настоящий момент в регионе есть лишь 4 действующих цементных завода. По производству других видов строительных материалов, в том числе сборных железобетонных конструкций и строительного кирпича, регион также занимает крайне незначительные позиции в России, но имеет благоприятные условия для динамичного развития. Рост потребления основных стройматериалов потребует ввода дополнительных мощностей. Значительное наращивание мощностей строительной индустрии связано с подготовкой к саммиту АТЭС. Наличие собственной сырьевой и энергетической базы, развитие транспортной инфраструктуры в сочетании с устойчиво растущим спросом определяет благоприятные условия для реализации ряда инвестиционных проектов в отрасли, расширяющих возможности стройиндустрии Дальнего Востока и Байкальского региона. Увеличение объемов производства цемента, стеновых, теплоизоляционных и нерудных материалов, а также сборного железобетона будет обеспечено в основном как за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, производств и технологических линий стройиндустрии и стройматериалов (в частности, строительство новых цементных заводов в Амурской области и Хабаровском крае), так и за счкт частичной их реконструкции (реконструкция Тепло-озерского цементного завода в Еврейской автономной области). В значительной степени рост отрасли будет обеспечен созданием стройиндустрии новых строительных материалов (более экологичных и адекватных природным условиям), развитием прежде всего малых предприятий. Это предполагает привлечение прогрессивных технологий домостроения, включая быстровозводимые здания, применение таких современных экономичных строительных материалов, как гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, пенобетон, полистиролбетон, эффективные утеплители, сухие строительные смеси и другие; а также стимулирование проведения модернизации домостроительных предприятий в целях перехода к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам. Будет организовано производство по выпуску эффективных теплоизоляционных материалов, например минераловатного утеплителя на основе базальтового волокна, что обеспечит экономию тысяч тонн условного топлива. «Выгодное географическое положение позволяет субъектам Российской Федерации, расположенным на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, развивать экспортные поставки строительных материалов не только в другие регионы Российской Федерации, но и в соседние государства», — отмечается в проекте Стратегии.
в сфере электроэнергетики Дальнего Востока — направленные на повышение надежности электроснабжения, развитие электросетевого хозяйства, создание новых генерирующих мощностей, качественное обновление потенциала децентрализованной энергетики и снижение затрат на производство электро- и теплоэнергии, снижение потерь электро- и теплоэнергии;
в сфере развития транспортной инфраструктуры — направленные на повышение транспортной доступности, повышение пропускной способности БАМа и Транссиба, повышение качества транспортно-логистических услуг, интеграцию в международные транспортно-логистические системы.
I этап (2009–2015 гг.) характеризуется, в частности, превышением темпов роста инвестиций по сравнению со среднероссийскими показателями, началом реализации новых инфраструктурных проектов.
II этап (2016–2020 гг.) предполагает осуществление крупномасштабных проектов в энергетике, в том числе связанных с притоком иностранных и государственных инвестиций, завершение создания опорной транспортной сети, включая сеть автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов.
III этап (2021–2025 гг.) социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона связан с закреплением лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и значительно возросшей интеграцией Дальнего Востока и Байкальского региона в мировое экономическое пространство. Cоциально-экономическое развитие территории на данном этапе будет обусловливаться развитием инновационной экономики, реализацией крупномасштабных проектов в добыче, переработке и поставке углеводородного топлива, завершением реализации крупномасштабных проектов в энергетике, на транспорте и т. д.
На железнодорожном транспорте получит развитие Транссибирская магистраль, играющая ключевую роль в перевозках продукции Дальнего Востока и Байкальского региона на российские рынки и рынки стран АТР, в сообщении стран АТР и Европы.
должна быть увеличена до 80 – 100 млн. тонн, а частными инвесторами в данных портах будут построены новые морские перегрузочные комплексы. Важнейшим инвестиционным проектом является модернизация линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (500 км) с реконструкцией участка Оунэ — Высокогорная. На участках тепловой тяги будет осуществлен переход на электрическую тягу.
Для обеспечения потребностей населения в перевозках и роста транспортной доступности намечено строительство социально-значимых линий Тыгда — Зея и Селихин — Ныш, предусмотрена организация скоростного движения (140 – 160 км/час) на направлениях Уссурийск — Владивосток и Владивосток — Хабаровск.
Далее, развитие опорной сети автомобильных дорог должно связать между собой все социально-экономические центры Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечит транспортные связи с морскими портами и сопредельными государствами.
транспортное обеспечение освоения арктических нефтегазовых месторождений, в том числе шельфовых, и морского экспорта нефти и газа;
обеспечение северного завоза социально значимых грузов;
развитие потенциальных крупномасштабных региональных и транзитных перевозок.
Таким образом, уже на первом этапе строительства ТС ВСТО будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры федерального значения, особенно — железнодорожного транспорта и морских перевозок.
Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», как отмечается в Стратегии, имеет решающее значение для создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие заводы региона с учетом экспорта на рынки Китая и других стран АТР.
Намечено завершить реализацию программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. Предусмотрено первоочередное создание и развитие газотранспортной системы «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», которая будет объединена с газопроводом из Республики Саха (Якутия). Будет построена третья нитка газопровода Средневилюйское газоконденсатное месторождение — Мастах-Берге — Якутск», созданы на базе малых нефтегазовых месторождений локальные системы газификации в районах Дальнего Востока, а также в Иркутской области. Создание ЕСГ в восточных регионах России явится наряду с ВСТО опорным инфраструктурным мегапроектом в рассматриваемый период.
Автор: по материалам редакции Дата: 29.07.2009 «Федеральный строительный рынок» № 77 Рубрика: *** |