Публикации »

Олимпийские тоннели ЮГСК

Специализацией сочинского ЗАО «Управление Строительства «Южная горно-строительная компания», истоки которого восходят к славному ОАО «Бамтоннельстрой», изначально является строительство и реконструкция транспортных тоннелей. Сегодня предприятию, за плечами которого реализация ряда масштабных, современных и технологически сложных проектов, доверен крупный и ответственный участок работ на строительстве одного из главных объектов транспортной инфраструктуры грядущей Олимпиады. Как обстоят дела на сегодняшний день, рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ЗАО «УС «ЮГСК» Владимир АНТОЩЕНКО.

— Владимир Петрович, если не возражаете, начнем с пополнения списка трудовых свершений «ЮГСК».
В прошлом году в нашем журнале сообщалось, что близки к завершению были работы по строительству Навагинского и реконструкции Большого Новороссийского железнодорожных тоннелей. Что сегодня можно отметить по этим объектам?

— Что касается реконструкции Большого Новороссийского тоннеля, то объект сдан в эксплуатацию в июне. На Северо-Кавказской железной дороге, одной из старейших в стране, есть тоннели с вековой историей, и обеспечение безопасности движения по ним становится все более актуальной задачей. Тем более, что интенсивность движения здесь многократно возрастет в связи с олимпийским строительством. На Большом Новороссийском тоннеле с длиной пути 1 390 м, эксплуатировавшемся уже 120 лет, от нас требовалось в кратчайшие сроки построить новые и реконструировать старые железнодорожные пути. Чтобы обеспечить бесперебойное движение на этом важном участке, реконструкция проводилась в два этапа: сначала построили и сдали в эксплуатацию новый однопутный тоннель, а потом приступили к реконструкции старого. Руководство ОАО «РЖД» назвало выполненную работу сложнейшим объектом и одним из серьезнейших железнодорожных сооружений в стране.
Достраиваемый новый Навагинский тоннель, напомню, проложен на участке Белореченская — Туапсе, его протяженность —1 134 м. Строительство, начавшееся в 2006 г. и призванное расширить пропускную способность дороги на Сочи, предстоит завершить в текущем году.
В 2008 году были закончены работы по проходке тоннеля, которые в сложных горно-геологических условиях велись с двух порталов и с использованием горнопроходческих комбайнов. Рабочая комиссия прошла успешно, осенью планируется сдача объекта.

— Какой из объектов «ЮГСК» можно считать технологически наиболее сложным?

— До сегодняшнего дня наиболее сложными, причем примерно в равной степени, для нас были Мацестинский и Навагинский тоннели. Что же касается каких-либо технологических «изюминок», то перечислять их можно долго. Практически на всех объектах тоннелестроения в горных условиях приходится решать сложные непредвиденные задачи, мобилизуя весь потенциал предприятия.

— 27 мая одной из главных новостей страны стало сообщение о том, что ОАО «РЖД» приступило к строительству одного из главных объектов транспортной инфраструктуры Олимпиады — первого комплекса горных тоннелей на совмещенной дороге Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». В связи с этим прозвучало и имя «ЮГСК». Каков объем работ, который предстоит выполнить вашему предприятию?

— В этот памятный день в поселке Ахштырь мы как подрядчик у ОАО «Российские железные дороги» приступили к строительным работам на Южном портале комплекса тоннелей №1 совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Ранее мы уже выполнили проектно-изыскательские работы.

В целом протяженность дороги, уже названной самым амбициозным проектом олимпийской инфраструктуры, составит 48 км. Эта дорога вообще-то представляет собой не просто дорогу в привычном смысле этого слова, а череду искусственных сооружений, эстакад, насыпей и тоннелей. Если точнее, то проект включает в себя сооружение 26,5 км тоннелей, 35 км мостов и эстакад. Построить все это, обеспечив таким образом нормальную беспрепятственную доставку гостей и участников Олимпиады-2014 к главным спортивным объектам в Красной Поляне, требуется к третьему кварталу 2013 г.

На «ЮГСК» возложен объем работ, который раньше нам на одном объекте выполнять еще не приходилось. Комплекс тоннелей №1 представляет собой фактически три тоннеля протяженностью порядка 2,5 км: однопутный железнодорожный тоннель, сервисную штольню и автодорожный тоннель, — то есть всего компании предстоит проложить почти 8 км тоннелей, причем в очень сжатые сроки. Только на начальном этапе строительства мы задействовали здесь около 600 человек. По территории Национального парка Сочи при подготовке стройплощадки потребовалось проложить 18 км бетонной автодороги.

Но есть и еще один объект олимпийской инфраструктуры, к строительству которого «УС «ЮГСК» приступило еще в марте. Это основная производственная база «РЖД» в сочинском поселке Веселое, на территории, прилегающей к товарному двору №2. База создается для обеспечения стройматериалами всех олимпийских объектов. Реализация проекта включает в себя строительство завода сборной железобетонной обделки, трех бетонных заводов, склада инертных материалов, подъездных путей и др. Опять же, сроки установлены весьма сжатые. Но примерно 70% работ уже выполнено, и я надеюсь, что уже к концу года мы запустим базу в действие. Добавлю, что практически все делается силами коллектива «ЮГСК» и собственными производственными мощностями.

— Продолжается ли освоение новых технологий, происходит ли обновление и расширение парка профессиональной техники?

— «ЮГСК» с начала своей деятельности постоянно осваивает передовые технологии и методы тоннелестроения. Сегодня строительство тоннелей для олимпийской инфраструктуры дало новый импульс техническому развитию. Так, сто тонн груза, доставленные на легендарном самолете «Руслан» в мае этого года (к началу строительных работ) в поселок Ахштырь, представляют собой не что иное, как тоннелепроходческий комплекс Lovat. Он предназначен для проходки перегонных тоннелей в сложных грунтах и в условиях горного рельефа. Ранее комплекс использовался в метростроении Новосибирска. Для Сочи эта мощная техника модернизирована — в частности, изготовлен новый рабочий орган. Недостатка в специалистах, которые способны освоить работу на подобных комплексах, компания не испытывает, к тому же проведено их дополнительное обучение. В целом же, кстати, около ста работников «ЮГСК» прошли обучение в Швеции и Финляндии.

Для выполнения поставленых задач на Южном портале комплекса тоннелей №1 (совмещенной дороги Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис») эксплуатируются такие строительные машины и механизмы, как: проходческие комбайны Voest Alpine ATM 105S и Alpine Miner АМ-75, подземная буровая установка TD-2522, буровые установки Sandvik Commando DC 120 и Boomer E3C, подземный экскаватор Libherr R944C Tunnel, а также погрузодоставочные машины, анкероустановщик и аркоустановщик, установки для набрызг-бетонирования, мобильный бетонно-смесительный узел и т. д. Современной высокопроизводительной техникой для работы на три забоя мы обеспечены. Возникнут новые задачи — решим.

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития компании, ее технического и кадрового потенциала в современных условиях?

— Главная перспектива на ближайшие годы, опять же, связана со строительством объектов олимпийской инфраструктуры. Если все пойдет по плану, то сдача в эксплуатацию комплекса тоннелей №1 своевременно и с высоким качеством выполненных работ — это уже само по себе залог повышения престижа и расширения перспектив для последующего нормального развития предприятия. Более конкретно можно говорить, например, о том, что намечается: это консервация старого железнодорожного Навагинского тоннеля, реконструкция тоннеля №1 на линии Туапсе — Адлер, где «ЮГСК» может взять на себя значительный объем работ. Вообще же на Юге России немало старых тоннелей, которые нужно реконструировать, хотя будут строиться и новые, а «Южная горно-строительная компания», в свою очередь, всегда готова задействовать свой кадровый и технический потенциал, гарантируя выполнение заказа с требуемым качеством и
в сжатые сроки.

ЗАО «УС «ЮГСК»
354340 г. Сочи, А-340,
ул. Гастелло, 30-а
Тел. (8622) 46-6665
Факс (8622) 46-6262
E-mail: jugsk@bamts.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 29.07.2009
«Федеральный строительный рынок» № 77
Рубрика: ***




«« назад