В надежных руках метростроевцев Петербурга
Летняя пора для строителей всегда была особенно «жаркой». И сегодня, несмотря на сложную экономическую ситуацию, петербургские метростроители не снижают темпы, а наоборот, продолжают активно трудиться на объектах города и области. Строительство любого объекта метро, как известно, довольно длительный и дорогостоящий процесс, что обусловлено самой спецификой метрополитена. В 2008 г. Метрострой сдал городу первую очередь Фрунзенского радиуса, который строился более 10 лет. Это позволило предприятию приступить к работам на новых объектах метрополитена. В данный момент работы развернуты на нескольких объектах сразу: это сооружение наклонного хода станции «Звенигородская», а также наклонные ходы станций «Обводный канал» и «Адмиралтейская». Продолжаются работы и на Фрунзенском радиусе за станцией «Волковская». Там идет строительство двух станционных узлов, сооружаются притоннельные выработки, ведутся работы в районе СТП и натяжных камер, пройдено больше половины эскалаторного тоннеля станции «Международная». В начале текущего года исходя из размеров бюджета, выделенного на метростроение из городской казны, работы были перераспределены таким образом, чтобы максимально обеспечить использование имеющихся трудовых ресурсов предприятий Метростроя и, соответственно, избежать массового сокращения кадрового состава. И, конечно же, главное внимание при распределении уделялось наиболее сложным работам, которые требуют больших временных затрат — их выполнят в первую очередь. Ввод станций «Бухарестская» и «Международная» в 2010 г., как это было заложено Концепцией развития метрополитена до 2020 г., уже однозначно откладывается. И дело тут не в нехватке людей, механизмов или технологий, а в элементарном отсутствии финансирования. По словам главного инженера ОАО «Метрострой» Алексея Старкова, для того чтобы, например, начать процесс заморозки грунта в районе будущего наклонного хода станции «Бухарестская», что предполагает непрерывную работу по заморозке в течение практически двух месяцев, требуется определенная сумма, которой в данный момент нет. Тем не менее строители сделали все, чтобы при появлении средств можно было сразу приступить к работам и выполнить их максимально быстро. Особого внимания заслуживает еще один объект метрополитена — эскалаторный тоннель станции «Обводный канал». Площадка на углу Лиговского пр. и наб. Обводного канала стала местом, где в самое ближайшее время произойдет своего рода эксперимент. В Петербурге впервые при сооружении наклонного хода будет применено уникальное проходческое оборудование — тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) немецкой фирмы Herrenknecht. Специалисты Управления механизации «Метрострой» уже приступили к монтажу ТПМК весом 600 т. Эта работа ведется совместно с немецкими коллегами, которые по контракту оказывают услуги шефмонтажа и шефдемонтажа. Когда закончится проходка эскалаторного тоннеля, щит отправится на следующий, не менее важный и ответственный объект — станцию «Адмиралтейская». Там сейчас ведется подготовка строительной площадки. Здание на углу Кирпичного пер. и Малой Морской ул. практически снесено, и к осени метростроители предполагают начать там работы по подготовке стартового котлована для ТПМК. Однако об этом говорить преждевременно, так как первое испытание механизма еще только начинается. В данный момент стартовый котлован наклонного хода станции «Обводный канал» полностью готов к приемке оборудования. Процесс монтажа самого ТПМК ведется круглосуточно. Метростроители предупреждают, что с момента старта и до полного окончания работ площадка будет работать 24 часа в сутки, поэтому жителям ближайших домов придется набраться терпения и пережить эти 1,5 – 2 месяца проходки. Что касается безопасности окружающей застройки, то тут можно не беспокоиться. Использование такого оборудования полностью исключает осадки земной поверхности. В перспективе, по оценкам специалистов, данный ТПМК способен пройти порядка 10 тоннелей, подобных наклонному ходу станции «Обводный канал». Что касается пускового объекта текущего года — станции «Звенигородская», — то и здесь метростроителям есть чем гордиться. При сооружении наклонного хода станции использовалась технология заморозки грунта. Этот способ применяется метростроителями достаточно давно. Он позволяет создать ледяной массив вокруг тоннеля на время проходки, предотвратив таким образом попадание в него воды. Однако при оттаивании грунта возникает его естественное движение, что небезопасно для зданий, которые находятся рядом. В данном конкретном случае это совершенно недопустимо, так как практически каждое здание, находящееся в центральной части города, является архитектурным памятником. Поэтому специалисты ЗАО «СМУ-11», которые ведут основные работы на этом объекте, применяют инновационную технологию jet grouting, разработанную совместно с ОАО «Ленметрогипротранс», ФГУП «Петербургский метрополитен» и ПГУПС. Речь идет о таком методе закрепления земляного массива, когда грунт смешивается с цементным раствором, в результате чего внутри выработки образуются спаянные между собой цилиндрические колонны, которые удерживают контур площадки во время оттаивания грунта. Еще одним новшеством, которое было применено при сооружении этого наклонного хода, стало использование специального экскаватора при проходке. Ранее механизмы использовались только для монтажа обделки, а разработка грунта велась вручную. По плану, уже к концу года пассажиры петербургского метро смогут воспользоваться новым эскалаторным тоннелем. Продолжаются работы и на других объектах «Метростроя»: Ленинградская АЭС, Комплекс защитных сооружений, вторая сцена Мариинского театра, Северо-Европейский газопровод. Опыт метростроителей востребован на каждом из них. Так, появление подземщиков на площадке Мариинского театра в момент, когда возникла серьезная угроза для близлежащих зданий, позволило быстро стабилизировать ситуацию, продолжить активную разработку котлована и вести дальнейшее сооружение подземной части театра. На КЗС метростроители, сдав в прошлом году судопропускное сооружение С-1, приступили к строительству южной части автодорожного тоннеля, который пролегает на глубине порядка 30 м. Сложнейшие гидротехнические работы доверили именно метростроителям. В Сосновом бору силами специалистов ОАО «Метрострой» ведется сооружение уникальной по своим масштабам охлаждающей градирни. Технология микротоннелирования активно используется при строительстве газо- и нефтепроводов. Так, в текущем году специалисты ООО «Тоннельный отряд-4» начали работы в Кировском районе Ленобласти по сооружению двухметрового тоннеля под Невой для Северо-Европейского газопровода. Параллельно готовится площадка под Выборгом, где разместится еще один тоннель СЕГ. На сей раз — под Сайменским каналом. Важным направлением деятельности «Метростроя» на сегодня является и переход на саморегулирование. Как известно, с 2010 г. все ранее выданные лицензии потеряют свою силу, и управление процесса выдачи допусков на производство работ перейдет в руки самих строителей. ОАО «Метрострой» совместно с Тоннельной ассоциацией России создало некоммерческое партнерство, которое в дальнейшем, при включении в реестр СРО, сможет выдавать допуски на строительные работы. На сегодня это единственное объединение в России, построенное по признаку специализации и собравшее под своими знаменами ведущие российские организации, работающие в области подземного строительства. Таким образом, реализация важнейших строительных проектов сегодня находится в надежных руках метростроевцев, которые, кстати, через полтора года отметят семидесятилетие со дня основания своей организации. А единственное, что может отрицательно повлиять на успешное завершение начатых работ, — это отсутствие финансирования.
В ее основание подземщики забурили более 1 800 свай. А таких градирен будет четыре. В Копорье, а затем и на самой площадке ЛАЭС-2 ЗАО «Метробетон» построены два бетонных завода, призванных обеспечить площадку основным строительным материалом, который сегодня идет на сооружение градирен и зданий ядерного острова.
Автор: по материалам редакции Дата: 29.07.2009 «Федеральный строительный рынок» № 77 Рубрика: *** |