ООО «Тоннельный отряд – 4»: передовые технологии в подземном строительстве
В современном строительстве, особенно если речь идет о крупных городах, освоение подземного пространства приобретает все более важное значение. Одна из главных особенностей данного направления — применение передовых технологий. Безусловно, в полной мере это относится и к Северной столице России, где одним из пионеров и неизменных лидеров в микротоннелировании и горизонтально направленном бурении является ООО «Тоннельный отряд – 4», входящее в структуру петербургского ОАО «Метрострой». Сегодня предприятие остается полноценно востребованным, не только не растратив свой мощный потенциал, но и продолжая расширять производственные горизонты, находить и применять новые технологические решения. ООО «Тоннельный отряд – 4» изначально специализируется на выполнении строительно-монтажных работ, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений, объектов метростроения, а также строительстве и реконструкции подземных инженерных и транспортных коммуникаций. Технология микротоннелирования, освоенная российскими строителями сравнительно недавно, позволяет без вскрытия земной поверхности прокладывать подземные коммуникации в районах плотной застройки или в местности, пересеченной транспортными и иными коммуникациями. Для выполнения соответствующих работ ООО «Тоннельный отряд – 4» имеет в своем парке микротоннелепроходческие комплексы немецкой фирмы «Херренкнехт» АVN-1200Т, AVN-1500Т, комплекс AVN-2000D, которые могут работать как с железобетонными трубами собственного производства, так и со стальными трубами. Комплексы построены по модульному типу, что позволяет быстро перебазировать их с одного объекта на другой и максимально сократить сроки монтажа оборудования. «Тоннельный отряд –4» обладает также всей другой необходимой современной техникой. Предприятие имеет сертификаты соответствия на тоннелепроходческие установки типа AVN и системы качества ИСО 9001:2000, является членом Российского общества по внедрению бестраншейных технологий (РОБТ) и Тоннельной ассоциации России (ТАР). Награждено почетным знаком «За внедрение передовых технологий при освоении подземного пространства». Здесь уместно напомнить, что впервые немецкое оборудование для технологии микротоннелирования, которую генеральный директор ООО «Тоннельный отряд – 4» Николай ЗУБОВ и годы спустя продолжает называть «просто изумительной», специалисты будущего предприятия первыми привезли в Россию и, в частности, в Санкт-Петербург 13 лет назад. В 1996 г. был пройден тоннель диаметром 1 200 мм для коллектора на Песочной набережной Северной столицы. Кстати, тема эта была озвучена журналистом «Федерального строительного рынка» еще год назад в материале о реализации проекта инженерной подготовки территории кварталов юго-западной приморской части Санкт-Петербурга, то есть под возведение «Балтийской жемчужины» — своего рода города-спутника с населением 35 тыс. человек. Перед компанией «Тоннельный отряд – 4» как перед подрядчиком была поставлена задача: в сжатые сроки методом микротоннелирования проложить коллектор диаметром 1 500 и 2 000 мм для водоотведения, без предварительного обеспечения которого начало массовой застройки было невозможным. К работам приступили в конце 2007 г., а завершение их планировалось на первое полугодие 2009 г. Свои обязательства тоннельный отряд выполнил, но коррективы внес мировой кризис. Хотя надо отметить, что значительного переноса предполагаемого срока сдачи объекта все-таки не произошло — благодаря тому, что генподрядчиком выступило ОАО «Метрострой» (Санкт-Петербург), в трудный момент изыскавшее собственные резервы для продолжения строительства, стратегически важного для развития города. Проходческие щиты остановлены не были. Сегодня на коллекторе «Балтийской жемчужины» заканчивается технологическое оснащение шахт и идет подготовка к сдаче объекта в эксплуатацию. — В это время велась работа и на других объектах, — рассказывает Николай Алексеевич Зубов. — Причем степень их сложности далеко не всегда зависит от масштабов. Так, в принципе, маленький объект — 140-метровый коллектор диаметром 1 200 мм (на углу проспектов Жукова и Стачек) — заставил решать сложную задачу по извлечению неожиданно обнаружившихся валунов одновременно со строительством аварийной шахты. Что касается других проектов: например, выполнили определенный объем работ в Москве, в Петербурге вышли на стройплощадку Западного скоростного диаметра в створе Благодатной улицы. Будем строить коллектор диаметром 1 200 мм для сбора сточных вод с эстакад СЗД с подключением к коллектору глубокого заложения. Не надо забывать и о том, что компания «Тоннельный отряд – 4» продолжает выполнять определенные работы и по метростроению (на Фрунзенском радиусе). Из недавних крупных объектов, на строительстве которых был задействован «Тоннельный отряд – 4», следует также отметить вантовый мост, названный специалистами «своеобразным средоточием передовых конструкторских и технологических решений». Обустройству инженерной инфраструктуры здесь было уделено особое внимание, и одна из серьезных проблем требовала, опять же, подземного решения. При отсутствии должного водоотведения, в котором нуждалось новое уникальное сооружение, могла возникнуть даже чрезвычайная ситуация, когда нарушается нормальная жизнедеятельность целого городского района. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» приняло решение о строительстве резервуара-накопителя сточных вод с системой предварительной очистки. Как отмечают специалисты компании «Тоннельный отряд – 4», опыта возведения таких сооружений не было ни в Петербурге, ни в других регионах России. Кроме того, перед строителями были установлены предельно сжатые сроки, и чтобы уложиться в них, предприятие предложило сделать сборный резервуар из железобетонных тюбингов без применения шпунта. В итоге расчетные сроки строительства удалось даже сократить вдвое — новый опыт оказался удачным. Кстати, относительно передовых бестраншейных технологий можно напомнить, что сравнительно недавно, в 2006 г., «Тоннельный отряд – 4» освоил горизонтально направленное бурение (ГНБ) и успешно внедрил его на строительстве объектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Уточним, что технология ГНБ позволяет бурить скважины любой конфигурации в горизонтальных плоскостях футляров диаметром от 63 мм до 500 мм. За небольшой отрезок времени предприятие сумело «отметиться» на таких знаковых объектах, как строительство Западного скоростного диаметра, Кольцевой автомобильной дороги, Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, а также реконструкция моста Лейтенанта Шмидта. — ГНБ для нас — это прежде всего работа с диаметрами до 300 мм по прокладке труб для кабельной продукции, в некоторых случаях — для водоснабжения, — рассказывает ген. директор Н. Зубов. — Этим делом, в отличие от масштабных и, отчасти, сезонных проектов по строительству, мы занимаемся постоянно, круглый год. Пусть каждый такой отдельно взятый заказ дает далеко не такие деньги, какие дают крупные объекты с использованием проходческих комплексов, но в целом небольшие «ходовые» диаметры обеспечивают нам довольно-таки стабильную, ровную нормальную работу. Так что несмотря на кризис коллектив мы полностью сохранили. Была бы работа, а команда есть. Впрочем, продолжаем готовиться и к новым большим тоннелям, мы же тоннельный отряд. Сейчас предприятие приступает к освоению строительных площадок в Ленинградской области у судоходного Сайменского канала, проходящего по территории Финляндии и России. Требования финнов, которые на правах аренды осуществляют эксплуатацию всей водной артерии, дают стимул для освоения еще одного нового технологического решения: проходка тоннеля под каналом должна производиться закрытым способом, без остановки движения и откачки воды из шлюзов, а дополнительная сложность при этом заключается в том, что пройти нужно сквозь скальные породы. Компания «Тоннельный отряд – 4» готова первой взяться за решение такой задачи, ведь подобного еще никто не делал. Здесь на помощь приходит давний деловой партнер «Херренкнехт», который изготовит специальный режущий орган для проходческого комплекса, поскольку щит требует модернизации. Готовятся различное дополнительное оборудование, чертежи, технические рекомендации. В дальнейшем освоенные проходки тоннелей в скальных грунтах будет иметь серьезную перспективу. Так, «Газпром» предполагает ряд подобных проектов в Карелии, на Дальнем Востоке аналогичные проблемы в ходе строительства нефтепроводов, есть планы по освоению проходки тоннелей с выходом в море. Здесь, кстати, возникает вопрос о готовности к возможным объектам в г. Сочи. Так что тоннельный отряд в своем профессиональном направлении и развитии твердо остается на лидерских позициях и чутко реагирует на запросы времени, находя решение новым технологическим задачам любой сложности. Хочется также отметить, что для успешного освоения подземного пространства в новых условиях на базе ОАО «Метрострой» (Санкт-Петербург) создано некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений промышленных и гражданских объектов», членом которого стало ООО «Тоннельный отряд – 4», а в дальнейшем будет создана специализированная саморегулируемая организация, которая будет создавать единую систему аттестации предприятий в области подземного строительства и разрабатывать нормативно-техническую документацию в области подземного строительства.
Автор: по материалам редакции Дата: 29.07.2009 «Федеральный строительный рынок» № 77 Рубрика: *** |