Выход из кризиса — в создании инфраструктуры
В середине апреля в Санкт-Петербурге состоялись два знаменательных для транспортной отрасли мероприятия. В рамках Международного строительного форума «Интерстройэкспо» прошла конференция «Строительство и обустройство транспортной инфраструктуры — одно из стратегических направлений выхода из кризиса», а также обсуждение хода реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». «Выход из кризиса, как подсказывает мировой опыт, именно в создании инфраструктуры, — подчеркнул в своем докладе президент НП «Межрегиональное объединение строителей» Ефим БАСИН, выступая на конференции «Строительство и обустройство транспортной инфраструктуры — одно из стратегических направлений выхода из кризиса». — Более семидесяти тысяч населенных пунктов нашей страны отрезано от мира, от большой земли. Сплошные пробки наблюдаем во всех крупнейших городах и на всех федеральных трассах. В условиях кризиса развитие инфраструктуры — основа возрождения экономики, как показал опыт США и Германии в 30-х годах прошлого века». По словам Е. Басина, даже сейчас США, которые славятся своими дорогами, вкладывают триллион долларов в развитие транспортных магистралей. Китай вышел на ввод тысячи километров железнодорожных и автомобильных дорог в год, вложив в создание инфраструктуры 55 млрд. долларов. Основные направления и проблемы развития транспортной отрасли в Ленинградской области осветил в своем докладе председатель областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Леонид ТЕРЕБНЕВ. Он отметил, что начата работа над стратегией развития транспорта и транспортной инфраструктуры на период до 2030 г., а также над долгосрочной целевой программой до 2015 г. В основу стратегии заложены принципы максимальной реализации преимуществ географического положения региона для формирования конкурентоспособного транспортно-логистического и дистрибутивного центра на Северо-Западе России; решения задач ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек в экономике, улучшения транспортной доступности территорий; повышение мобильности населения, обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта, транспортной и терминально-логистической инфраструктуры при осуществлении мультимодальных перевозок. Развитие четырех морских торговых портов в Ленинградской области предполагает и строительство подъездных путей. Так, реализуются проекты подъездов к порту «Усть-Луга» и скоростной железнодорожной ветки в Финляндию. Целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2010–2015 гг.)» предусмотрена реконструкция практически всех федеральных трасс, проходящих по территории Ленинградской области: «Скандинавия», «Нарва», «Кола», «Россия» и др. В то же время достаточно проблем, которые необходимо решать. Например, создавать придорожную инфраструктуру, сервисные комплексы, развязки вокруг муниципальных образований, возрождать местные аэродромы для развития воздушного сообщения. В Ленобласти существует проект строительства Новоладожского канала, дополнительного транспортного водного пути. На конференции подробно рассматривалась тема участия бизнеса в модернизации транспортной инфраструктуры на основе концессионных соглашений государственно-частного партнерства. Подводя итоги конференции, Е. Басин отметил, что она собрала целый ряд предложений по совершенствованию системы государственно-частного партнерства в дорожной отрасли, которые станут основой для законодательных инициатив. Участники конференции пришли к выводу, что система организации тендеров противоречиво отражена в законодательной базе РФ. По мнению Е. Басина, Федеральный закон №53 рекомендует проведение аукционов по строительству и реконструкции крупных объектов инфраструктуры, от которых напрямую зависит безопасность людей (мосты, дороги, аэропорты). Нередки случаи, когда в процессе аукционов стоимость работ снижается до 30–50%, и говорить в такой ситуации о профессионализме, кредитных историях и кадровом составе подрядчиков не приходится. Понятие «демпинг» надо ввести в российское законодательство, как это давно сделано в большинстве развитых стран. В ходе обсуждения хода реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» прозвучал доклад министра транспорта РФ Игоря ЛЕВИТИНА. Анализируя итоги 2008 г., глава Минтранса констатировал, что транспортный комплекс в целом с поставленными задачами справился. Проделана большая работа по формированию государственной транспортной политики на долгосрочный период, утверждены основные стратегические и программные документы. Подготовлены и приняты Транспортная стратегия на период до 2030 г. и новая ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)». Благодаря позиции Российской Федерации в международной сфере решением Совета глав государств СНГ сотрудничество в области транспорта было объявлено ключевым направлением взаимодействия. По итогам проделанной работы приняты приоритетные документы в сфере транспорта. «В рамках Антикризисной программы Правительства РФ, — напомнил министр, — развитию транспортной инфраструктуры уделено значительное внимание, а основной задачей является сохранение потенциала отрасли и завершение приоритетных инфраструктурных проектов».
Автор: Станислав Веселовский Дата: 09.06.2009 «Федеральный строительный рынок» № 76 Рубрика: *** |