Игорь Левитин: «Сохранение потенциала отрасли и завершение приоритетных инфраструктурных проектов»
В Санкт-Петербурге 14 апреля председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин провел совещание, на котором шла речь о программе развития транспортной инфраструктуры в 2009 г. и антикризисных мерах в транспортном комплексе. Подробно отраслевое направление антикризисной программы осветил в своем докладе министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН. Напомнив основные итоги развития транспортного комплекса в 2008 г., министр отметил, что в антикризисной программе Правительства РФ развитию транспортной инфраструктуры уделено значительное внимание. Основной задачей является сохранение потенциала отрасли и завершение приоритетных инфраструктурных проектов. На эти цели федеральным бюджетом на 2009 г. первоначально было предусмотрено финансирование в размере 632,2 млрд. руб. С учетом оптимизации объем средств составил 478,5 млрд., а с учетом антикризисной поддержки — 559,9 млрд. руб. Финансовые вопросы Первой из основных задач программы антикризисных мер на 2009 г. Игорь Левитин назвал обеспечение доступности транспортных услуг для населения, следующими — обеспечение устойчивой работы организаций транспортного комплекса и сохранение квалифицированных кадров. «Наиболее сложная ситуация сложилась в гражданской авиации, — сказал министр. — Правительством разработан комплекс мероприятий, направленных на поддержку авиатранспорта. Необходимо отметить, что несмотря на общую оптимизацию расходов в отрасли сегодня нами полностью сохранены физические объемы строительных работ на аэропортовых комплексах Дальнего Востока. В настоящее время начинаются работы по доведению основных узловых аэропортов (в Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Магадане, Владивостоке, Хабаровске) до II категории ИКАО с целью обеспечения их круглосуточной доступности. Также проводится реконструкция региональных аэропортов («Итуруп», «Теличики», «Палана», «Менделеево», «Хатанга»)». С целью поддержать темпы строительства объектов автодорожной инфраструктуры, а также для снижения финансовой нагрузки на бюджеты регионов при строительстве и реконструкции автодорог принято постановление Правительства Р Ф, в котором предусматривается снижение минимального размера софинансирования из бюджетов субъектов РФ с 20% до 5% годового объема (95% — из федерального бюджета). При этом на 2009 г. предусмотрено предоставление субсидий не только на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, но и на их ремонт и содержание. В целях недопущения банкротства крупных предприятий отрасли Минтранс ведет мониторинг деятельности 29-ти системообразующих предприятий транспортного комплекса. 52 предприятия отрасли включены в сформированный Минрегионом перечень предприятий регионального значения, претендующих на получение государственной поддержки. «Третья задача — снижение транспортных издержек реального сектора экономики, — продолжил Игорь Левитин. — Четвертой задачей является привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Получит дальнейшее развитие и реализация инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства. В определенном смысле можно констатировать, что инфраструктура сегодня является одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка несмотря на кризисные явления. В 2009 г. с поддержкой из Инвестиционного фонда будет продолжена реализация проектов, в которые уже направлены средства частными инвесторами». В настоящее время, напомнил министр, с применением механизма концессии в России реализуются два проекта по созданию скоростных автодорог: «Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург на участке 15 км — 58 км» и «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск». По проектам выбраны победители концессионных конкурсов. Со стороны государства (концедента) за счет средств из Инвестиционного фонда уже выполняются обязательства по подготовке территории строительства, а со стороны частного инвестора (концессионера) ведется работа по привлечению финансирования. «В условиях мирового экономического кризиса первоначальные финансовые параметры концессионных проектов недостижимы по причине того, что рублевые кредиты в российских коммерческих банках в настоящий момент слишком дороги (около 25% годовых), и инвесторы планируют привлечение финансовых средств в иностранной валюте, — отметил Игорь Левитин. — В этих условиях государству, выступающему концедентом, совместно с концессионерами следует рассмотреть возможность страхования рисков (валютного, изменения процентных ставок, гарантии рефинансирования и других), возникших в связи с изменением макроэкономической ситуации». Далее министр рассмотрел пример ОАО «РЖД». Сегодня инвестиционная программа компании без господдержки предусматривает 252,4 млрд. руб. вместо утвержденных в ноябре 2008 г. 433,3 млрд. Ограничение финансирования уже привело к сокращению объемов капитального ремонта железнодорожных путей (в 2 раза от нормативных), и это скажется и на обеспечении безопасности перевозок. Игорь Левитин также сообщил В. В. Путину, что поручение о создании централизованного механизма лизинга автотехники для нужд дорожного хозяйства выполнено, в частности, на базе ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». Приоритетные объекты Пятой из основных задач программы антикризисных мер Игорь Левитин обозначил продолжение реформирования транспортного комплекса. В приоритетном порядке средства федерального бюджета будут направлены на реализацию следующих мероприятий: Одним из главных условий осуществления намеченных планов, на взгляд Игоря Левитина, будет согласованность развития транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения с учетом принципов территориального планирования. В частности он отметил: «Такой подход позволит в текущем году в рамках реализации инвестиционных программ ввести в эксплуатацию ряд важных транспортных объектов». По воздушному транспорту это объекты аэродромной инфраструктуры в аэропортах «Кольцово», «Элиста», «Сочи», «Ростов-на-Дону», «Толмачево». Будет завершено также проектирование нового аэропорта в Иркутске, строительство которого начнется в 2010 г. За счет внебюджетных источников намечено ввести в строй терминалы в аэропортах «Кольцово», «Иркутск», «Шереметьево», «Толмачево». Общий объем частных инвестиций в объекты составляет порядка 35 млрд. руб. По морскому транспорту: в планах автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в Усть-Луге, железнодорожный паромный комплекс в Балтийске, реконструкция объектов порта «Новороссийск», спецморнефтепорт «Козьмино»; завершена также реконструкция входных молов на Калининградском морском канале. Общий объем частных инвестиций в портовую инфраструктуру составляет более 50 млрд. руб. В эксплуатацию будут введены: Что касается автотранспортной инфраструктуры, то в текущем году планируется ввести около 1 тыс. км федеральных автомобильных дорог (это в 2 раза, больше чем в предыдущем). Основные из них: На железнодорожном транспорте будут продолжаться: Игорь Левитин далее напомнил, что принято решение о продлении реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России на 2002–2010 гг.» и изменении ее наименования на «Развитие транспортной системы России в 2010 –2015 гг.». ФЦП, в частности, позволит сконцентрировать ресурсы на решении приоритетных задач развития транспортной системы и реализации комплексных проектов, внедрить положительный опыт реализации крупных транспортных проектов на условиях государственно-частного партнерства, обеспечить согласованное развитие комплексных транспортных узлов. Игорь Левитин также сообщил, что на расширенном заседании общественного совета Минтранса, состоявшемся 30 марта, обсуждался проект антикризисной программы Правительства РФ на 2009 г. Предложения были направлены в Минэкономразвития и вошли в пакет антикризисных мер.
Однако сегодня одним из приоритетов в развитии железнодорожного транспорта несмотря на экономический криз является создание высокоскоростных железнодорожных линий. Выполняя поручение премьер-министра, Минтранс подготовил и направил на дальнейшее согласование проект Указа Президента РФ «О строительстве инфраструктуры высокоскоростных пассажирских железнодорожных линий в Российской Федерации».
Для привлечения инвестиций в строительство автодорог, в соответствии с поручением премьер-министра, создается государственная компания «Российские автомобильные дороги». Проект уже внесен для рассмотрения в Государственной Думе.
сохранение существующей инфраструктуры и обеспечение надлежащего содержания ее;
завершение строительства начатых объектов и объектов, имеющих важное социальное значение;
развитие транспортной инфраструктуры Сочи и Владивостока;
реализация комплексных инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе организация высокоскоростного железнодорожного сообщения;
подготовка проектной документации для создания задела в связи с началом реализации новой программы по развитию транспортной системы с 2010 г.
комплекс нефтеналивных грузов в порту «Усть-Луга»,
терминалы в порту «Новороссийск»,
перегрузочный комплекс по перевалке нефти и газа в порту «Тамань»,
терминалы в портах «Темрюк», «Ванино», «Оля», «Владивосток».
«Амур» Чита — Хабаровск (планируется построить 700 км дороги по второй стадии с асфальтобетонным покрытием);
участки кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга;
участки автомобильных дорог М-10 «Россия», М-4 «Дон», М-3 «Украина», М-5 «Урал», М-7 «Волга»;
завершение строительства автомобильной дороги в обход города Сочи.
строительство пускового комплекса Томмот — Якутск в Республике Саха — Якутия;
работы по расширению разъезда Хмыловский Дальневосточной железной дороги и строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Оуэн — Высокогорный со вторым Кузнецовским тоннелем;
строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер — Красная Поляна;
строительство глубокого 53-километрового обхода города Березники.
Автор: по материалам редакции Дата: 09.06.2009 «Федеральный строительный рынок» № 76 Рубрика: *** |