Публикации »

Сергей Власов: «Роль Тоннельной ассоциации возрастает»

Профессиональная сфера применения бестраншейных технологий, как известно, не ограничивается жилищно-коммунальным хозяйством. Год от года они становятся все более востребованными и, например, в транспортном строительстве. На вопросы по теме отвечает первый заместитель председателя правления Тоннельной ассоциации России Сергей ВЛАСОВ, академик Академии транспорта, заслуженный строитель РФ.

–Сергей Николаевич, пожалуйста, напомните основные вехи истории и цели Тоннельной ассоциации России.

— Тоннельная ассоциация России организована в январе 1990 г. и, соответственно, уже работает почти 20 лет. Это профессиональное объединение организаций — коллективных членов и отдельных специалистов, работающих в области научных исследований, проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений различного назначения — транспортного, гидротехнического, коммунального — и действующих в Российской Федерации и государствах СНГ. Всего ассоциация объединяет более 70 организаций из 30 городов России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана, Германии и Канады.
Целью ассоциации является содействие разными формами и методами ускорению научно-технического прогресса, повышению эффективности и качества проектирования, строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также созданию безопасных и здоровых условий труда.

Для выполнения уставных задач Тоннельная ассоциация осуществляет ряд работ и услуг, среди которых:
 организация конференций, совещаний, семинаров, обмен опытом, обсуждение различных технических проблем;
 проведение консультаций и встреч организаций и специалистов, объединенных в ассоциацию, с представителями фирм и организаций из стран СНГ по актуальным тоннельным проблемам;
 содействие ознакомлению и передаче на договорной основе технической информации о новых технологиях, строительных, горнопроходческих машинах и механизмах, конструкциях и материалах, необходимых для возведения и эксплуатации подземных сооружений;
 разработка нормативных документов по тоннельному и подземному строительству;
 осуществление силами высококвалифицированных специалистов вневедомственной экспертизы проектов строительства подземных сооружений и тоннелей.

Ассоциация является центром по проведению экспертиз промышленной безопасности на строительстве и реконструкции тоннелей и подземных сооружений, технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, а также по оформлению иных документов, связанных с эксплуатацией опасных производств. Ассоциация активно сотрудничает с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору и имеет лицензии для выполнения соответствующих работ.

При необходимости ассоциация проводит обследования, проведение замеров и расчетов по уровню шума и вибрации в зданиях и сооружениях, разработку рекомендаций и мероприятий по снижению их влияния на подземные и наземные сооружения. При ТА России образован экспертно-технический совет, который организует рассмотрения и решения по различным техническим проблемам, связанным с подземным строительством.

ТА является членом Международной тоннельной ассоциации JTA/FJTES и активно представляет Россию в этой организации.
Выполняя свои уставные задачи, ассоциация практически каждый год организует проведение таких мероприятий, которые решают конкретные вопросы, необходимые для строительства инженерных сооружений. Так, еще в 1994–1995 гг. Тоннельная ассоциация организовала обсуждение технических вопросов по бестраншейным технологиям с применением микротоннелирования, а также совместно с ОАО «Мосинжстрой» и фирмой «Херренкнехт ГМБХ» впервые в России организовала и провела прокладку подземных коммуникаций в Москве. В дальнейшем ассоциация разработала московские городские нормы по бестраншейной прокладке инженерных коммуникаций, утвержденные в 2004 г. Технология нашла самое широкое применение в городах России.

— Что можно отметить по итогам работы, проделанной ассоциацией в 2008 г.?

— Говоря о 2008 г., прежде всего следует отметить, что для ассоциации это знаковый год, во время которого была проведена юбилейная отчетно-выборная конференция. Избран новый состав правления и определены основные направления деятельности ассоциации на период 2008–2012 гг.
К их числу относятся такие важные мероприятия по работе в ближайшее время:
1) участие в разработке программы работы по освоению подземного пространства в крупных городах России;
2) участие в разработке программы строительства транспортных тоннельных и подземных сооружений и объектов инфраструктуры для размещения объектов проведения зимней Олимпиады 2014 года;
3) участие в возведении различных подземных сооружений на объектах железнодорожного, городского и гидротехнического строительства в городах и населенных пунктах;
4) участие Тоннельной ассоциации и ее отделений на местах по активизации и расширению работы по оказанию различных инженерно-технических услуг по намеченным программам возведения и эксплуатации новых подземных сооружений в разных регионах с широким привлечением инженерно-технической общественности.

Как уже отмечено, одной из форм деятельности ассоциации является организация и проведение производственно-технических выставок, конкурсов, презентационных показов новых технологий строительства, издание информационных материалов.
Тоннельная ассоциация совместно с выставочной компанией «Глобал Экспо» шесть лет назад организовала выставку «Подземный город», пятилетие которой отмечалось в 2008 г. Такая же выставка будет проведена в ноябре 2009 г. Цели — показать достижения в подземном строительстве и освоении подземного пространства Москвы и городов России. Одновременно с выставкой проводятся научно-технические конференции.

В 2008 г. была проведена международная научно-техническая конференция «Основные направления по технологическому и нормативному обеспечению строительства при освоении подземного пространства больших городов». В 2009 г. совместно с фирмой «Рестэк Брукс» в рамках II Транспортного конгресса будет проведена научно-техническая конференция «Транспортные тоннели для будущих скоростных магистралей».

Становится традицией ежегодное проведение конкурсов с девизом «За внедрение передовых технологий при освоении подземного пространства».

В 2008 г. проходил 4-й конкурс «На лучшее применение прогрессивных технологий в подземном строительстве», на который поступило 19 работ от 47 организаций из разных городов России и 4 работы из зарубежных стран. 15 работ были удостоены дипломов и почетных знаков.

— Насколько значительно предстоит реформировать сообщество тоннелестроителей в связи с переходом на саморегулирование?

— 2008 год знаменателен еще и тем, что в июле были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ, в соответствии с которым вводится система саморегулирования. Предоставление лицензий на строительную деятельность, как известно, прекращено
с 1 января 2009 г. Это означает, что производство строительных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, будет осуществляться исключительно на основании выданного саморегулируемой организацией допуска. Однако в процессе проведения работы по переходу на саморегулирование строительной деятельности имеется, по нашему мнению, целый ряд недоработок.
Наш же подход к реализации этой программы следующий. За Тоннельной ассоциацией в связи с предстоящей организацией управления строительством очень важно сохранить нашу профессиональную и корпоративную принадлежность к области проектирования и строительства тоннелей различного назначения и различных подземных объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых. Это позволит:
 под техническим руководством ТА России вырабатывать общую техническую направленность в области подземного строительства;
 проводить со стороны ТА России профессионально-корпорационную помощь в сложных аварийно-строи-
тельных ситуациях при введении подземных работ;
 осуществлять по заданиям членов ТА России и некоммерческого партнерства высококвалифицированную экспертизу промышленной безопасности проектов организации строительства и технических устройств, а также необходимую защиту по рассмотрению сложных вопросов;
 всемерно содействовать организациям, ведущим тоннельные и подземные работы, — членам ТА России и некоммерческого партнерства — в правильности принимаемых решений и защите;
 при проведении тендеров или конкурсов на выполнение работ по строительству тоннелей и подземных сооружений оказывать всестороннюю поддержку организациям — членам ТА России и некоммерческого партнерства.

Могут возникнуть и иные вопросы производственной деятельности организаций в области подземного строительства, по которым будет нужна квалифицированная помощь ТА России.

— Какие отраслевые проекты можно назвать приоритетными на сегодняшний день? Сказывается ли мировой финансовый кризис, есть ли новые успехи по продвижению бестраншейных технологий в регионах России?

— Несмотря на финансово-экономические трудности, возникшие в связи с кризисом, строительство подземных транспортных сооружений продолжается.

В 2009 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске большое внимание будет уделено строительству больших автодорожных тоннелей на транспортных развязках. Так, в Москве начнет строиться четвертое транспортное кольцо протяженностью 54 км, тоннель диаметром 19,5 м под четыре полосы движения. В Санкт-Петербурге ведутся подготовительные работы к строительству автомагистрали Север — Юг с Орловским транспортным тоннелем под рекой Неваой, диаметром 14 м, длиной почти 1,5 км.

Для Дальнего Востока и, конкретнее, Сахалина одним из приоритетным направлений в области стимулирования промышленного экспорта, инвестиционной активности является интенсификация добычи нефти и газа в северной части острова и на шельфе. Как известно, недавно введен в эксплуатацию большой комплекс по переработке добываемого газа и получения сжиженного продукта для возможности быстрого широкого транспортирования.

Построенные транспортные тоннели для железных и автомобильных дорог на путях сообщения и в городах и достигнутый опыт их сооружений представляют возможность российским тоннелестроительным организациям активно участвовать в предстоящем новом проектировании и строительстве большого количества транспортных тоннелей. Это прежде всего относится к строительству на железных дорогах и автомагистралях в районе города Сочи для предстоящей Олимпиады. Здесь, как известно, будет построен ряд сооружений, в том числе по дороге к Олимпийскому комплексу в Красной Поляне, где должны появиться 18 автодорожных и железнодорожных тоннелей общей длиной 36 км. На дороге Джубга — Сочи, которая проходит в условиях сложного горного рельефа вдоль Черноморского побережья, имеется множество затяжных подъемов и серпантинов. Здесь необходимо за первые два этапа построить 7 тоннелей общей протяженностью 10,2 км.

Продолжится строительство метрополитенов, в том числе новых в Омске, Челябинске, Красноярске и Уфе.

В новых экономических условиях возрастает роль Тоннельной ассоциации как центра по научно-техническому решению проблем подземного строительства, и наша задача заключается в том, чтобы всемерно содействовать их решению на высоком техническом уровне.

Автор: по материалам редакции
Дата: 10.04.2009
«Федеральный строительный рынок» № 75
Рубрика: ***




«« назад