Публикации »

Материалы круглого стола

Ко Дню работников ЖКХ и Всероссийскому форуму работников ЖКХ редакция журнала «Федеральный строительный рынок» провела заочный круглый стол «Проблемы развития лифтовой отрасли России».

На обсуждение экспертам, в число которых согласился войти президент ОМОР «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры» Федор Лячин, были предложены следующие вопросы:
1. В целом, как вы можете оценить ситуацию в лифтовой отрасли России?
2. Какие задачи в современных условиях должны решать производитель, поставщик, эксплуатационник?
3. Насколько четко решаются вопросы качества и безопасности?
4. Насколько решение общей задачи модернизации ЖКХ зависит от модернизации лифтовой отрасли?
5. Каково значение государственной поддержки для полноценного развития отрасли?

Федор ЛЯЧИН, президент общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры»:
Вопрос 1. Ситуация в лифтовой отрасли России остается очень сложной из-за того, что государство, по сути, сказало «а» и никак не говорит «б». С 1 января сего года отменено лицензирование, дававшее организациям право заниматься монтажом и эксплуатацией лифтового оборудования. А закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который призван заменить лицензирование, не может исполняться из-за отсутствия целого ряда подзаконных актов. Поэтому лифтовые организации, у которых в начале текущего года закончились сроки действия лицензии, лишаются права на ведение вышеперечисленных работ, и с каждым месяцем количество таких организаций увеличивается, что не добавляет оптимизма работающим в лифтовой отрасли.
Вопрос 2. В современных условиях руководителей заводов-изготовителей лифтового оборудования, монтажников и эксплуатационников должны беспокоить вопросы сохранения лифтовой отрасли, консолидации всех здоровых сил лифтового сообщества. Т. е., на мой взгляд, следует совместно продолжать политику, которую проводила акционерная компания «Лифт» и в настоящее время проводит общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальная лига», а не политику, направленную на растаскивание отрасли по различным группировкам.
Вопрос 3. Качество и безопасность эксплуатации лифтов во многом зависят от компетентности и профессионального уровня организаций, взявших лифты на обслуживание. На сегодняшнем рынке этих видов услуг подрабатывают много организаций, которые не имеют достаточного опыта и квалифицированного персонала для выполнения вышеуказанных работ, хотя имеют лицензии. Только скорейшее решение вопроса с саморегулированием избавит отрасль от фирм-однодневок и непрофессионалов, тем самым значительно повысятся качество и безопасность.
Вопрос 4. В жилищном фонде Российской Федерации эксплуатируется свыше 450 тыс. лифтов, из которых только 100 тыс. имеют износ до 30%. В целом, по России около 35% (более 150 тыс.) лифтов выработали свой ресурс и нуждаются в модернизации или замене. Для решения задач по модернизации или замене лифтов необходимо достаточное обеспечение финансирования вышеуказанных работ за счет средств, предназначенных для капитального ремонта жилфонда.
Вопрос 5. Как видно из приведенных выше данных, без государственной поддержки ситуация с лифтами в скором будущем станет совсем плачевной. То же самое будет и с лифтовой отраслью, особенно учитывая, что она на 98,5% состоит из организаций малого и среднего бизнеса.

Закир БАБАЕВ, председатель совета директоров ЗАО «ТАТ МЭЛ-ЛИФТ»:
Вопрос 1. Отрасль возрождается. Правда, одной из последних в РФ по срокам от начала стагнации в 90-х гг.
Вопрос 2. Современные условия требуют недвусмысленной связи и координации между производителями, монтажниками и эксплуатационниками, т. к. лифты и лифтовое оборудование все больше становятся современными, электронными, что требует повышения квалификации работников смежных подразделений отрасли. На эту необходимость четко указали опыты со внедрением на рынок новых лифтов ОАО «МЭЛ».
Вопрос 3. Требования новых отечественных ПУБЭЛ являются более строгими к вопросам безопасности по сравнению с существующими во всех развитых странах. По этим вопросам к российским лифтам претензий нет. Что касается вопросов по потребительским качествам, то здесь, безусловно, основные отечественные марки отстают от мирового уровня. Требуется существенная модернизация, чем мы и занимаемся.
Вопрос 4. В реальности потребности страны в лифтах несопоставимо велики по сравнению с возможностями их отечественных изготовителей. Хотя экономический кризис серьезно сузил возможности финансового обеспечения части этих потребностей, тем не менее существующие два ведущих завода (ШЛЗ и КМЗ) не в состоянии полностью удовлетворить запросы рынка страны. Действенный ответ на запрос рынка, на мой взгляд, заключается в диверсификации производства, т. е. в строительстве сборочных цехов или даже новых производств в основных промышленных узлах других регионов страны.
Вопрос 5. Нам, со своей стороны, трудно переоценить результаты решения о господдержке. Особенно в начальном периоде кризиса, когда ажиотажный испуг больше, чем реальный ущерб, это решение становится главным успокаивающим механизмом рынка и дает возможность спокойно дождаться появления заказов от других участников строительства. Они появятся неминуемо. Кстати, воспользовавшись этой передышкой, наши гиганты лифтостроения могли бы существенно обновить, модернизировать модельный ряд своих лифтов.


Виктор ХОРОШИЛОВ, директор по новому оборудованию группы компаний KONE Россия:
Вопрос 1. В целом ситуация в отрасли сложная. Вопрос о старении лифтового парка сегодня стоит особенно остро. По оценкам экспертов, в отдельных регионах количество лифтов, отработавших нормативный срок службы 25 лет, превышает 30% от всего работающего парка. На фоне финансового кризиса в стране и снижения доходов городских и муниципальных бюджетов под угрозой программы реконструкции и модернизации.
Вопрос 2. В условиях кризиса для производителя на первое место выходит вопрос по использованию энергосберегающих технологий. Еще в середине 1990-х компания KONE начала разрабатывать энергосберегающие лифтовые решения и экологически безопасные технологии. Ярким примером является KONE MonoSpace® — первый лифт без машинного помещения. Эта технология значительно упрощает процесс проектирования здания, позволяет экономить свободное пространство и снижает общую стоимость монтажных работ. Энергосберегающим является также привод KONE EcoDisc®. Благодаря низкой скорости его вращения лифты KONE бесшумны, что улучшает комфортабельность жилого здания и снижает шумовое загрязнение города. При этом детали двигателя подвергаются меньшему трению, что повышает их износостойкость. Привод к тому же сокращает расход электроэнергии на 75%. Компания также внедряет энергосберегающие системы освещения и использует в своей продукции светодиодные лампы, которые потребляют на 80% меньше электроэнергии, чем галогенные.
Вопрос 3. В компании KONE в России работает система управления жизненным циклом оборудования, включающая систему планирования ремонтов, профилактики, определения сроков замены оборудования, что позволяет не допускать поломок и исключает вероятность сбоев. Только компания-изготовитель должна собирать и анализировать все наработки на отказ, вносить необходимые изменения в конструкцию и узлы, что позволяет увеличить срок службы оборудования и снизить затраты на техническое обслуживание за счет свое-
временной замены деталей и узлов.
127006 Москва, Успенский пер., д. 3, стр. 2        
Тел. (495) 223-95-95
Факс (495) 223-95-96


Макс ВАКСМАН, президент НП «Российское лифтовое объединение»:
Вопрос 1. В ЖКХ России около 450 тыс. лифтов, порядка 160 тыс. из них выработали свой ресурс. Через 3 года аварийных машин станет почти на 30% больше.
Вопрос 2. Износ оборудования, дефицит квалифицированных кадров, разобщенность лифтовых предприятий — вот комплекс проблем отрасли. Для их решения в 2008 г. Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод и Московский завод электрооборудования и лифтов учредили НП «Российское лифтовое объединение» (РЛО). РЛО должно создать систему взаимодействия всех лифтовых организаций РФ и предприятий смежных отраслей. Главные аспекты деятельности: помощь в реализации госпрограмм, обеспечение безопасности, повышение уровня обслуживания, подготовка кадров. Уже решаются принципиальные для лифтовиков вопросы: модернизация лифтов России, создание саморегулируемых организаций.
Вопрос 3. Лифты — опасный производственный объект — требуют обязательного соблюдения регламентов, стандартов, ГОСТов, правил. Мы создаем эти документы и контролируем их выполнение. Федеральное агентство по техрегулированию и метрологии передало РЛО ведение секретариата технического комитета по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов». Возглавляемый Л. И. Вольф-Тропом ТК 209 разрабатывает проекты национальных стандартов и других нормативно-технических документов, обеспечивая тем самым выход лифтовой продукции РФ на европейский уровень. Так, уже создан проект технического регламента «О безопасности лифтов».
Вопрос 4. Альтернативы лифтам нет. Без модернизации лифтового хозяйства невозможна модернизация ЖКХ. Средства для капитального ремонта жилфонда должны идти и на замену лифтов. Законодатели рассматривают варианты механизмов допуска на рынок только профессиональных организаций с необходимыми материальной базой, персоналом, деловой репутацией.
Вопрос 5. В условиях кризиса государство становится едва ли не единственным заказчиком для лифтостроителей. Необходима федеральная целевая программа замены лифтов в ЖКХ на ближайшие 10 лет.

105064 г. Москва,
Нижний Сусальный пер., д. 4
Тел. (499) 261-6363, 
Факс (499) 261-5315                 
E-mail:  rlolift@mail.ru

Автор: по материалам редакции
Дата: 10.04.2009
«Федеральный строительный рынок» № 75
Рубрика: ***




«« назад