Публикации »

Вадим Александров: «Метрострой борется за сохранение того, что имеет»

В феврале в управлении петербургского Метростроя состоялось внеочередное собрание объединенного профсоюзного комитета, посвященное влиянию кризиса на метростроение. Всеобщая обеспокоенность сложившейся ситуацией, когда слухи о сокращении являются главной темой дня, вызвала необходимость собраться и всем вместе понять, какие могут ожидаться дальнейшие последствия кризиса и как с ними бороться. На вопросы ответил непосредственно генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим АЛЕКСАНДРОВ.

–Вадим Николаевич, как кризис отражается на метростроителях?

— В прошлом году объем строительно-монтажных работ (СМР) по метростроению составил около 14 млрд руб. Город давал нам возможность браться за освоение дополнительных объемов работ — и мы брались за них в надежде, что следующий год принесет нам такие же объемы и, соответственно, такой же заработок. Но, к сожалению, произошло иначе. 2,5 млрд руб. объема СМР, запланированных городом на 2009 г., освоены нами в 2008-м, к которому эта сумма и была отнесена. В результате на 2009-й «за городом» осталось только 5,35 млрд руб.
Что касается федерального бюджета, то он до сих пор не сформирован. В прошлом году он составил 1,233 млрд руб. Если в 2009 г. этот объем сохранится, то у нас сложится более-менее приличная сумма на строительство метро. Пока же непонятно, будут ли вообще эти деньги. Сейчас же ясно одно — мы все живем в едином пространстве, в том числе экономическом, и кризис никак не может нас обойти.
Увеличить объемы строительства метро в городе сегодня практически нельзя. После того как статью «Строительство метрополитена» сократили на 1,5 млрд руб., на совещании Валентина Ивановна Матвиенко сказала, что при первой же возможности вернет эти деньги. Но в этой ситуации очень сложно на что-то рассчитывать. В данный момент все объемы и средства распределены. Все, кроме средств федерального бюджета. Но их, этих средств, пока и нет: «реальные» деньги от города и федерального бюджета появятся не раньше октября.

— Самый острый вопрос, который беспокоит председателей профсоюзных комитетов, — предстоящие сокращения…

— Главная наша задача — сохранить основные кадры метростроителей. Речь идет не о контрактниках, которые на сегодняшний день все уже уволены, а об основном составе.
Сокращений как таковых, однако, еще не происходило ни в одной организации Метростроя. Но, не буду скрывать, они намечаются. В каком виде — прямыми сокращениями, или сокращением рабочей недели, или переход на схему «20 дней работаем, 10 дней отдыхаем» — это уже другой вопрос.

— Какие меры предпринимает руководство Метростроя для улучшения ситуации?

— Со своей стороны мы, в первую очередь, конечно, ищем дополнительные объемы работ. И на новых объектах уже работают многие наши организации. Значительные средства планируем освоить на Ленинградской АЭС. Сохранились объемы работ на Комплексе защитных сооружений. С прошлого года нами строится вторая сцена Мариинского театра. Активно ведем переговоры по поводу строительства аэропорта «Пулково». Но то, что мы находим, — это работы, которые не имеют отношения к метростроению. Мы, к сожалению, не можем задействовать на этих объектах наших горных рабочих, монтажников, машинистов электровозов и многих других специалистов-метростроителей. Поэтому ситуация складывается не очень хорошая. Она не предельно критическая и к массовому сокращению не приведет, но в то же время не дает нам возможности оптимистично смотреть в будущее — подчеркиваю, по метростроению.
С другой стороны, я хотел сделать акцент на то, что ни одна инвестиционная программа правительства Петербурга настолько материально не обеспечена, как строительство метро. «Заморожен» Западный скоростной диаметр, вообще не рассматривается строительство Орловского тоннеля в ближайшее время.
К сожалению, сегодня находятся люди, которые своими действиями усугубляют кризисную ситуацию. Это управленцы, которые используют кризис для увеличения собственной прибыли за счет теневых методов. «Играя в кризис», они не платят зарплату или платят ее «в конвертах», уходят от налогов, прячут прибыль. В результате город недополучает те самые средства, которые мог бы направить на инвестиции. Метрострой работает открыто. Заплату платим по-честному, со всеми налогами и т. д. В метростроении никогда не работали иначе.

— Каковы перспективы по Фрунзенскому радиусу?

— На сегодняшний день определены три главные задачи: это сдача в эксплуатацию стаций «Звенигородская», «Обводный канал» и «Адмиралтейская». Пуск двух новых станций Фрунзенского радиуса — «Бухарестской» и «Международной» — в 2010 г., как это было запланировано принятой в начале 2008 г. Концепцией развития метрополитена до 2020 года, маловероятен. Конечно, очень обидно: здесь выполнены основные объемы работ, осталось совсем немного. Пострадали ЗАО «Управление № 10 Метростроя», которое должно было «пробивать» наклонный ход «Бухарестской», ЗАО «СМУ-13 Метрострой» и др.
Сейчас всем тяжело. Если появятся деньги в этом году — возобновим строительство Фрунзенского радиуса. Пока же мы боремся за сохранение того, что имеем. На состоявшемся недавно Городском штабе во главе с вице-губернатором Александром Вахмистровым было достигнуто соглашение о снижении стоимости работ на 7%. Общий по городу процент снижения стоимости в строительстве составляет 15–30%. Я считаю, что 7% — это наша победа. И мы будем продолжать шаг за шагом одерживать такие победы.

Автор: по материалам редакции
Дата: 10.04.2009
«Федеральный строительный рынок» № 75
Рубрика: ***




«« назад