Публикации »

Сергей Дарькин: «Принципиально новый сценарий развития Приморья»

Усиление позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подготовка к саммиту АТЭС 2012 года, проекты транспортного и энергетического строительства международного значения — все это сегодня позитивно приковывает внимание к российскому Приморью. О сегодняшнем дне своего региона, о стратегических планах по его развитию и, конечно же, о роли строительной отрасли в их реализации рассказывает губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН.

–Сергей Михайлович, в каких цифрах выражается значение строительной отрасли для региона?

— В строительном комплексе края занято около 40 тыс. человек. Это около 4500 предприятий, от небольших фирм до крупных компаний, строящих и проектирующих самые сложные здания, инфраструктурные и промышленные объекты, а также работающих на производство стройматериалов.

В последние годы отрасль динамично развивается, осваиваются современные технологии. Силами местных специалистов в крае строятся высотные здания, комфортабельные жилые комплексы, дворцы спорта, новые школы, больницы.

Безусловно, мощный импульс развитию отрасли дает подготовка к саммиту АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 г. Проектные институты Приморья ведут работу по проектированию ряда объектов.

Еще один показатель, наглядно демонстрирующий успехи отрасли, — производство строительных материалов. Их доля в промышленном производстве края составляет 4%, тогда как среднероссийский показатель — 2,5%.

— Какие масштабные проекты реализуются в регионе благодаря целевой программе «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья»?

— Один из ключевых моментов ФЦП — подпрограмма «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Инструментом для развития Владивостока станет проведение здесь в 2012 г. саммита АТЭС. Для столь масштабного мероприятия с участием всех глав государств региона необходимо построить конференц-центр, пресс-центр, ритрит-хаус, медицинский центр, комплекс гостиниц, а также ряд объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечить объекты саммита самой современной связью.

В прошлом году подготовка к саммиту вступила в активную фазу. Окончательно сформирован перечень объектов, которые будут построены или модернизированы к 2012 г., определены места их размещения.

С учетом изменений на реализацию подпрограммы до 2013 г. планируется направить более 284 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 202,2 млрд, из бюджета Приморского края —  17,7 млрд и более 64 млрд — из внебюджетных источников.

На выездном заседании правительства РФ, которое состоялось во Владивостоке 1 сентября 2008 г., первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что почти двукратное увеличение средств на подпрограмму связано с решением о размещении на острове Русский Дальневосточного федерального университета. Базой для будущего научно-образовательного центра станут объекты саммита АТЭС.

Важно, что мы смогли включить в федеральную программу инфраструктурные проекты — современный аэропорт, новые дороги и транспортные развязки, мосты, строительство очистных сооружений, полную реконструкцию и модернизацию систем водоснабжения и канализации и мн. др. По стоимости инфраструктурные объекты «тянут» на 70% от общего объема финансирования.

Это позволит нам создать новый Владивосток — город, привлекательный для бизнеса и комфортный для жизни.

В прошлом году началось строительство двух самых сложных объектов саммита. Это мост через бухту Золотой Рог и мост через Босфор Восточный, который соединит остров Русский, где пройдут основные мероприятия саммита АТЭС, с материковой частью города.

Если первый мост — это вековая мечта владивостокцев (о необходимости этого сооружения горожане стали говорить еще в XIX в.), то о мосте на Русский жители Владивостока даже не мечтали. Доступное и надежное сообщение сделает полноценной городской территорией огромный остров — экологически чистый, живописный и открытый для реализации любых проектов — от создания здесь крупнейшего на Дальнем Востоке научно-образовательного центра до развития рекреационных зон.

Завершается реконструкция очистных сооружений Артемовского гидроузла. Город — столица будущего саммита получит качественную, отвечающую мировым стандартам водопроводную воду.

Остальные объекты находятся в стадии проектирования либо на рассмотрении в Главгосэкспертизе. Так, уже в начале этого года планируется начать строительство очистных сооружений Центрального планировочного района города и реконструкцию водопроводно-канализационной системы. Строители готовы приступить к рекультивации городской свалки, взамен которой будет построен современный полигон ТБО.

Завершается проектирование театра оперы и балета, современного медицинского центра. Идет работа по созданию привлекательного морского фасада города — к 2012 г. все предприятия и офисы, расположенные в пределах береговой черты, обязаны придать зданиям, причалам и площадкам эстетичный вид, соответствующий новому статусу Владивостока.

— Каким образом регион заявил о себе на Тихоокеанском экономическом конгрессе?

— На II Тихоокеанском экономическом конгрессе мы представили Стратегию социально-экономического развития Приморья до 2025 г.

Долгосрочная стратегия разрабатывалась с привлечением ведущих российских экспертов. Документ предлагает принципиально новый сценарий развития региона — новую индустриализацию с активным встраиванием края в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно Приморье обеспечит активное участие нашей страны в едином экономическом азиатском пространстве, которое в настоящее время находится в стадии формирования.

В связи с усилением позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе считаем, что миссия Приморского края будет заключаться в обустройстве «фронт-линии» взаимодействия России с данным мировым регионом, обеспечении наиболее продуктивного включения страны в азиатские рынки товаров, финансов, рабочей силы, технологий и информации.

Мы неоднократно высказывались о необходимости переориентировать специализацию края. В современных условиях экономика, основанная на экспорте сырья, не может быть конкурентоспособной. А значит, в Приморье необходимо создавать производство высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости, развивать наиболее востребованные на рынке направления деятельности.

Стратегия определяет несколько приоритетов.

Первый — это создание кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья. Уже идет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан», что позволит создать в Приморье новый сектор промышленности — нефтепереработку и нефтехимию. И это не декларация — ОАО «Роснефть» уже завершает работу по созданию проекта нефтеперерабатывающего завода мощностью переработки 20 млн т нефти в год. НПЗ будет построен в районе Находки, недалеко от порта Козьмино, где расположена конечная точка нефтепровода.

В 2011 г. завершится строительство газопровода «Сахалин — Владивосток», в связи с чем уже обсуждаются возможности создания в Приморье крупных газохимических и газоперерабатывающих производств и, возможно, завода по производству минеральных удобрений.

Наличие нефти и газа позволит кардинально модернизировать энергетику края. Планируется перевод генерирующих мощностей на более экономичный и экологичный газ.

Вторым приоритетом объявлено создание в крае транспортно-логистического кластера. Это традиционная для Приморья специализация, она достаточно представлена в экономике края. Стратегия предусматривает повышение мощности транспортного комплекса по нескольким направлениям. Это формирование портово-производственной зоны и эшелонированного порта на базе транспортного узла Восточный — Находка, повышения производительности портовой системы региона за счет технологической модернизации и увеличения мощностей основных транспортных узлов, формирования крупного авиахаба на базе Владивостокского аэропорта.

Для обеспечения энергоресурсами растущей экономики региона, а также формирования условий их экспорта в соседние страны планируется развитие энергопроизводственного кластера. Основные проекты в этой сфере — создание новых генерирующих мощностей, в том числе строительство Находкинской и Уссурийской ТЭЦ и ТЭЦ-3 во Владивостоке. Экспорт электроэнергии обеспечит строительство электрических сетей с высокими техническими возможностями. В будущем предполагается создание энергомоста для поставок электроэнергии в Китай, Северную Корею и Республику Корею.

Серьезно обсуждается и строительство в Приморье атомной электростанции, а также создание центра технической комплексации для строительства подобных объектов в странах АТР.

Кстати, реализация этих проектов позволит создать в Приморье еще одно современное энергоемкое производство — алюминиевый завод. Такая возможность уже обсуждается на самом высоком уровне.

Еще одна отрасль, традиционная для Приморского края, — добыча и переработка рыбы и водных биоресурсов. Для повышения ее конкурентоспособности Стратегия предусматривает создание в Приморье рыбохозяйственного кластера. Доля Приморья в общероссийском улове превышает 20%. По прогнозам, потребление рыбы и морепродуктов в России и в мире будет расти.

Еще один приоритет — развитие сельского хозяйства. Учитывая современные тенденции на мировых продовольственных рынках, характеризующиеся дефицитом и ростом цен, в Приморье будет сделана ставка на производство экологически чистых, без трансгенных модификаций, продуктов питания.

По расчетам специалистов, в результате реализации Стратегии к 2025 г. валовой региональный продукт края увеличится до 2 трлн руб. Качественно изменится структура региональной экономики — доля новых секторов в структуре ВРП края составит 58%. Рыночная капитализация экономики увеличится на 3 трлн руб. (накопительным итогом). Заметно улучшится демографический потенциал территории и повысится капитализация человеческих ресурсов.

Один из ключевых моментов Стратегии — формирование Владивостокской агломерации. Сегодня большинство российских городов не соответствуют современным инвестиционным тенденциям и не могут в полной мере выполнить функции, связанные с развитием новых видов деятельности — секторов финансовых услуг, сетевой торговли, логистических услуг и новых промышленных площадок. Формирование агломерации призвано решить эти проблемы.

— В целом, реализация каких строительных проектов на сегодняшний день имеет наибольшую социальную значимость для населения? Кто их осуществляет?

— Помимо подготовки к саммиту АТЭС, который является наиболее масштабным и значимым проектом, в Приморье реализуется ряд других общественно значимых проектов.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» во Владивостоке идет строительство федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Высокотехнологичный медицинский центр станет самым современным медицинским учреждением этого профиля на Дальнем Востоке. Качественную медицинскую помощь здесь смогут получить не только приморцы, но и жители всего федерального округа.

На первом этапе центр высоких медицинских технологий сможет проводить 2 тыс. операций в год, в дальнейшем — до 5 тыс. Учреждение будет оснащено передовым медицинским оборудованием, здесь предусмотрено 6 современных лабораторий. Высокий уровень медицинского обслуживания гарантирует внедрение международной системы менеджмента качества.

Из краевого бюджета полностью финансируется строительство нулевого цикла объекта, который включает фундамент, цокольный этаж, все инженерные коммуникации, электроподстанцию и подъездную дорогу. После этого здание центра будет смонтировано по уникальной немецкой технологии из готовых модулей.

В прошлом году сдано в эксплуатацию еще одно медицинское учреждение — реабилитационное отделение краевого онко-гематологического центра. Здесь предусмотрено все для максимального комфорта его маленьких пациентов. После сложных курсов терапии дети получат восстановительные процедуры и полноценный отдых.

В центре восстановительного лечения есть бассейн и зимний сад площадью 270 кв. м со стеклянной крышей, игровые залы и места для занятия творчеством, спортивные и компьютерные классы. Дети будут жить в уютных комнатах, а самые маленькие пациенты — вместе с мамами. Завершается строительство школы в селе Глубинное Красноармейского района. Совсем скоро маленькие жители этого далекого таежного села будут заниматься в новом здании, которое оборудовано не хуже, чем городские школы.

Особое внимание в Приморье уделяется строительству спортивных объектов. Условия для развития массового спорта должны быть созданы во всех городах и районах края. Так, уже введены в эксплуатацию ледовый дворец в Уссурийске, бассейны в Артеме и Находке. Завершается строительство бассейна в Партизанске и крытого катка в Большом Камне. Началось проектирование ледового дворца во Владивостоке.

— Наблюдается ли ускорение темпов жилищного строительства?

— В 2008 г. мы сдали около 360 тыс. кв. м жилья. В 2007-м — 340,6 тыс. Увеличению темпов жилищного строительства способствовало повышение доступности ипотеки, реализация федеральных программ по обеспечению жильем военно-
служащих.

— Как продвигается транспортное строительство в регионе?

— Важный этап развития транспортной системы края — строительство международных транспортных коридоров «Приморье-1», трасса «Уссурийск — Пограничный — Госграница» и «Приморье-2», в который входит дорога «Раздольное — Хасан». Эти магистрали привлекут в край дополнительные грузы из Китая.

В 2008 г. на трассе «Уссурийск — Пограничный — Госграница» проведена реконструкция участка с 20 по 35 км, закончено строительство дороги  с 35 по 51 км.

Активно идет реконструкция трассы «Раздольное — Хасан». После сдачи в эксплуатацию пропускная способность дороги увеличится на 600 автомобилей в сутки. В этом году закончено асфальтирование на дороге с 49 по 60 км, положен асфальт на участках с 87 по 99 км и с 14 по 23 км.

В 2008 г. открыта для приморцев обновленная трасса «Находка — Лазо — Ольга — Кавалерово — Веселый Яр».

— Как решается вопрос по производству основных строительных материалов, созданию новых предприятий?

— В Приморье наращиваются мощности по производству стройматериалов. Так, запущена новая линия на «Спасскцементе». Благодаря реализации программы по развитию глубокой переработки древесины и отказу от экспорта круглого леса в Приморье создаются заводы по производству пиломатериалов, которые выпускают продукцию, востребованную в строительстве. Стабильно работают заводы железобетонных изделий, комбинаты панельного домостроения.

Автор: по материалам редакции
Дата: 28.01.2009
«Федеральный строительный рынок» № 74
Рубрика: ***




«« назад