Реализация нацпроекта по доступному жилью не прервется
В начале декабря под руководством министра Виктора БАСАРГИНА в Минрегионе состоялось расширенное заседание межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» с участием членов общественного совета при министерстве, а также руководителей ряда крупных строительных компаний. С основным докладом «Состояние строительной отрасли, меры по стимулированию жилищного строительства в 2008–2009 годах и программы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009–2012 годы» выступил заместитель министра регионального развития Сергей КРУГЛИК. «Объем работ за январь–октябрь 2008 г. по виду деятельности «Строительство» составил 3,5 трлн руб., или 115,6% к прошлому году, — сообщил замминистра. — По данным Росстата, объем ввода жилья по России за 10 месяцев составил 40 млн кв. м, или 105,3% к аналогичному периоду прошлого года. С учетом сложившейся ситуации, в целом, годовой ввод жилья ожидается на уровне прошлого года (61 млн кв. м). По прогнозным данным, в 2009 г. ввод жилья составит 52 млн кв. м (85% к 2008 г.), в 2010 г. — 53 млн кв. м (102% к 2009 г.)». Ипотека и цены В 2007 г. было выдано ипотечных кредитов на сумму 556 млрд руб., за 9 месяцев 2008 г. — 537,5 млрд руб. По итогам года с учетом снижения объемов выдачи предполагается 600– 700 млрд руб., то есть на 8–17% больше, чем в предыдущем году. Таким образом, с учетом прогнозируемой инфляции объем ипотечного кредитования в реальных ценах будет практически таким же, как и в 2007 г. В связи с сокращением возможностей по секьюритизации ипотечных кредитов в России и за рубежом, в III квартале 2008 г. объемы рефинансирования снизились по сравнению со II кварталом на 24%. В 2009 г. прогнозируется снижение объемов ипотеки на 20–25% — до 500 млрд руб., однако даже такой уровень возможен только при условии реализации мер государственной поддержки системы рефинансирования. «По отношению к концу предыдущего года индекс цен на первичном рынке жилья за 9 месяцев составил 110,9% и не превысил инфляции (111,8%), — продолжил Сергей Круглик. — В аналогичном периоде 2007 г. индекс составлял 115,5%. В ситуации дефицита ликвидности российские кредитные организации ограничили объем кредитных ресурсов, предоставляемых для строительства (при этом кредитные линии для новых объектов практически закрыты). В условиях отсутствия, с одной стороны, кредитных средств у застройщиков, с другой — сокращения спроса на жилье есть основания для прогнозирования снижения реальных цен (за минусом инфляции) на первичном рынке жилья в 2009 г. В 2010 г. прогнозируется незначительный рост реальных цен». Строительные материалы Говоря о расценках по строительству и строительным материалам, заместитель министра оперировал данными также c января по сентябрь. Рост стоимости строительно-монтажных работ за этот период в среднем по России, по сведениям осуществляемого Минрегионом мониторинга, составил 124,7%, в том числе: Для объектов жилищного строительства структура стоимости строительства в среднем составляет: оплата труда — 10,7%; эксплуатация машин и механизмов — 4,9%; накладные расходы — 12,7%; сметная прибыль — 7,8%; материалы — 63,9%. В IV квартале 2008 г. наметилась тенденция к снижению стоимости стройматериалов, обусловленная как сезонным фактором, так и наметившимися тенденциями к сокращению объемов производства строительной продукции. С сентября по ноябрь 2008 г. стоимость стройарматуры, арматурных каркасов, цемента, топлива снизилась на 10–20%. В случае продолжения тенденции к снижению (предполагаемое снижение стоимости строительных материалов в I квартале 2009 г. составит примерно 20% от цены III квартала 2008 г.) общая стоимость строительства в среднем снизится на 10%. В области промышленности стройматериалов наблюдается спад производства цемента на 8,2% за счет снижения темпов жилищного строительства, а также ввоза из-за рубежа около 7 млн т цемента (Китай, Турция). Снизилось на 21,3% производство листов асбестоцементных (шифера), линолеума — на 0,9%, минеральной ваты и изделий из нее — на 4,3%, а также стекла строительного — на 6,0%. Среди других строительных материалов наблюдается рост производства материалов, изделий и конструкций. В эксплуатацию введено 294 объекта производств и технологических линий, обеспечивающих выпуск широкого ассортимента конкурентоспособных строительных материалов. Объемы производства цемента, стеновых материалов, теплоизоляционных материалов, нерудных материалов и сборного железобетона до 2012 г. будут увеличены в основном за счет ввода новых предприятий стройматериалов и частичной их реконструкции, за исключением производства стекла листового и кровельных материалов, поскольку прогнозное строительство указанных предприятий на 2009–2012 гг. не планируется. В 2010 г. производство цемента, по прогнозу, может увеличиться до 70 млн т при условии, что все строящиеся цементные предприятия будут пущены в срок. Основное увеличение их ввода ожидается в 2010 г. О мерах стимулирования жилищного строительства 2 декабря принят федеральный закон № 225 «О внесении изменений в федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон, в частности, предусматривает предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на софинансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также внесение изменений в 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» в части ускорения процедуры приобретения жилых помещений путем запроса котировок независимо от цены государственного контракта. В стадии подписания проект постановления правительства Российской Федерации «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008–2009 годах». Определены объемы и источники финансовых средств: Минрегион России — 11,6 млрд руб.; Минобороны России — 21 млрд руб.; Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 50 млрд руб.; ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» — 60 млрд руб. Средства Минрегиона и Минобороны будут направлены на покупку готовых квартир. Это, соответственно, 5 тыс. квартир для граждан, уже уволенных с военной службы, и 10 тыс. для увольняемых. 4 декабря Минрегионом уже объявлен запрос котировок по приобретению жилых помещений. Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства будут направлены в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение строительства домов с высокой степенью готовности. Полученные квартиры предназначены для переселения из аварийного жилья, а предоставляться будут в собственность и по социальному найму. Отбор застройщиков осуществят региональные комиссии во взаимодействии с Межведомственной комиссией. При приобретении жилья максимальная стоимость 1 кв. м не должна превышать норматив стоимости квадратного метра, определенный Министерством регионального развития по субъектам Российской Федерации. Средства Агентства по ипотечному жилищному кредитованию будут направлены на выкуп закладных в коммерческих банках, предоставляющих ипотечные кредиты гражданам, и, при содействии банков и работодателей, на реструктуризацию долгов граждан, не погасивших кредиты. Программа реализации приоритетного нацпроекта На основе опыта реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в 2006–2008 гг. в соответствии с поручением президента Российской Федерации разработан проект программы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009–2012 гг. Основные задачи, которые необходимо решить для достижения указанной цели: В рамках развития массового жилищного строительства основные усилия должны быть направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитие инженерной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, а также вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Финансирование работ по вовлечению в оборот земельных участков для нужд жилищного строительства будет осуществляться за счет средств государственного института развития — Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства — и не потребует после 2009 г. затрат средств федерального бюджета. Планируется, что в результате реализации указанных мероприятий в период 2009–2012 гг. будет построено 228 млн кв. м жилья, вовлечено в оборот для нужд жилищного строительства 16,8 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности. Государственная поддержка спроса на рынке жилья будет осуществляться через поддержку системы ипотечного жилищного кредитования и мероприятий по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, молодых семей и выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством. На поддержку системы ипотечного жилищного кредитования и увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в дополнение к 60 млрд руб., выделенных из федерального бюджета в 2008 г., предполагается направить в 2009 г. средства в объеме 200 млрд руб. В результате реализации указанных мероприятий доля семей, имеющая возможность приобрести жилье, увеличится к 2012 г. до 25% от общего числа семей. По направлению повышения качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Для капитального ремонта жилищного фонда и переселения граждан из аварийного жилья планируется направить средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в объеме 199,3 млрд руб., переселить 60,4 тыс. семей и капитально отремонтировать 45 млн кв. м жилья. На цели модернизации коммунальной инфраструктуры планируется направить 22,8 млрд руб., что позволит снизить уровень ее износа до 45%. В 2009–2010 гг. основным инструментом реализации программы будет действующая федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 гг., в которую должны быть внесены необходимые изменения. В 2011–2012 гг. основным инструментом реализации программы будет новая федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 гг. или новая редакция существующей программы, которую предполагается разработать до сентября 2009 г. Основные изменения вносятся в объемы финансирования. Дополнительные средства могут быть выделены на мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Начиная с 2011 г., предполагается финансирование только мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством. «Следует отметить, что в рамках тех финансовых ресурсов, которые предполагается направить на реализацию мероприятий программы, невозможно достижение желаемых конечных результатов, но в целом в условиях финансовой нестабильности необходимо менять приоритеты и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на поддержание строительной отрасли, обратить больше внимания на развитие промышленности строительных материалов и разработать меры поддержки жилищно-коммунального комплекса», — сказал Сергей Круглик в завершение своего выступления.
рост стоимости строительных материалов — 122,5%;
рост стоимости эксплуатации строительных машин — 118,6%;
рост уровня оплаты труда рабочих — 132,9%.
создание условий для увеличения объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и социальным стандартам.
Выделены три приоритетных направления реализации программы:
развитие массового жилищного строительства;
государственная поддержка спроса на рынке жилья;
повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг.
Автор: по материалам редакции Дата: 28.01.2009 «Федеральный строительный рынок» № 74 Рубрика: *** |