Публикации »

Комплексные СРО предусмотрены новым законопроектом

13 января депутатами Николаем БОРЦОВЫМ и Валентином ДЕНИСОВЫМ на рассмотрение председателя Государственной Думы РФ был внесен законопроект № 149522-5 «О внесении изменений в главу 6-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации», предусматривающий возможность комплексных СРО. Точкой отсчета стали трудноразрешимые проблемы строительных организаций, работающих на сельских территориях.

Концепция саморегулирования в отрасли, предложенная Российским союзом строителей и фактически закрепленная в принятом законе, устанавливает обязательность создания национальных объединений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Также РСС с самых истоков настаивал на введении комплексного типа СРОС, объединяющих три вышеперечисленных сферы.

Проблема в том, что зачастую строительные фирмы имеют несколько лицензий (как на строительство, так и на изыскание и проектирование), вследствие чего не ясна их дальнейшая принадлежность к какой-либо СРО.

Российский союз строителей и ряд других общественных организаций обращались в профильный комитет ГД по данному вопросу, в связи с чем и последовала разработка нового законопроекта.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил порядок отнесения к СРО организации, выполняющей инженерные изыскания, осуществляющей подготовку проектной документации и  строительство. Однако с началом реализации указанных норм закона, вступивших в силу с 1 января 2009 г., в целом ряде субъектов Российской Федерации сразу стало ясно, что из-за отсутствия необходимого количества изыскательских, проектных и строительных организаций, отвечающих требованиям членства в саморегулируемой организации, разделение строительной отрасли на три вида СРО не позволяет создать указанные организации на уровне одного региона.

«Разделение способствует возникновению конфликта интересов внутри отрасли и снижает ответственность за качество выполняемых работ, позволяя перекладывать свои недоработки на других участников строительной отрасли», — заявило руководство Российского союза строителей.

«Поскольку надежность и безопасность строительных объектов зависят от тесного взаимодействия изыскательских, проектных и строительных организаций на всех этапах строительства, то обеспечение исполнения требований, изложенных в ст. 551 Градостроительного кодекса Российской Федерации, будет невозможным, так как субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся строительством на территории субъекта Российской Федерации, будут разделены не только по видам деятельности, но и по территориальному подчинению. При разобщенности и разноуровневой подчиненности саморегулируемых организаций строительной отрасли будет невозможно добиться реализации единой технической политики в отрасли на уровне региона», — говорится в пояснительной записке к внесенному на рассмотрение законопроекту.

Речь, в частности, о сельских строителях, которые в процессе перехода к рыночным условиям хозяйствования объединились в комплексные структуры (изыскатели, проектировщики и строители), что позволило им выжить в сложных экономических условиях. То есть в настоящее время действуют организации, которые в соответствии с законодательством имеют право на осуществление трех видов деятельности  — инженерные изыскания, проектирование и строительство.

В большинстве регионов России нет установленных Градостроительным кодексом 50 изыскательских, проектных и 100 строительных организаций, работающих на сельских территориях. В таком случае строителям в данной сфере для сохранения своей специфики придется создавать саморегулируемую организацию даже не на межрегиональном, а на общероссийском уровне.

Кроме того, многие сельские строительные организации, так называемые комплексные, чтобы продолжить свою деятельность в соответствии с законодательством, фактически должны либо вступить в три разные СРО, либо разъединиться на три самостоятельные организации, а затем вступать в СРО в зависимости от вида деятельности.

И тот и другой случаи не выгодны организациям агростроя как технологически, так и экономически.

В пояснении к законопроекту также отмечается, что высокий размер взносов существенно ограничивает возможность вступления в СРО первичных организаций сельского строительства и повлечет выдавливание их с рынка услуг, банкротство. Обращено внимание и на тот факт, что крупные подрядные организации, дислоцирующиеся в региональных центрах, крайне неохотно берутся за строительные работы в сельской «глубинке», и в последние годы сельхозпроизводители более половины объемов строительных работ выполняют сами хозяйственным способом.

Подготовленным проектом федерального закона «О внесении изменений в главу 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации» предлагается дополнить Градостроительный кодекс нормами, предоставляющими право организациям, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации и строительство в сельской местности, объединяться в единую СРО, с учетом вхождения в нее как проектных организаций, так и строителей, а также устанавливаются требования к названной организации.

Реализация указанных норм, по мнению руководства РСС, позволит сохранить имеющиеся мощности организаций, работающих в сельской местности, повысит качество выполняемых ими работ и будет способствовать эффективному освоению сельских территорий.

Автор: по материалам редакции
Дата: 28.01.2009
«Федеральный строительный рынок» № 74
Рубрика: ***




«« назад