Публикации »

Новое транспортное строительство Дальнего Востока

На III Дальневосточном международном экономическом форуме, прошедшем этой осенью в Хабаровске, заместитель министра транспорта РФ Андрей НЕДОСЕКОВ посвятил свой доклад приоритетам развития транспортной системы в Дальневосточном федеральном округе на долгосрочную перспективу. Среди крупных проектов названо даже завершение строительства БАМа.

В начале выступления замминистра подчеркнул, что регион Дальнего Востока и Забайкалья, занимающий 40% территории России, требует особого внимания при решении первоочередных задач развития транспортной инфраструктуры страны.

Отраслевыми приоритетами в Дальневосточном федеральном округе сегодня являются завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети — усиление Транссиба, завершение строительства БАМа и строительство новых железнодорожных линий, продолжение формирования опорной магистральной сети автомобильных дорог, развитие перегрузочных мощностей морских и речных портов, развитие международных пограничных переходов, систем транспортно-логистического обслуживания, интенсивное развитие сети аэропортов, прежде всего инфраструктуры для обеспечения региональных авиаперевозок в Республике Саха (Якутии), Чукотском автономном округе, Камчатском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях.

В период до 2015 г. предусматривается:
завершение строительства линии Беркакит — Томмот — Якутск и совмещенного мостового перехода через р. Лену в районе Якутска, строительство линии Известковая — Чегдомын;
строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального и регионального значения, в том числе автодороги Якутск — Магадан;
строительство совмещенного автомобильно-железнодорожного мостового перехода через Амур в Хабаровске;
развитие аэропортов Хабаровска, Владивостока, а также ряда местных внутрирегиональных аэропортов.

В период 2016–2030 гг. предусматривается:
строительство новых железнодорожных линий Якутск — Магадан и других, модернизация участка Уссурийск — Гродеково, строительство второго мостового перехода у Благовещенска, организация скоростного движения на линиях Уссурийск — Владивосток, Владивосток — Хабаровск;
реконструкция участков автодорог федерального значения, модернизация существующих и строительство новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения.

Далее Андрей Недосеков заострил внимание на региональной роли гражданской авиации: «На больших территориях Сибири и Дальнего Востока авиация практически является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь как внутри субъекта, так и с центральными регионами Российской Федерации. Для обеспечения минимально необходимой авиатранспортной доступности в районах Крайнего Севера страны количество местных авиаперевозок должно быть увеличено в 2 раза. Одним из базовых механизмов системы государственной поддержки социально значимых местных и внутрирегиональных воздушных перевозок мы видим организацию аэропортовой деятельности на основе создания казенных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Авиаперевозки между центральными регионами Российской Федерации, Дальним Востоком и Забайкальем в последнее время, по словам замминистра, развиваются достаточно высокими темпами, чему способствует повышение экономической активности региона и общий экономический рост в стране.

За последние три года на восстановление и реконструкцию аэродромной инфраструктуры региона государством направлено более 4 млрд руб.

В утвержденной федеральной целевой программе «Развитие транспортной инфраструктуры Российской федерации на 2010–2015 годы» на авиационную инфраструктуру ДВФО предусмотрены инвестиции свыше 120 млрд руб. Значительные профильные инвестиции также заложены до 2013 г. в ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья.

«Другим важным фактором экономического развития Сибири и Дальнего Востока является развитие водных видов транспорта, которые играют важную роль в обеспечении перевозок как внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и среди межрегиональных и транзитных международных перевозок, — продолжил Андрей Недосеков. — Ежегодно для обеспечения жизнедеятельности этих районов внутренним водным транспортом перевозится порядка 5 млн человек и более 39 млн т различных грузов».

За последние три года в результате увеличения в два раза объемов дноуглубительных работ протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов в регионе увеличилась в 1,6 раза и составила 32,4 тыс. км, или 50% от общей протяженности внутренних водных путей. Кроме того, в целях увеличения эффективности работы транспортного флота на 25% увеличена протяженность внутренних водных путей с круглосуточным движением.

По словам замминистра, сегодня также назрела необходимость в подготовке масштабных транспортно-логистических проектов на внутренних водных путях. Особенно остро эта проблема встает в период вхождения России в мировое экономическое сообщество, формирования международных транспортных коридоров. Примером постановки и решения проблемы может служить программа развития транспортной системы Енисей — Северный морской путь.

На стыке наземных, речных, морских и воздушных путей сообщения в г. Якутске целесообразно создать аналогичный мощный транспортный узел, все объекты которого составят ключевой комплекс будущих транспортных технологий и эффективного взаимодействия различных видов транспорта для перевозки пассажиров и грузов. С приходом железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск на правый берег реки Лены образуется перспективный транспортный коридор с выходом на Северный морской путь (на западное и восточное направления). Данный транспортный узел станет второй, кроме Осетрово, грузообразующей базой для Северного завоза.

До 2015 г. государством предусмотрены инвестиции во внутренний водный транспорт из федерального бюджета в объеме 27,6 млрд руб., в том числе на:
комплексную реконструкцию гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока;
модернизацию 8 береговых производственных объектов и сооружений;
строительство 179 судов технического флота;
реконструкцию и развитие сетей технологической связи;
создание электронных навигационных карт.

В дальнейшем на перспективу до 2030 г. предусматривается:
создание сети мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения.
развитие и техническое перевооружение портов Хабаровск, Благовещенск, Поярково с созданием терминальных комплексов и логистических центров;
развитие Якутского порта в связи с завершением в ближайшие годы строительства Амуро-Якутской железной дороги со строительством пассажирского вокзала;
развитие целого ряда внутрирегиональных портов;
строительство устьевых перегрузочных комплексов в районе устьев рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы.

В завершение выступления Андрей Недосеков уделил внимание теме государственно-частного партнерства. Так, в общем объеме финансирования ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» более 60% (8,63 трлн руб.) предусматривается из внебюджетных источников. Соответственно, в настоящее время особую актуальность приобретает задача привлечения в транспортную отрасль частных инвестиций.

«Важная роль в этом процессе принадлежит регионам, — сказал замминистра. — Это подтверждается и мировым опытом, и российской практикой. Регионам принадлежит значительная роль в разработке и подготовке начального этапа проектов, их старта, подготовки территории, если это новое строительство, поиску инвестора. Важным шагом, направленным на развитие региональных инвестиционных проектов, стало и принятие постановления правительства Российской Федерации № 468 от 23 июня 2008 г., в котором четко определено само понятие регионального инвестиционного проекта и порядок его реализации. Учитывая накопленный опыт и закрепление законодательной базы, теперь и у регионов есть все условия для активного привлечения средств частных инвесторов и полноценного развития государственно-частного партнерства».

Автор: по материалам редакции
Дата: 04.12.2008
«Федеральный строительный рынок» № 73
Рубрика: ***




«« назад