Публикации »

Автовозможности российских портов

Бум на автомобильном рынке новых иномарок в России стал одной из главных причин развития портовой инфраструктуры в Северо-Западном регионе России. На сегодняшний день здесь идет реализация сразу четырех проектов общей стоимостью более 7 млрд руб. Пуск всех мощностей после 2010 г. даст портам региона возможность переваливать почти 1 млн автомобилей в год.

Новый морской путь

За последние три года объемы продаж новых машин выросли в разы. По последним данным Ассоциации европейского бизнеса, среднегодовой прирост продаж составляет около 55–60%. Все более актуальным становится и вопрос доставки новых машин в страну, особенно с Востока или стран Западной Европы. Вариантов, которыми теоретически могут воспользоваться компании, всего два: либо везти машины по суше в железнодорожных вагонах или автомобилевозах, либо морскими путем.

Качество дорог, а вернее их отсутствие, стало причиной того, что вопрос о автомобилевозах быстро отпал сам собой. Еще несколько лет назад преобладал железнодорожный способ доставки машин. «Пока действуют существующие тарифы, мы не сможем создать достойную конкуренцию автомобилевозам. Ведь если мы везем груз с нулевой рентабельностью, то даже в этом случае цена за нашу перевозку будет выше, чем если бы товар шел грузовиками», — говорят в компании «Рейлтрансавто». В результате наиболее удобным и менее затратным для большинства компаний становится морской способ транспортировки машин.

Даешь терминалы: новые и современные!

В декабре 2006 г. первая партия автомобилей марки Nissan пришла в первый современный автотерминал «Онега» в петербургском порту. Его мощность пока позволяет переваливать около 60 тыс. автомобилей в год. Объем инвестиций в проект превысил 500 млн руб.

Кроме того, в июне 2007 г. петербургской стивидорной компанией ООО «Морской рыбный порт» совместно с тем же РТЛ был открыт терминал по перевалке автомобилей стоимостью $1 млн. На терминале уже организована площадка для единовременного хранения 700 автомобилей, а ежегодный объем перевалки, по прогнозам компании, составит 75 тыс. О планах построить такие объекты на берегу Финского залива уже заявили несколько отечественных компаний. В настоящее время в регионе в разной степени готовности находятся три аналогичных проекта. В частности, ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» к концу года планирует завершить строительство терминала, рассчитанного на прием 80 тыс. автомобилей в год.

Еще два терминала по перевалке иномарок заявлены в Ленинградской области. Самым амбициозным из них станет запуск автотерминала в порту Усть-Луга, который сможет обрабатывать более 300 тыс. автомобилей. Компания строит многопрофильный терминал «Юг-2» по перевалке иномарок и ро-ро грузов, проектная мощность автомобильного терминала составит 360 тыс. новых иномарок в год. Государство выделило на его возведение 2 млрд руб. из инвестфонда, общая стоимость проекта— 8,4 млрд руб. Терминал будет располагаться на участке площадью около 100 га. Второй комплекс в Ленинградской области — «Терминал «Новая гавань» вблизи деревни Вистино, Кингисеппский р-н — также строит ООО «Российские транспортные линии». Объем инвестиций в проект составит $120 млн. «Мы планируем запустить первую очередь мощностью 120 тыс. автомобилей в конце этого года», — отмечает директор департамента маркетинга и PR ООО «РТЛ» Елена Жданова. Полная реализация проекта через два года позволит увеличить перевалочные мощности до 250 тыс. машин.

По мнению эксперта, открытие новых автомобильных терминалов в портах Петербурга и Ленинградской области приведет к тому, что ряд портов Финляндии, которые сейчас специализируются на доставке автомобилей из стран Европы и АТР в Россию, может быть закрыт или переориентирован.

Еще не готовы к международным перевозкам?

Впрочем, пока преимущества фиВпрочем, пока преимущества финских портов настолько очевидны для компаний-импортеров, что они вряд ли готовы быстро перевести свои грузопотоки из Финляндии в Россию. Причин здесь несколько. Во-первых, финские терминалы предоставляют площадки для хранения вновь приходящих в страну машин. Скажем, в порту Котка этот участок сегодня составляет 90 га, а еще через несколько лет вырастет до 150. Такие площади позволяют импортерам иметь резервные складские зоны для хранения на них по несколько тысяч единиц товара. В порту Ханко подобная площадка уже сегодня превышает 100 га. У российских проектов площадей подобного масштаба пока не предусматривается. Кроме того, благодаря режиму свободной таможенной зоны затраты на хранение автомобиля в финских портах ниже, чем в российских терминалах. Этой популярности также способствует простота оформления таможенного транзита, небольшой транзитный срок перевалки в порту и автодоставки в Российскую Федерацию. Транзитный срок Котка — Москва составляет сегодня около трех дней. Наконец, строящиеся лидеры, которые готовы перетянуть на себя финский транзит, по международным меркам пока не готовы к приему и обработке иностранных грузов.

«Составить конкуренцию финским портам мы сможем только тогда, когда будем не только снижать издержки заказчиков, но и предоставлять все гарантии и полноценные услуги по приему и обработке ро-ро грузов, существующие сейчас в финских портах, строительство которых изначально было поддержано на уровне государственного значения», — подчеркивает президент генеральный директор автотерминала «Онега» Виталий Архангельский.

Автор: Вера Никольская
Дата: 04.12.2008
«Федеральный строительный рынок» № 73
Рубрика: ***




«« назад