Олег Белозеров: «Темпы развития дорожной сети ускорятся»
Чем амбициозна задача? Как подчеркнул докладчик, в стратегии ставится амбициозная задача — достичь к 2030 г. уровня развития транспортной системы, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития страны. Основой для выполнения этой масштабной задачи станет реализация ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)». За 6 лет необходимо построить и реконструировать в 2,5 раза больше федеральных автомобильных дорог, чем за 8 лет реализации ныне действующей федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)». Нужно также обеспечить подъездами с твердым покрытием почти в 1,5 раза больше сельских населенных пунктов, чем в рамках ныне действующей ФЦП. За счет реконструкции перегруженных движением участков необходимо устранить ограничения по пропускной способности более чем на 6 тыс. км федеральных автодорог. Предусмотрено начало создания новой системы автомагистралей и скоростных дорог, которые в настоящее время в стране практически отсутствуют. Эта вновь создаваемая система, по словам Олега Белозерова, существенно изменит картину всей дорожной сети. Первый этап данной масштабной работы в рамках ФЦП включает в себя строительство 1900 км таких магистралей, создание современной скоростной автомобильной дороги по направлению международного транспортного коридора «Север — Юг» от Санкт-Петербурга до Новороссийска и Сочи. «Масштаб поставленных задач вызывает необходимость выработки ряда новых подходов к работе дорожной отрасли, и новая ФЦП их предусматривает, — сказал руководитель Росавтодора. — Так, к строительству объектов, включенных в программу, будут привлекаться и внебюджетные средства в объеме 692 млрд руб. Далее, ФЦП позволит сконцентрировать усилия на комплексном решении проблем крупных транспортных узлов. Одним из таких узлов является Московский транспортный узел. 30 сентября состоялось заседание совместной коллегии Минтранса России, правительств Москвы и Московской области, на котором была представлена программа решения этого сложнейшего клубка проблем. Кроме того, Минтрансом России создана рабочая группа по подготовке программы развития Санкт-Петербургского транспортного узла». Наконец, ФЦП предусматривает важный блок мероприятий по повышению безопасности движения на федеральных автомобильных дорогах, а в методике распределения субсидий на строительство и реконструкцию региональных дорог объекты, непосредственно влияющие на повышение безопасности движения, отнесены к высокоприоритетным. ФЦП также учитывает, что безопасность движения зависит не только от традиционных инженерных мер, строительства пешеходных переходов в разных уровнях, устройства ограждений, разметки, дорожных знаков, освещения дорог, но и от условий работы водителей. В рамках ФЦП будут разрабатываться комплексные схемы обустройства автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, площадками отдыха, другими объектами, способствующими повышению безопасности движения и обеспечивающими улучшение обслуживания участников движения. Однако, как продолжил Олег Белозеров, работа на предстоящий период не ограничивается только выполнением заданий новой ФЦП. Росавтодор участвует в мероприятиях еще девяти федеральных целевых программ, включая ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и входящую в ее состав подпрограмму «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», а также Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» необходимо решить уникальные с инженерной точки зрения задачи строительства моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный, мостового перехода через бухту Золотой Рог во Владивостоке, автодорог в самом городе и в пригородной его части. Строительство мостов осуществляется в условиях агрессивных морских вод, высокой сейсмичности региона, стесненных городских условий Владивостока. Строительство крупных и сложных объектов, имеющих крайне важное значение для развития регионов, предусмотрено также в Хабаровском крае, на Камчатке, Сахалине, в других регионах. «Важнейшей задачей является выполнение программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, — далее отметил докладчик. — В рамках программы необходимо обеспечить к 2013 г. строительство целой сети дорог в городе и прилегающих районах. Здесь, кроме завершения обхода Сочи, необходимо осуществить строительство не менее сложного объекта — дублера Курортного проспекта, девяти транспортных развязок в разных уровнях, участка Адлер — Веселое с обходом Адлера. Вместе с тем мы несем ответственность и за поддержание состояния автодорог М-27 Джубга — Сочи и Адлер — Красная Поляна на всем их протяжении, а именно на эти дороги ложится огромная дополнительная нагрузка по обслуживанию перевозок строительных грузов на олимпийские объекты». Инновационные технологии Развитие отрасли, как далее подчеркнул глава Росавтодора, невозможно без инновационных технологий. Важнейшим направлением внедрения инновационных методов в дорожном хозяйстве является и останется в будущем повышение качества дорожных работ на всех стадиях. «Мы также учитываем, что долговечность сооружений, безопасность движения, качество обслуживания пользователей в большой степени зависят от качества проектной документации, от надежности материалов изысканий, от применения в проектах наиболее эффективных инженерных решений, — сказал Олег Белозеров. — Например, новая единая форма технического задания на проектирование предусматривает обязательное включение в проектную документацию раздела «Внедрение новых технологий». Постоянно расширяется внедрение новых технологий при строительстве, ремонте и содержании дорог. За последние 8 лет количество объектов, на которых применяются технологические инновации, увеличилось с 10–15 до почти 300. Освоены соответствующие уровню международных стандартов технологии укладки асфальтобетонных смесей, позволяющие обеспечить высокое качество и долговечность покрытий. В общей сложности новые технологии в этой области применены более чем на 8 тыс. км федеральных дорог, обслуживающих наиболее интенсивные транспортные потоки. При ремонте мостовых сооружений за последние 5 лет созданы и опробованы новые технологии, материалы и конструкции, позволяющие продлить работоспособность отремонтированных сооружений на 25–35 лет. При осуществлении дорожно-эксплуатационных работ сегодня активно применяется маршрутный метод ремонта дорог, при котором работы проводятся на больших по протяженности участках, влияющих на улучшение состояния всего маршрута движения, увеличение скорости доставки грузов, снижение транспортных издержек пользователя. Этот метод уже успешно применен на дорогах М-5 «Урал», «Вятка», ряде других. В Росавтодоре создана и действует система мониторинга качества дорожных работ, использования выделяемых средств федерального бюджета. В текущем году в соответствии с утвержденным графиком мониторинга деятельности дорожного хозяйства, подведомственного Росавтодору и субъектам Российской Федерации, будет проведено 187 проверок. При проверках внимание уделяется вопросам организации внедрения новой техники и прогрессивных технологий при выполнении дорожных работ и достигнутым при этом результатам. «Перечисленные меры дают уже дают заметный эффект, — продолжил Олег Белозеров. — По данным федеральных и территориальных органов управления дорожного хозяйства, расчетный экономический эффект за счет применения новых технологий только в 2007 г. составил 1,0 млрд руб., или в 1,7 раза больше, чем в 2005-м. В 2007 г. впервые были превышены значения целевых показателей, установленные заданиями подпрограммы «Автомобильные дороги». Число ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями, в 2007 г. сократилось на 3% по сравнению с 2005 г. По данным за 9 месяцев 2008 г., количество ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями на федеральных дорогах, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,9%, количество погибших — на 16,1%». Законодательные новации Законодательной основой в этом направлении работы служит принятый в декабре прошлого года федеральный закон «Об автомобильных дорогах», который, в частности, содержит новые подходы к решению вопросов собственности на дороги, в том числе частные. Впервые в отношении дорожного хозяйства законодательно осуществлен переход от декларативных положений о правах и обязанностях к договорным принципам взаимоотношений с лицами, деятельность которых связана или затрагивает работу автомобильных дорог. Включены положения о возможности и основных направлениях привлечения в отрасль внебюджетных средств. Важнейшей инновацией в законе, по словам руководителя Росавтодора, является закрепление в нем принципа финансирования ремонта и содержания дорог общего пользования всех уровней по утвержденным нормативам. Теперь их отсутствие, невыделение из бюджетов соответствующих средств является невыполнением федерального закона и влечет за собой ответственность. 100-процентное финансирование федеральных автодорог по нормативам начнется уже с 2011 г. В настоящее время правовые акты о финансовых затратах на ремонт и содержание региональных дорог приняты в 18 субъектах Российской Федерации, еще в 39 регионах такие документы разработаны и подготовлены к утверждению. «Напомню, что постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 978 утверждены правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, — продолжил Олег Белозеров. — Правила решили одну из проблем нестыковки бюджетного законодательства, которое для заключения контрактов на срок более трех лет требует принятия решения на уровне правительства Российской Федерации, и законодательства о закупках для государственных нужд, в соответствии с которым контракты должны заключаться на весь срок строительства. Эта нестыковка задержала на год реализацию проектов крупных строек по развитию дороги М-4 «Дон» и др. Но необходимо двигаться дальше и упростить процедуру принятия решений по заключению долгосрочных контрактов на дорожно-эксплуатационные работы, которые с 2010 г. не включены в федеральную целевую программу. В конечном итоге это способствовало бы повышению долговечности конструкций, безопасности движения, улучшению транспортно-эксплуатационных показателей дорог. Кроме того, это оказало бы сдерживающее влияние на рост цен на материалы и услуги в дорожном строительстве». Как шаг вперед глава Росавтодора отметил то, что расширены полномочия государственного заказчика подпрограммы «Автомобильные дороги», направленные на ускорение открытия финансирования строек. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития и Минфином России дана возможность по распределению объемов финансирования, указанных в ФЦП, по этапам и объектам, что является основанием для заключения госконтрактов на весь срок строительства. Разрабатываются предложения по повышению гибкости при бюджетном планировании для учета неблагоприятных природно-климатических явлений, проблем технологического характера и т. д. путем передачи государственному заказчику ФЦП права на перераспределение объемов финансирования по годам и между инвестиционными проектами без переутверждения ФЦП в случае, если сроки завершения изменяемых мероприятий, показатели их мощности, а также общие показатели программы в целом не меняются. Разрабатываются также предложения по учету в сметной документации затрат, обеспечивающих участие в строительном контроле заказчика и проектной организации. «Существенные новации содержатся в поправках к федеральному закону «О концессионных соглашениях», принятых законом от 30 июня 2008 г. В целях расширения привлечения в дорожную отрасль внебюджетных средств ведется проработка вопросов расширения источников и увеличения объемов финансирования дорожного хозяйства, создания государственной компании по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В правительство Российской Федерации представлен проект соответствующего федерального закона. Сейчас он дорабатывается с учетом замечаний. Подготовлены поправки к федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности, предлагается закрепить право заказчиков устанавливать дополнительные требования к участникам торгов по наличию необходимых производственных мощностей и трудовых ресурсов, по определению способа обеспечения обязательств по контракту. Предлагается допускать изменение условий заключенных госконтрактов по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе с изменением цены контракта, а также отменить обязательность проведения аукционов в отношении дорожных работ. «Мы верим, что все эти усилия в комплексе дадут положительный результат: темпы развития дорожной сети ускорятся, дорожная отрасль станет передовой в области применения новых технологий и материалов, и в конечном итоге пользователи получат возможность более комфортного и безопасного передвижения по российским автодорогам, — сказал Олег Белозеров в завершение своего выступления. — Сегодня для этого есть хороший задел: только в этом году введено в эксплуатацию сложнейшее транспортное сооружение — транспортная развязка на федеральной дороге «Холмогоры» в городе Мытищи под Москвой, практически завершено выполнение поручения президента Российской Федерации по ликвидации грунтовых разрывов на федеральной дороге «Колыма» в Республике Саха (Якутии), завершается строительство пяти крупнейших мостовых переходов, включенных в программу строительства внеклассных мостов, в том числе таких сооружений, как мосты через Обь у Новосибирска и Енисей у Красноярска. Наконец, подходят к завершению работы на КАД Санкт-Петербурга. В будущем году мы продолжим нашу работу, и я уверен в ее высоком результате».
№ 108-ФЗ, — далее отметил Олег Белозеров. — Из-за отсутствия практики многие положения действующего новаторского закона ранее содержали только принципиальные подходы. Теперь, в том числе на основе наших предложений, основанных на реализации конкретных инвестиционных проектов строительства платных дорог, более точно описаны детали страхования рисков в концессионных соглашениях, вопросы участия концедента в финансировании объектов, назначения концессионной платы. Уточнены процедуры и формы передачи земельных участков для создания объектов концессий. Определены особенности проведения конкурсов в случае передачи концессионеру проектирования объектов. Положения закона увязаны с Налоговым и Земельным кодексами».
Автор: по материалам редакции Дата: 04.12.2008 «Федеральный строительный рынок» № 73 Рубрика: *** |