Инновационная Россия. Взгляд эксперта
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — государственная некоммерческая организация. Был создан в 1994 г. с целью содействия развитию российской научной и инновационной сферы и на сегодняшний день является одним из трех государственных научных фондов. При переходе отечественной экономики на инновационные рельсы решаемые им вопросы актуальны и для стройиндустрии, в первую очередь для ее малых предприятий. Наш собеседник — генеральный директор фонда Сергей ПОЛЯКОВ. –Сергей Геннадьевич, какие основные задачи призван решать фонд? — Фонд является инструментом проведения государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере посредством создания и развития инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства. Глобальной задачей фонда является содействие созданию и развитию в России цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности. В наши обязанности входит оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности. Основные средства фонда направляются на проекты НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Тематика проектов, поддерживаемых фондом, охватывает практически все отрасли экономики страны, в числе которых и строительство. Фондом поддерживаются малые предприятия, специализирующиеся на разработках новых технологий проектирования, строительства и производства строительных материалов. Общая доля таких проектов в фонде на сегодняшний день составляет около 13%. — Правительством России установлено, что в фонд направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку. На ваш взгляд, этой суммы достаточно? — Учитывая масштаб нашей страны, средств фонда, думаю, явно не хватает. В США размеры грантов для первой стадии поддержки малых инновационных компаний составляют $100 тыс., для второй — $750 тыс. А по программе «Старт» полный объем финансирования малого предприятия не превышает $175 тыс. — Оказывает ли фонд поддержку малым инновационным предприятиям для их участия в европейских программах? — Сегодня существуют два проекта поддержки инновационных предприятий на европейском уровне. Проект Gate2RuBIN был инициирован в 2007 г. консорциумом из трех организаций: Союз инновационно-технологических центров России (Союз ИТЦ), некоммерческое партнерство «Российская сеть трансфера технологий» (Сеть RTTN) и Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (Российское агентство ПМСБ). Он является новым долгосрочным проектом участия российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в новой и самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise European Network — EEN). Это первый пример широкомасштабного участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях. В настоящее время консорциум проекта Gate2RuBIN является координационным центром EEN в России. Работа сети EEN стартовала 7 февраля 2008 г. Отбор центров для участия в новой сети проводится европейской комиссией на конкурсной основе. Участие в работе новой Европейской сети могут принять и центры из стран, не входящих в ЕС (третьи страны), но без финансирования со стороны Евросоюза. Эта возможность позволила консорциуму из трех организаций подготовить заявку проекта Gate2RuBIN, пройти конкурсный отбор и начать его реализацию. Государственную поддержу проекту оказывают Фонд содействия развитию МФП НТС и МЭР РФ. В 2007 г. в ЕС стартовала новая рамочная программа — Competitiveness and Innovation Programme — CIP, нацеленная на содействие росту малых и средних предприятий и создание новых рабочих мест через повышение конкурентоспособности и развитие инноваций. Программа рассчитана на 2007–2013 гг. с бюджетом 3,621 млрд евро. — Какие ключевые области правового регулирования, формирующие основу для развития МИП, требуют совершенствования в Российской Федерации? — Если мы проведем анализ законодательства и опыта правоприменения в сфере стимулирования малого и среднего инновационного бизнеса в странах ЕС, то внимания заслуживают следующие моменты правового регулирования. В первую очередь, образование новых предприятий, ориентированных на коммерциализацию результатов научных исследований (возможность государственного исследовательского института, вуза участвовать в образовании start-up компаний или вносить свой вклад в капитал новой start-up компании). Например, необходимо разработать и ввести правовые нормы, создающие условия для легального участия государственных институтов в образовании start-up компаний. Далее, целесообразно в среднесрочной перспективе рассмотреть возможность введения в России приростной налоговой льготы, как это сделано в целом ряде развитых в инновационном отношении стран, когда предприятие имеет право списывать на себестоимость реальные затраты на НИОКР с некоторым повышающим коэффициентом, который зависит от динамики роста расходов на НИОКР этого предприятия. Необходимо также формирование инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства (нормы, определяющие государственную поддержку МИП, развитие механизма грантового финансирования, эффективность условий размещения заказов для государственных нужд в сфере поддержки науки и инноваций). Хочу отметить недостаточный объем государственных интервенций в развитие малого инновационного предпринимательства. В России уже реализуется большинство известных инструментов инновационного развития в области малого инновационного предпринимательства, однако масштаб их применения явно не соответствует стоящим задачам и требованиям времени, что говорит о необходимости масштабирования многих доказавших свою эффективность программ и проектов (например, таких программ, как программы «Старт», «Умник» фонда содействия и др.). В качестве примера, когда эффективность государственной поддержки снижается в силу неадекватного размера финансовой поддержки МИП, можно привести ограничения на объем финансовой поддержки инновационных проектов (НИОКР) до 3 млн руб. в ряде государственных программ и проектов. — Программа «Старт» начата фондом четыре года назад, получила не только известность, но и признание у научно-технической общественности по всей России как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив, направленных на организацию высокотехнологического бизнеса. Расскажите о ней подробнее. — Программа базируется на принципе частно-государственного партнерства: государство реализует лишь часть мероприятий, необходимых для развития бизнеса. В первый год фонд выделяет средства на выполнение НИОКР и контролирует, получены ли какие-либо результаты по их итогам, в результате до приемлемого уровня снижаются инвестиционные риски частного инвестора. Со второго года фонд осуществляет финансирование на паритетной основе, то есть предприятие должно привлечь внебюджетные источники финансирования или вложить собственные средства, если начало реализацию продукции. Фонд заключает государственные контракты, предоставляющие финансовую поддержку команде в объеме до 4,5 млн руб. на 3 года для завершения разработки и начала реализации продукта, с 2009 г. поддержка увеличена до 6 млн. Всего фондом профинансировано более 5000 проектов. — Сколько малых предприятий получили поддержку фонда по этой программе? — По программе «Старт — 2004» было подано 2762 заявки, всего было заключено с малыми предприятиями 522 государственных контракта, из них перешло на второй год 144, что составляет 27,5% от общего количества поддержанных заявок, успешно закончили второй год — 116, из них на данный момент перешли на третий год 40 компаний, что составляет 34,5% от закончивших второй год реализации проекта. По программе «Старт — 2005» было подано 1652 заявки, всего было заключено с малыми предприятиями 410 государственных контрактов, из них перешло на второй год 62, что составляет 15,0% от общего количества поддержанных заявок, на 3 год — 11 предприятий. По программе «Старт — 2006» было подано 1563 заявки, всего было заключено с малыми предприятиями 425 государственных контрактов, из них перешло на второй год 61 предприятие. По программе «Старт — 2007» было подано 1377 заявки, всего было заключено с малыми предприятиями 319 государственных контрактов, предприятия только начинают переходить на 2 год финансирования проектов (в настоящее время заключены государственные контракты с 3 предприятиями). По программе «Старт — 2008» было подано 1418 заявок, всего было заключено с малыми предприятиями 332 государственных контракта. Сегодня в программе участвует свыше 1700 малых предприятий в 180 городах 70 субъектов Российской Федерации, созданных обладателями прав на интеллектуальную собственность именно с целью их реализации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции. В экспертизе проектов принимают участие более 2455 независимых экспертов, из них 748 — доктора наук, 1050 — кандидаты наук. — Какие малые предприятия могут рассчитывать на поддержку фонда? –Малые предприятия не несут огромных накладных расходов, и это является их неоспоримым преимуществом. В настоящее время на поддержку фонда могут рассчитывать МИП, основная задача которых — создание бизнеса на основе научных разработок. Они должны соответствовать следующим требованиям: для предприятия в научной сфере штат должен составлять не более 60 человек, для промышленности не более 100 человек. Состав физических лиц в качестве учредителей 75%, общественных организаций в составе учредителей не более 25%. В штате предприятия должны быть научные работники, которые хотят внедрить и коммерциализировать свои разработки.
И хотя в последние годы объем финансирования растет (в 2008 г. было перечислено 1,6 млн руб.), существует потребность в увеличении масштаба поддержки, как с точки зрения количества поддерживаемых проектов, так и по величине объема поддержки одного проекта. Для сравнения: объем финансирования программы SBIR в США, аналогичной нашему «Старту» — основной программе Фонда, повышен до 2,5% американского бюджета на науку и составит в следующем году примерно $2 млрд, в то время как объем нашего фонда — порядка 2 млрд руб.
Автор: по материалам редакции Дата: 04.12.2008 «Федеральный строительный рынок» № 73 Рубрика: *** |