Публикации »

Есть фарватер от Метростроя!

Значение события, произошедшего 7 октября на южной оконечности острова Котлин, где расположен главный морской порт Санкт-Петербурга, трудно переоценить. Здесь состоялось торжественное открытие судопропускного сооружения С-1 — основного морского «окна в Европу» и одновременно ключевого объекта строительства комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений. Сигнал к проходу через новый фарватер первого судна — парома «Георг Отс», последовавшего из Петербурга в Калининград, — нажав символическую кнопку, подал премьер-министр Владимир Путин, который, как повелось еще во времена президентства, свой день рождения традиционно отметил в родном городе.

На сей раз весь день 7 октября премьер-министр «инспектировал» различные объекты, в числе которых был и комплекс защитных сооружений (КЗС), где состоялось торжественное открытие ключевого объекта строительства КЗС — судопропускного сооружения С-1. Одновременно началась постоянная навигация по морскому каналу, пересекающему остров Котлин.

В церемонии открытия судоходного канала приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, министр регионального развития РФ Дмитрий Козак, директор департамента капитальных вложения Минрегионразвития Владимир Коган, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров, полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, вице-губернатор Александр Вахмистров, капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Петр Паринов.

— Открытие С-1, — отметила Валентина Матвиенко, — это событие огромной важности и наш подарок Владимиру Владимировичу ко дню рождения. Благодаря В. В. Путину стройка и была возобновлена. Начатая в 1979 г., она многие годы простояла мертвая, — сказала Валентина Матвиенко. — Если бы не решительность Владимира Владимировича, не его жесткие указания правительству утвердить программу и ежегодный контроль за бюджетом, чтобы деньги на дамбу выделялись своевременно, уверяю вас, дамбы бы не было. Мы годы «выхаживали ногами» эту программу по министерствам и ведомствам, и только после того, как Минрегион во главе с Дмитрием Николаевичем по указанию президента Путина стал заниматься этим вопросом, пошла нормальная, спокойная, выстроенная работа. Процесс пошел так, как он и должен был идти.

Чтобы покончить с сослагательным наклонением, добавим, что, скорее всего, «дамбы» в ее нынешнем виде, с новым фарватером и шестиполосным автодорожным тоннелем, 200 м которого проходят под водой, не было бы (во всяком случае, в нынешнем году), если бы тендер 2006 г. на строительство судопропускного сооружения и тоннеля — части кольцевой автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга — выиграл бы не «Метрострой». Благодаря многолетнему опыту метростроителей, под руководством генерального директора Метростроя Вадима Александрова, трудовой стаж которого составляет более 40 лет, стала возможной реализация уникального проекта российского масштаба за рекордно короткие 26 месяцев. Новые морские ворота открыты!

По мнению некоторых скептиков, новый фарватер не нужен в принципе, поскольку морское сообщение Петербурга с «остальной Европой» вполне обеспечивалось и существующим судоходным каналом 100-метровой ширины: корабельных «пробок» там не наблюдалось. Логично, не наблюдалось, но именно через этот 100-метровый «проран» город едва ли не ежегодно со дня основания подвергался нагонным наводнениям со стороны Финского залива. За 305 лет существования «града Петра» водная стихия обрушивалась на Северную столицу более трехсот раз, нанося огромный экономический ущерб, унося человеческие жизни. Поэтому сегодняшняя локальная победа для метростроителей — только очередной этап в строительстве всего комплекса работ, включающих ввод в действие системы защиты города от наводнений и окончание второй очереди строительства автодорожного тоннеля. На очереди — завершение монтажа и наладки сложнейшей системы экстренного перекрытия нового фарватера в случае угрозы наводнений (окончание монтажа затворов судопропускного сооружения С-1 и испытания в доковых камерах намечены на декабрь; испытание затворов в канале С-1 будет проведено летом 2009 г.), перекрытие старого фарватера и продолжение строительства тоннеля с выходом на кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга. В принципе, это и есть ответ скептикам: во-первых, новый фарватер в отличие от старого будет перекрываться, то есть обеспечивать защиту города от стихии; во-вторых, тоннель «замкнет» автодорожное кольцо вокруг города, что во многом поможет решению проблемы автомобильных пробок.

Министр регионального развития (ныне зам. главы правительства) Дмитрий Козак акцентировал:
— Петербургская дамба — один из уникальных объектов в мире, а в России — самый уникальный. В следующем году исполняется 30 лет как идет строительство КЗС. Очень много было нареканий по поводу того, что дамба как техническое сооружение не функционирует. Она действительно полностью перекрывала выход в залив, вода шла через единственный проран, а везде у берегов была застойная вода. Сегодня в этом плане дамба функционирует как полноценное гидротехническое сооружение, которое позволяет решать экологические проблемы. Мы можем регулировать потоки воды. Низкий поклон всем строителям, которые работают на этом объекте.

В очень сжатые сроки все проблемы были решены, несмотря на то, что объект чрезвычайно сложный в инженерном и техническом плане.

С вводом С-1, подчеркнул Козак, будет засыпан и прекратит существование временный канал, по которому долгое время ходили суда, и эта территория станет основой для продолжения строительства тоннеля, который является частью кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга.

— Открытие судоходства в комплексе защитных сооружений знаменует новый этап в развитии крупнейшего промышленного, транспортного и морского центра Санкт-Петербурга, — добавил директор департамента капитальных вложений Владимир Коган. — КЗС на сегодняшний день является самым крупным строительным проектом в стране.

Перекрытие старого судоходного канала завершилось 22 ноября. На месяц раньше запланированного срока. Далее, по контракту А2, предстоит строительство дамбы Д3 и южной части тоннеля. Завершение этих работ намечено на конец 2010 г. Необходимые финансовые ресурсы на завершение строительства дамбы и КАД по телу дамбы уже заложены в бюджете РФ на 2009-2010 гг.

Возможно ли выдержать сроки сдачи в эксплуатацию «дамбы», намечаемые правительством РФ? На этот вопрос руководители генподрядчика — «Метростроя» — отвечают лаконично: строительство идет с опережением графика.

Засыпка временного морского канала началась сразу после открытия С-1. Это последний открытый участок дамбы — проран. И он уже засыпан. Теперь, даже при открытых затворах судопропускного сооружения С-1, город надежно защищен от некатастрофических наводнений (до 3-х метров).

 К новому году также планируется завершить северный участок КАД на 6 полос, включающий транспортную развязку на острове Котлине. Затем вступит в строй южный участок КАД с развязкой на железнодорожной станции Бронка. Полностью же транспортная составляющая КЗС, включающая тоннель под засыпанным временным каналом, должна быть сдана в эксплуатацию к концу 2010 г. Хотя… Дмитрий Козак выразил надежду, что удастся полностью завершить строительство к середине 2010 г. Таким образом, город получит «дамбу» в окончательном варианте «ровно» через 31 год после начала ее строительства.

Автор: по материалам редакции
Дата: 04.12.2008
«Федеральный строительный рынок» № 73
Рубрика: ***




«« назад