Публикации »

«Путь один — создание СРО во что бы то ни стало»

В организации и проведении практической конференции «Реализация саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области», прошедшей 23 октября в «Ленэкспо», приняли участие Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада РФ, Союз строительный объединений и организаций, ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», Санкт-Петербургский союз строительных компаний. Поддержку мероприятию оказали комитет по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ, министерство регионального развития, Российский союз строителей, правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Торгово-промышленная палата Санкт-Петербурга.

Участниками конференции стали также представители региональных союзов и ассоциаций, вновь созданных с целью внедрения саморегулирования некоммерческих партнерств, строительных, архитектурных, проектных и изыскательских организаций, предприятий стройиндустрии, страховых компаний.

Целью явилось обсуждение актуальных вопросов, связанных с практической реализацией федеральных законов от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и от 22 июля 2008 г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», обмен первым опытом создания и начала функционирования саморегулируемых организаций в строительстве (СРОС).

«Важно понимать, что от эффективности и координации работы строителей зависит решение актуальных для города социальных вопросов, — подчеркнул председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга Роман ФИЛИМОНОВ, которому было предоставлено почетное право открыть работу конференции. — Поэтому мы не можем допустить существенного снижения объемов строительства, замораживания строящихся жилых объектов, что приведет к известным последствиям — обманутым дольщикам, росту цен на жилье, дестабилизации рынка в целом. Мы должны совместно найти решение вопросов, возникающих сегодня в условиях кризиса».

Основная идея саморегулирования, по мнению Романа Филимонова, и подразумевает именно постановку единых целей, выработку единых стандартов, совместное решение возникающих проблем: «Это как раз то, что нужно сегодня рынку. И поэтому разработать систему саморегулирования необходимо именно коллегиально».

При том что городское правительство не считает возможным вмешиваться в бизнес-процесс, глава профильного комитета все-таки призвал в сложившейся ситуации обратить особое внимание на сегмент гражданского строительства. «Кризис наиболее наглядно показал, что здесь необходим единый подход, — сказал Роман Филимонов. — Необходимо обеспечить максимальную прозрачность системы, большую эффективность компенсационного фонда, разработку единых и понятных стандартов».

Сделав акцент на степени ответственности в сфере строительства жилья при переходе на саморегулирование, председатель профильного комитета заявил и о возможности увеличения в сегодняшних условиях роли госзаказа.

Приступая к обсуждению практических вопросов, заявленных в программе конференции, ее ведущий, вице-президент и директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний («Союзпетрострой») Лев КАПЛАН отметил: «Как вы все прекрасно знаете, федеральный закон №148-ФЗ вышел, и необходимо как можно скорее начать его реальное выполнение».

На день проведения конференции оставался открытым вопрос по правилам ведения реестров саморегулируемых организаций. «Уже подготовлен проект постановления правительства о том, что органом, ведущим реестр СРО в части строительства, будет Ростехнадзор, и он же — орган, который будет осуществлять надзор за деятельностью СРО, — сообщил Лев Каплан. — Соответствующие постановления подготовлены, дело за тем, чтобы председатель правительства их подписал».

Далее директор «Союзпетростроя» обратил внимание зала на что, что «вчера, 22 октября, истек трехмесячный срок, когда должен был выйти еще один подзаконный документ от правительства России. Это перечень работ — изыскательских, проектных, строительных, — которые влияют на безопасность строительства. На сегодняшний день, к сожалению, получается как всегда: законы выходят, а подзаконные акты, которые их реализуют, до сих пор находятся в стадии разработки».

Кроме того, очень важный и сложный вопрос связан с регистрацией некоммерческих организаций и перерегистрацией их в некоммерческие партнерства, что сегодня затрудняется разграничением полномочий между некоторыми структурами Минэкономики и Минюста, возникшим буквально 1 октября.

Еще одна важная проблема — страхование, в отсутствие которого компенсационный фонд для проектных СРО будет составлять 500 тыс., а для строительных — 1 млн руб. Если же застрахована гражданская ответственность предпринимательской деятельности, то сумма уменьшается более чем втрое — до 150 и 300 тыс., соответственно.

«Процесс перехода от государственного регулирования к общественному необыкновенно сложен. И не только потому, что это меняет стереотип мышления. Он сложен потому, что не все органы государственной власти хотят выпускать бразды правления из своих рук. Ну и, кроме того, чтобы некоммерческое партнерство, которое должно быть зарегистрировано Минюстом, подало заявку на включение в реестр саморегулируемых организаций, нужно провести огромную работу, создать очень много документов. Поэтому сегодня надо серьезно готовиться к этому», — резюмировал Лев Каплан.

Вопросам взаимодействия органов власти и бизнеса в становлении саморегулирования строительного комплекса посвятила свое выступление вице-президент и председатель исполнительного комитета ассоциации «Северо-Запад» Елена ХАЗОВА. По ее словам, еще шесть лет назад, когда началось обсуждение возможности создания саморегулируемых организаций, «очень многим это казалось безумством. Сегодня такой закон принят, но споров и дискуссий на эту тему не убавилось, а наоборот, и сегодняшняя наша конференция тому подтверждение».

Как подчеркнула Елена Хазова, сейчас перед экономикой страны стоит амбициозная задача по переходу на инновационный путь развития, что означает и качественные изменения, повышение требований в большинстве производственных сфер. Соответственно, должна измениться и вся государственная система регулирования предпринимательства, а одним из элементов этого движения призваны стать саморегулируемые организации. Основное их назначение в том, чтобы взять на себя ряд полномочий госорганов и обеспечить их более качественное выполнение.

«Особенно это относится к строительной отрасли, где в последнее время наблюдается ухудшение качества работ, отсутствие механизма реальной ответственности компаний, неэффективность регулирования сферы, — сказала Елена Хазова. — В первую очередь это относится к тем компаниям, у которых уставной капитал 10 тыс. руб., и к компаниям-однодневкам».

Саморегулирование, как подчеркнула выступавшая, имеет несколько преимуществ перед государственным регулированием, в числе которых возможность более оперативно адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и лучшие экспертные возможности обратной связи с участниками рынка.

Проблемы законодательства в строительном комплексе рассмотрел депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Анатолий КОСТЕРЕВ, сделав акцент на том, что сегодня требования безопасности устанавливаются в технических регламентах, а положения национальных стандартов, которые ранее назывались государственными и межгосударственными стандартами, стали иметь рекомендательный характер. «СНиПы вообще выпали из правового поля нормативного обеспечения строительства. Практически в строительстве образовался нормативно-правовой вакуум», — заявил депутат.

По его мнению, «введение саморегулирования не позволяет в полной мере компенсировать недостатки закона о техническом регулировании в части обеспечения безопасности в строительстве, но дополняет его ответственностью строительных организаций за причинение вреда».

Однако и в принятом законе 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», как считает Анатолий Костерев, есть системные ошибки. Это высокие по численности и финансам барьеры вхождения в состав СРО, отсутствие порядка формирования (из прибыли или из себестоимости) и налогообложения средств компенсационного фонда, недостаточно четко определены также действия с аффилированными лицами.

Генеральный директор саморегулируемой ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» (САС) Алексей БЕЛОУСОВ, заострив внимание на проблемах организации, регистрации и начала функционирования СРО в строительстве, отметил тревожную, на его взгляд, тенденцию, фактически свидетельствующую о разобщенности в решении жизненно важных вопросов отрасли и нездоровой конкуренции. После выхода в конце прошлого года закона «О саморегулируемых организациях» в Санкт-Петербурге первоначально о желании создать собственные СРО заявили около 20 отраслевых общественных объединений. По словам гендиректора САС, этим фактом активно пользуются сторонники продления лицензирования.

«Распускаются слухи, что лицензирование будет обязательно пролонгировано, что спешить вступать в саморегулируемые организации не надо, что этот институт обязательно обанкротится, не начав свое существование», — жестко обрисовал ситуацию Алексей Белоусов, добавив при этом, что срок действия ранее выданных лицензий закончится достаточно скоро, но реальных шагов для их замены пока сделано мало.
Соответственно, стратегическая задача, стоящая перед строительным сообществом города, должна заключаться, по мнению гендиректора САС, в объединении усилий профессиональных сообществ для создания в переходный период хотя бы одной СРОС.

Что же касается решения тактических задач, то, как сообщил Алексей Белоусов, ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» уже достигла определенных успехов. Устав, приведенный в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса и закона «О саморегулируемых организациях», зарегистрирован в Минюсте. Набрано требуемое количество членов СРО (в настоящее время в составе САС их 120). Сформирован компенсационный фонд в размере более 20 млн руб., проведен конкурс по выбору управляющей компании и специализированного депозитария для данного фонда. Утверждены и основные нормативно-регулирующие документы, необходимые для включения в реестр СРОС, а также сформирован состав Третейского суда и утверждены руководящие документы по порядку его работы.

«В настоящее время саморегулируемая ассоциация — это единственное объединение строителей Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, полностью подготовленное к включению в реестр саморегулируемых организаций», — резюмировал Алексей Белоусов, в завершение выступления также отметив тенденцию к снижению влияния традиционных профессиональных объединений и повышению роли СРОС с их ответственностью за допуск на рынок. Таким образом, «институт саморегулирования становится сильнейшим интегратором строительного сообщества, имеющим серьезные перспективы в участии в становлении гражданского общества России».

Исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций Олег БРИТОВ сообщил, что, по экспертным оценкам ССОО, при становлении саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга формируется 10–12 некоммерческих партнерств по трем видах деятельности: архитектура и проектирование, инженерные изыскания и непосредственно строительство. Процесс проходит при тесном взаимодействии в рамках президиума союза и с соблюдением условий Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанного строительным сообществом города в феврале 2008 г.

Проявился, однако, и негативный момент. «В нашем городе уже имеют место быть попытки создания саморегулируемых организаций — так называемых однодневок, создающихся исключительно в интересах их учредителей, не входящих ни в одно из строительных сообществ Санкт-Петербурга», — отметил Олег Бритов, обозначив и соответствующую задачу: «поддержать все создаваемые из добросовестных участников строительного рынка саморегулируемые организации и не допустить нивелирования идеи сертификации». А основная задача, по словам исполнительного директора ССОО, заключается в том, чтобы «защитить потребителей строительных услуг от тех, кто пытается на этом сделать деньги или ввести в заблуждение потребителя».

На конференции прозвучало и мнение представителей других отраслевых территориальных объединений. «Нельзя допустить, чтобы рассуждения и дискуссии о сложностях на пути создания СРО подменили собой само дело создания СРО, что особенно актуально для малых регионов, — заявил генеральный директор ассоциации «Саморегулируемая организация строительных подрядчиков «Созидатель» Владимир ШАХОВ (Мурманск).

При этом выступавший обратил внимание на проблему, которой, как ему известно, не в меньшей мере обеспокоены строители и «в других небольших регионах, где количество строительных компаний невелико». Для них планка минимальной численности СРО в 100 членов видится недосягаемой «магической цифрой» — даже если удастся сформировать требуемый компенсационный фонд, при меньшем количественном составе сегодняшняя редакция закона не позволит создать саморегулируемую организацию.

«И тогда прогнозы для нас весьма печальные, — констатировал Владимир Шахов. — По истечении 2009 г. в Мурманской области из-за отсутствия выданных СРО допусков может не остаться местных компаний, имеющих право осуществлять строительные работы. Чтобы этого не произошло, путь один и задача у нас одна — создать СРО во что бы то ни стало».

Автор: по материалам редакции
Дата: 04.12.2008
«Федеральный строительный рынок» № 73
Рубрика: ***




«« назад