Публикации »

Управление отходами: взгляд из Северной столицы

Москва и Санкт-Петербург лидируют не только по образованию отходов строительства и сноса, но и по «рецептам» придания этим процессам управляемого, упорядоченного характера. Петербуржский опыт, а также мнения участников рынка рассматриваются в предлагаемой статье.

Каковы ныне действующие механизмы обращения с отходами строительства и сноса на территории Санкт-Петербурга? Процедура подготовки исходных данных на проектирование, согласования, экспертизы, утверждения и состав проектной документации на жилищно-гражданское строительство определяется «Порядком проектной подготовки капитального строительства в Санкт-Петербурге», утвержденном постановлением правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2004 № 1322. Данный нормативный документ разработан на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации, других законодательных и нормативных актов РФ и Санкт-Петербурга.

Действие «Порядка» распространяется на все объекты нового строительства и реконструкции, расширение и техперевооружение предприятий, зданий и сооружений, независимо от источников финансирования и форм собственности, за исключением объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях особого регулирования градостроительной деятельности федерального значения. Согласно «Порядку» одним из разделов проектной и рабочей документации на строительство является Технологический регламент обращения со строительными отходами. Разработка данного документа, определяющего процесс обращения со строительными отходами по конкретному месту их образования, предусмотрена «Правилами обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге», утвержденными распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 № 1112-ра.

Необходимость принятия этого документа была обусловлена возросшими темпами строительства, образованием несанкционированных свалок строительных отходов, а также отсутствием полномочий у органов исполнительной власти субъектов РФ по установлению лимитов на размещение отходов.

Техрегламент содержит сведения о количестве и классе опасности строительных отходов, характеристику мест их временного хранения, периодичности вывоза и об объектах размещения, использования отходов.

Во исполнение полномочий по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному контролю, а также для реализации постановления правительства Санкт-Петербурга № 1577 от 14. 12. 2006 «О внесении изменений в Правила обращения со строительными отходами на территории Санкт-Петербурга» городской комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности осуществляет рассмотрение и согласование технологических регламентов по обращению со строительными отходами, контроль за использованием, размещением строительных отходов. В связи с тем, что большинство лицензированных объектов размещения отходов находятся на территории Ленинградской области, комитет работает в тесном сотрудничестве с областным комитетом госконтроля природопользования и экологической безопасности.

Поиск решений

Нынешняя ситуация с отходами строительства и сноса (как, впрочем, и с другими видами отходов) не устраивает власти как в Ленобласти, так и в Санкт-Петербурге. Острая проблема хранения отходов совместно обсуждалась правительствами обоих субъектов, не раз рассматривалась в региональных законодательных органах. Очевидно, что только за счет выделения бюджетных ассигнований ее не решить. Поэтому речь идет о привлечении внебюджетных источников финансирования.

Благодаря усилиям властей к решению проблемы утилизации и хранения отходов начинают активнее подключаться ученые и инвесторы.

В рамках областного бюджета на 2008–2010 гг. предусматривается реализация среднесрочной целевой программы по охране окружающей среды. Запланировано финансирование строительных и проектных работ, связанных с хранением промышленных и бытовых отходов. Так, предполагается завершить сооружение полигонов в Бокситогорском и Волховском районах. Будут проведены инженерные, изыскательские работы и подготовлена проектно-сметная документация полигонов в Лужском, Тихвинском, Подпорожском, а также Ломоносовском районах. После чего начнется строительство этих объектов.

Сегодня к поиску решений активно подключились и участники рынка. «Фирмы-переработчики не стоят на месте, им некогда и не от кого ждать поддержки, — рассказывает заместитель генерального директора по общим вопросам ЗАО «Ольвекс» Александр Мармандян. — Именно поэтому люди, привыкшие все делать своими руками, пытаются развить целую отрасль, объединившись для этого под флагом Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга. Городу необходимо создание целой инфраструктуры, занимающейся исключительно переработкой отходов строительства. Для этого органами власти и при участии всех заинтересованных специалистов необходимо уже сейчас провести детальный анализ законодательства в области переработки строительных отходов. А самое главное, довести эти усилия до реальных мероприятий, способных изменить ситуацию. Необходимость назрела давно, и не замечать этого просто невозможно. На сегодняшний день власти города начали обращать внимание на эту проблему, и во многом благодаря усилиям Санкт-Петербургской ассоциации рециклинга».

«Инвестор абсолютно законно может сократить свои издержки при строительстве путем снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду, — считает заместитель генерального директора ООО «ПетроЭкоСтрой» Валерий Алферов. — Следует законодательно закрепить приоритет переработки и использования строительных отходов над их размещением на полигонах. Необходимо усилить информированность участников строительного рынка относительно возможностей минимизации их издержек при сносе зданий и сооружений, за счет сокращения экологических платежей при передаче на использование строительных отходов лицензированным компаниям-переработчикам».

По мнению генерального директора ООО «Акрос-Экология» Леонида Гловацкого, «одним из шагов может стать введение страхования рисков нанесения вреда природе со стороны компаний-природопользователей, например перевозчиков отходов. Если вред нанесен, то его возмещение происходит в пределах страховой суммы. Далее в порядке регресса страховая компания вправе требовать возмещения своих убытков от недобросовестного предприятия. В настоящее время такой практики нет, но рано или поздно мы к этому придем».

«Экономическое развитие города связано в том числе и со строительством — жилых и офисных зданий, промышленных объектов, развитием дорожной инфраструкуры, — подытоживает заместитель генерального директора ООО «ПетроЭкоСтрой» Валерий Алферов. — И все это происходит на фоне вывода промышленных предприятий за городскую черту, возросшего интереса инвесторов к крупным территориям для развития девелоперских проектов. В этой связи деятельность компаний переработчиков необходимо рассматривать как один из факторов, который может снизить стоимость строительства в целом. Большая часть отходов при подготовке территорий под застройку — это отходы от сноса зданий, и более 70% из них могут быть использованы вторично. Учитывая экологическое законодательство, плата за негативное воздействие на окружающую среду стремится к нулю, если отходы направлять на использование».

Суммируя вышеизложенное, можно указать одну из основных причин сложившейся ситуации — несовершенство нормативно-правовой базы.

Компетентного решения требует и проблема определения ответственности и полномочий органов власти. В их ведении должны находиться вопросы управления отходами, а не только контрольно-надзорная функция.

В соответствии с международным экологическим законодательством необходимо закрепить приоритет утилизации строительных отходов над их размещением, принцип ответственности производителей за утилизацию.

Как представляется, следует обратить внимание и на совершенствование строительных технологий (в особенности демонтажа и сноса), делая упор на минимизацию экологических последствий.

В этом отношении определенный интерес может представлять опыт передвижки зданий и сооружений, известный в нашей стране с 1934 г. (См.: Гендель А. М. Передвижка зданий и сооружений. М., 1978; Монфред Ю. Дом переехал! Смоленск, 1998.)

В целом, решение проблемы строительных отходов лежит в плоскости системного подхода, охватывая не только вопросы нормативно-правового и административного регулирования, но и инновации в области рециклинга и строительных технологий.

Автор: Сергей Васильев
Дата: 15.10.2008
«Федеральный строительный рынок» № 72
Рубрика: ***




«« назад