Публикации »

Платные автобаны ищут инвесторов

В 2008 г. федеральный бюджет России потратит более 300 млрд руб. на обустройство автомобильных дорог. Значительная часть этих средств пойдет на строительство платных автотрасс. Несмотря на то, что часть проектов уже реализуется, принять в них участие может любая инвестиционная компания, причем желательно — с опытом строительства и эксплуатации такого рода объектов в разных странах.

Законы готовы, требуются исполнители

Мировая практика предусматривает наличие такой инфраструктуры, на которой отсутствуют платные дороги как таковые. Например, в Германии, Финляндии, Швеции, да и в большинстве стран Европы. Но наряду с ними есть государства, которые являются исторически сложившимся классическим примером стран с платными магистралями, — Италия, Франция и Испания. «Если говорить о том, насколько широко должно быть строительство и эксплуатация платных автомобильных дорог, я бы привел пример Италии. Сегодня эта страна имеет сеть дорог общего пользования протяженностью около 600 тыс. км, из них 7 тыс. км — платные. Таким, на мой взгляд, и должно оставаться их соотношение в общей структуре автомобильных дорог страны», — утверждает Виктор Досенко, первый вице-президент Международной академии транспорта.

На сегодняшний день почти 40% федеральных автодорог России работают в режиме перегрузки. А к 2010 г. автомобильный парк возрастет еще более чем в 1,5 раза. Одним из способов увеличения пропускной способности существующей дорожной сети является создание платных автомобильных дорог на основе государственно-частного партнерства. Ожидается, что такие трассы разгрузят уже имеющиеся проблемные направления, например Москву и Санкт-Петербург.

Принципиальное решение о возможности эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе было принято еще в конце 1992 г. Однако широкого распространения практика не получила до принятия закона «О концессионных соглашениях» и одобрения в прошлом году законопроекта «О платных автомобильных дорогах», который регулирует их строительство и эксплуатацию. «По законопроекту, платные магистрали не могут быть частными. Решение о строительстве федеральной дороги принимает правительство, региональной — власти субъекта Федерации, местной — органы местного самоуправления. Уже существующая дорога может стать платной только при условии ее реконструкции. Планируется, что дороги будут строиться и обслуживаться по концессионным соглашениям», — комментируют основные положения закона в федеральном государственном учреждении (ФГУ) «Дороги России».

Кроме того, у каждой платной трассы в обязательном порядке должен быть так называемый бесплатный дублер — альтернативная дорога для бесплатного проезда. И построить или привести в порядок такого дублера — прямая обязанность инвестора. Протяженность бесплатной дороги-спутника может превышать протяженность платной максимум в полтора раза. Так что у водителей, которые по каким-то причинам не хотят пользоваться услугами платной трассы, всегда будет возможность выбора — платить или не платить. Принципиальное различие дорог общего пользования от платной трассы заключается не в качестве дорожного полотна и не в его обслуживании, а в том, что платной дорогой должна быть автострада с высокой скоростью прохождения транспорта, в то время как трасса общего пользования — это шоссе, проходящее через населенные пункты и имеющее жесткие ограничения по скоростному режиму.

По данным Росавтодора, официально сейчас в России существует одна платная дорога — участок в 20 км на трассе «Дон» на обходе села Хлевное в Липецкой области. Ежегодные доходы от взимания платы за проезд (по 10 руб. с легкового и 30 руб. с грузового автомобиля) покрывают все затраты, связанные с ее эксплуатацией, а остаток средств зачисляется в федеральный бюджет. На данный момент существует всего лишь один коммерческий проект, потому что строительство платных дорог перспективно лишь на наиболее загруженных участках автомагистралей на подходах к крупным городам с интенсивностью движения не менее 25 000 автомобилей в сутки.

Санкт-Петербург станет первым

В 2006 г. российским правительством уже объявлены концессионные конкурсы по четырем крупнейшим по значимости и объему инвестиций дорожным проектам в стране, также принято решение о выделении средств на проектирование двух платных автомобильных дорог.

«В настоящий момент начаты несколько проектов по организации строительства таких дорог, и все они находятся в разных стадиях. Для объектов «Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт Петербург на участке км 15 — км 58» и «Новый выход на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» был открыт концессионный конкурс и уже завершился первый его этап. Проекты М-4 «Дон», «Краснодар — Абинск — Кабардинка», «Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт Петербург на участке 58 км — 684 км» и «Центральная кольцевая автомобильная дорога» успешно прошли Правительственную комиссию, вышли распоряжения об утверждении паспортов этих инвестиционных проектов. Последний проект — ЦКАД — ожидает выхода распоряжения о выделении государственной поддержки», — рассказывает генеральный директор ФГУ «Дороги России» Олег Шахов.

Так, к 2013 г., по словам министра транспорта Игоря Левитина, должно быть закончено строительство платного «Западного скоростного диаметра» (ЗСД), который соединит южные районы Санкт-Петербурга с трассой «Скандинавия». Проект стартовал в 2006 г., но его реализация затягивается. Представитель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга Максим Соколов объясняет перенос сроков изменением цены проекта. В конце прошлого года вице-губернатор города Юрий Молчанов оценивал стоимость ЗСД уже в 155 млрд руб. Строительство этой дороги будет вестись пять лет, а проект окупится через 25 лет после завершения строительства. По прошествии 30 лет дорога перейдет в собственность Санкт-Петербурга.

Предполагается, что на ЗСД будет 6–8 полос, 15 транспортных развязок, а расчетная скорость движения составит 120 км/ч. Планируется, что проезд легковых автомобилей будет стоить в среднем 100 руб., грузовых — 50–300 руб.

Трасса между двумя столицами

Вторым крупным проектом в этой сфере станет скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург «Столица», первые участки которой могут появиться к 2010 г.

Протяженность новой трассы составит 650 км. Расчетная скорость движения составит 150 км/ч. В Петербурге трасса «Столица» соединится со строящейся трассой в Финляндию, и, таким образом, автомагистраль станет частью транспортного коридора Москва — Хельсинки.

На протяжении всей магистрали будет от 4 до 10 полос. На первом этапе предусматривается строительство и осуществление платной эксплуатации участка МКАД — аэропорт «Шереметьево» — 58-й километр (пересечение с действующей магистралью М-10 «Россия»). Общая стоимость проекта составляет 210–220 млрд руб. Автомагистраль не будет проходить через поселки и города, что позволит ей стать высокоскоростной.

Очевидной проблемой этого, как и других аналогичных проектов, является растущая с каждым годом стоимость. Например, в ходе проектировки трассы в 2006 г. чиновники планировали, что за 1 км надо будет платить не более 1 руб., а уже к моменту проведения концессионного конкурса стало ясно, что плата за проезд по автотрассе за 1 км в Московской области составит не менее 1,5–4 руб., в Ленобласти — 1,2–3 руб. Если автомагистраль в ходе разработки проекта продолжит дорожать такими темпами, то после постройки ездить по ней согласится далеко не каждый.

Эксперты отмечают, что, ориентируясь на европейский опыт, не стоит забывать: например, в Италии за 700 км платной дороги Милан — Неаполь придется заплатить всего $40. В США проезд 200 км по платной автостраде New Jersey Turnpike обойдется $6,45 (170 руб.) наличными (если платить специальной карточкой EZ-Pass, то, когда дорога свободна, проезд обойдется в $4,85, а в час пик или в выходные — $5,45).

Плата под землей

Другой крупный петербургский проект, Орловский тоннель (под рекой Невой), также имеет свои особенности. Протяженность тоннеля — около 1000 м, пропускная способность — до 60 тыс. автомобилей в сутки. Реализация проекта направлена на решение задач развития транспортной инфраструктуры России в части повышения пропускной способности Волго-Балтийского водного пути и формирования автодорожной связи центра Санкт-Петербурга с основными внешними трассами. Ожидается, что в результате строительства тоннеля к 2011 г. будет сформирована первая в центральной части Санкт-Петербурга круглосуточная автодорожная связь правого и левого берегов реки Невы. Это позволит увеличить время разводки невских мостов для обеспечения растущего спроса на международные перевозки по трассе Волго-Балтийского водного пути.

Утвержденная сметная стоимость инвестиционного проекта на 1 января 2006 г. составляла 26 млрд руб. Из них концессионер заплатит не менее трети, а остальное дадут федеральный инвестиционный фонд и городской бюджет. Срок окупаемости инвестиционного проекта — 26 лет с начала реализации, действия концессионного соглашения — 30 лет с даты его заключения. По условиям соглашения, концессионер осуществляет проектирование, строительство, финансирование и платную эксплуатацию тоннеля.

Московские проекты

Наконец, еще два крупных проекта в этой сфере должны в ближайшее время начаться в Московской области. Первым станет строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) протяженностью около 520 км. Согласно проекту, расчетная скорость движения на ней составит от 100 до 150 км/час. Ширина дороги составит 6–8 полос движения в обоих направлениях и должна быть построена до 2015 г. Стоимость дороги оценивается в 200–210 млрд руб. В основу ЦКАД лягут реконструированные и расширенные подмосковные «бетонки»: большая часть Малого кольца и западная дуга Большого, которые соединят отрезки пересекающих их федеральных дорог «Россия» и «Белоруссия». Со временем, как планируется, вдоль магистрали «вырастут» таможенные терминалы, склады, контейнерные станции, где будут разгружаться фуры, часть транспорта перераспределяться на южные направления, в Белоруссию, Украину, что позволит снизить интенсивность движения на Московской кольцевой автодороге и радиальных трассах на подступах к столице.

Второй проект в сфере столичного региона предполагает обход города Одинцово. Проектируемая магистраль берет начало от развязки МКАД с Молодогвардейской улицей и далее, обходя с севера Одинцово, пересекает Подушкинское и Можайское шоссе, а в районе 33-го километра соединяется с действующей магистралью М-1 Москва — Минск. Общая протяженность составит 19,5 км, объем инвестиций — порядка 18,4 млрд руб. На трассе намечены 6 полос, а скорость движения планируется в районе 120 км/ч.

Резюме

На сегодняшний день, подытоживают эксперты, не в каждом регионе возможно строительство платной автодороги. «Такую трассу можно сделать там, где существует интенсивное движение. Главное, чтобы это было целесообразно и окупаемо, также в соответствии с законодательством должна быть предусмотрена возможность бесплатного альтернативного проезда. Важной составляющей при принятии решения о строительстве платной дороги в регионе является соответствие проекта социально-экономическим планам развития региона, проект должен соответствовать параметрам эффективности как для государства и концессионера, так и для пользователей», — подчеркивает О. Шахов.

Автор: Вера Никольская
Дата: 15.10.2008
«Федеральный строительный рынок» № 72
Рубрика: ***




«« назад