Станет ли порт особой экономической зоной?
Подведены итоги федерального конкурса на право создания особых экономических зон портового типа (ОЭЗПТ). После почти трехмесячного сбора документов было подано 20 заявок из 16 регионов. Победителями стали заявки Хабаровского и Красноярского краев, а также Ульяновской области. История вопроса В июле 2005 г. был принят федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ставший своего рода правовым фундаментом для создания нового вида территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности — особых экономических зон. Первоначально предусматривалось создание только двух типов ОЭЗ: технико-внедренческих и промышленно-производственных. Но уже в июне 2006 г. в закон были внесены поправки, предусматривающие создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, а в конце 2007 г. — поправки, предусматривающие создание портовых особых экономических зон. В 2007 г. вопросы развития инфраструктуры морского транспорта стали предметом обсуждения на совместном заседании президиума Государственного совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. В частности, нехватка терминалов с высокой пропускной способностью, отсутствие мультимодальных перегрузочных комплексов, низкий уровень развития сферы логистических и экспедиторских услуг, а также правовая неопределенность в сфере земельных и имущественных отношений заметно снижают конкурентоспособность российских портов и препятствуют эффективной и экономически выгодной интеграции российской транспортной системы в мировую. Не каждому порту достанется зона В феврале этого года Минэкономразвития объявило конкурс на создание Особых экономических зон портового типа (ОЭЗПТ) на территории РФ. И, несмотря на существование в стране 62 морских портов, прием конкурсной документации продолжался до последней минуты. Так, по сообщениям официального сайта Минэкономразвития, на 29 апреля в конкурсе готовились принять участие только 6 претендентов. Более того, изначально было объявлено, что заявки будут приниматься только до конца марта, а результаты станут известны в начале мая. Однако потом сроки продлили по просьбе регионов, которым нужно было получить согласие на строительство ОЭЗ от всех собственников земли и недвижимых объектов, находящихся на территории будущих портовых зон. По результатам отбора, конкурсная комиссия допустила к участию только 17 претендентов, а еще трое были отклонены из-за несоответствия требованиям конкурсной документации. Победителями конкурса стали портовые проекты Хабаровского и Красноярского краев, а также аэропорт Ульяновской области. По условиям конкурса, государство при строительстве ОЭЗ оплатит строительство общепортовой инфраструктуры, а от частных инвесторов ждут денег в перегрузочные, терминальные комплексы, переработку рыбы и морепродуктов. Причем ставка будет делаться на развитие как совершенно новых территорий, так и действующих портов. Цена «входного билета» для резидентов в инфраструктуру нового порта составит 100 млн евро, новых аэропортовых терминалов — 50 млн евро. Для того чтобы участвовать в реконструкции и развитии уже действующей инфраструктуры, надо будет выложить не менее 3 млн евро. Отметим, что в отличие от других типов зон закон не дает резидентам портовых ОЭЗ льгот по имущественным налогам. Вместе с тем, резиденты портовых зон смогут без импортных пошлин ввезти оборудование для создания необходимой инфраструктуры, например дорогостоящие краны для разгрузки и погрузки судов. Срок действия этих зон составляет 49 лет. Они могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а их площадь доходить до 50 кв. км. Региональные плюсы… Таким образом, ожидается, что новые зоны будут способствовать развитию инфраструктуры и логистики главным образом портовых терминалов. И об этом свидетельствовали разработки администраций различных районов, приславших свои проекты на конкурс. В частности, в департаменте промышленности и транспорта Приморского края подсчитали, что обороты всех резидентов ПОЭЗ в порту «Восточный» к 2020 г. должны превысить $30 млрд. Не менее амбициозный проект, победивший по итогам конкурса, был представлен соседями порта «Восточный», администрацией Хабаровского края, который подготовил заявку на создание ПОЭЗ в Советско-Гаванском районе. «Создание экономической зоны портового типа предусматривает формирование международного многопрофильного портового и судоремонтного центра на базе порта Советская Гавань. Новая акватория ориентирована на несколько направлений развития портовой деятельности, в том числе предусматривает развитие добычи и переработки рыбы и морепродуктов. Общий объем инвестиций за весь период существования ПОЭЗ (49 лет) составит 107,1 млрд руб. в будущих ценах. Планируется создание более 4 тыс. рабочих мест на территории ПОЭЗ и не менее 7 тыс. рабочих мест в смежных отраслях и социальной сфере», — рассказывает заместитель председателя правительства Хабаровского края, министр экономического развития внешних связей Александр Левинталь. По его прогнозам, за все время функционирования ПОЭЗ поступления в бюджеты всех уровней составят 472 млрд руб. Второй победитель, из Ульяновской области, предполагает развитие международного аэропорта «Ульяновск-Восточный». Общая площадь зоны составит 642 га. Инвестиции государства в развитие необходимой инфраструктуры составят 7 млрд руб. до 2020 г., половину из которых выделит Ульяновская область. На эти средства, в частности, будут расширены подъездные пути автомобильного и железнодорожного транспорта, модернизирована аэропортовая инфраструктура (рулежные дорожки, навигационное оборудование и т. п.), сети водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения. Для покрытия потребности в электроэнергии предполагается строительство тепловой электростанции мощностью 40 МВт. «К 2020 г. прогнозный объем услуг технического обслуживания и ремонта воздушных судов на территории ПОЭЗ «Волга-АвиаКарго» составит около 1 400 тыс. нормо-часов, прогнозный объем перевалки грузов — около 170 тыс. т. Мощность сборочного производства сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 составит 800 самолетов в год. Предполагается, что производство выйдет на проектную мощность к 2012 г., а первый самолет будет собран уже в 2009 г.», — сообщил руководитель департамента инфраструктурных проектов ФОК Дмитрий Саввин. Инициатива регионов вполне объяснима, ведь создание такой зоны выгодно в первую очередь субъектам Федерации. По оценкам экспертов, ОЭЗПТ будут способствовать созданию условий для привлечения инвестиций и стимулирования развития экономики регионов, способствуя решению проблем выравнивания уровня их экономического развития, с последовательным повышением благосостояния населения. …И портовые минусы В свою очередь, создание особых зон самим портам обещает не только очевидные плюсы, но и значительные проблемы. Некоторые эксперты утверждают, что преференций, прописанных в законе, пока недостаточно, чтобы сделать ОЭЗПТ привлекательными для терминалов и резидентов акваторий. В частности, сетуют представители портов России, на сегодняшний день закон не дает четкого определения границам портовой территории, заставляет заниматься выносом пассажирских терминалов, а также фактически обязывает расселять жилые массивы, расположенные практически в каждом «старом» портовом комплексе, если он будет признан ОЭЗПТ. «Именно правовая неопределенность в имущественных и земельных отношениях может стать сложно разрешимой проблемой в будущем», — говорят, в частности, в адвокатском бюро «Вегас-Лекс». Например, вопрос пассажирских терминалов является одним из наиболее спорных, отмечают эксперты. Возможно, что пассажирские терминалы и причалы придется выносить за границы портовой зоны, хотя есть варианты того, что внутри терминала будут жестко установлены границы грузовой и пассажирской зоны. И в этом случае останется только сложный вопрос контроля за передвижением грузов и пассажиров внутри портовой территории. Впрочем, ряд существующих акваторий нашли свой выход из сложной ситуации. Так, в администрации Хабаровского края были учтены все сложные вопросы, связанные с условиями формирования зоны границ и ограничениями действующего законодательства. «В частности, при подготовке заявки в территорию перспективной ПОЭЗ не были включены жилые массивы и пассажирские терминалы. Это в свою очередь позволило своевременно подготовить заявку и обеспечить ее прохождение на конкурс по всем установленным критериям», — сказал А. Левинталь.
Автор: Вера Никольская Дата: 15.10.2008 «Федеральный строительный рынок» № 72 Рубрика: *** |