Публикации »

Легко ли быть меценатом?

Ст. 39 Конституции РФ провозглашен принцип поощрения благотворительной деятельности со стороны государства. В силу бурного роста экономических показателей России в течение последних лет институт благотворительности начал активно развиваться. На сегодняшний день можно смело констатировать и начало процесса возрождения традиций меценатства, существовавших в дореволюционной России. Вследствие роста темпов строительства роль строительных компаний в этом процессе достаточно велика.

Как известно, меценатство отличается от благотворительной деятельности социальными и культурными целями. Если основная цель благотворительности — обеспечение социального благополучия в обществе, то меценатство ставит своей задачей оказание помощи организациям и деятелям культуры и искусств. Так что понятие благотворительности по смыслу шире. Меценатство можно считать одной из форм благотворительности, причем настолько специфичной, что возникает необходимость не только выделить его как культурную категорию, но и закрепить законодательно.

Традиции русского меценатства

В соответствии с федеральным законом «О меценатах и меценатстве» объектами меценатства являются как физические объекты культурного наследия и учреждения культуры, так и мероприятия, на которые направлена финансовая или материально-техническая поддержка. Причем объекты меценатской деятельности должны входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Важной отличительной чертой русского меценатства всегда была форма помощи, при которой филантропы не просто жертвовали свои деньги на благие дела, а сами и на свои средства занимались организацией и строительством социально- и культурно-значимых общественных структур. Эту традицию продолжают сегодня представители строительной отрасли. И хотя основным направлением их меценатской деятельности является поддержка государственной программы «Формирование рынка доступного и комфортного жилья», строители не обходят вниманием объекты сферы образования, культуры и здравоохранения.

Благотворительность как она есть

Выдающийся предприниматель и один из столпов благотворительного движения в мире Генри Форд говорил: «Я ничего не имею против благотворительности. Боже избави, чтобы мы стали равнодушными к нуждам наших ближних. В человеческом сочувствии слишком много прекрасного, чтобы я хотел заменить его холодным расчетливым рассуждением. Я считаю, что плохо, когда этот высокий благородный побудитель — сочувствие — применяется слишком мелочным образом. Если сочувствие побуждает нас накормить голодного, почему оно же не порождает в нас желание сделать этот голод невозможным?»

Сегодня многие руководители строительных компаний, занимаясь благотворительностью, преследуют именно последнюю цель. Причем некоторые из них ищут для этого свои, иногда уникальные способы. Так, например, в Петербурге есть строительные компании, учредившие собственный пенсионный фонд для выплаты достойной пенсий сотрудникам, ушедшим из организации на заслуженный отдых. Предоставление беспроцентных кредитов, обеспечение жилой площадью на самых выгодных условиях, выделение средств на лечение сотрудников (даже самое дорогостоящее), организация за счет компании летнего отдыха для детей — все это стало совершенно естественным для большинства солидных и уважаемых в бизнес-сообществе компаний. А уж помощь учебным заведениям, выпускающим специалистов строительных специальностей, в условиях острого кадрового голода отрасли представляется вполне естественной. Таким образом, сегодня благотворительность является уже неким имиджем организации, а меценатство —необходимым элементом честного предпринимательства.

Меценатство как роскошь?

Излишне объяснять, что благотворительность по своей природе не может быть экономически выгодна. Ведь ни в одной стране мира не разрешается заменить уплату налогов пожертвованиями. Однако практически во всех цивилизованных странах государство поощряет благотворительную деятельность коммерческих структур, вычитая пожертвованную сумму из их налогооблагаемой прибыли с учетом установленных квот. То есть меценат не уплачивает налог только с пожертвованной суммы, а государство в то же время выступает как партнер мецената, добавляя к благотворительной лепте свою долю.

В России же меценатская и благотворительная деятельность пока не из легких, ибо она «поощряется» двойным налогообложением. То есть платить обязан как тот, кто перечисляет деньги, так и получатель помощи. Согласно Налоговому кодексу, деньги на благотворительность можно перечислять только из чистой прибыли, уплатив при этом 24-процентный налог! В результате осуществлять благотворительную деятельность могут только крупные корпорации, для малого и среднего бизнеса такая роскошь не по карману.

Некоторые представители строительных компаний признаются, что реальной благотворительностью стараются заниматься потихоньку, чтобы не привлекать к себе внимания налоговых органов. Например, производя работы для учебных заведений, больниц, детских домов, оплачивают их из своих фондов.

История постперестроечного меценатства

Первый законопроект о меценатстве появился в конце 1997 г. Работа над ним объединила депутатов всех крупных фракций Государственной Думы, среди которых известные имена — Г. Волчек, С. Говорухин, Н. Губенко. Перед разработчиками стояла благородная цель — с помощью ФЗ создать условия для привлечения частных инвестиций в сферу культуры и искусства. Но первая попытка решить эти проблемы законодательным путем окончилась неудачей. Основными причинами, по которым законопроект был обречен, следует назвать невозможность установить в законе о меценатстве налоговые и таможенные льготы (так как по действующему в то время законодательству их можно было вводить только, соответственно, через налоговое и таможенное законодательство), а также неотработанность правового механизма контроля за дарителями и получателями помощи и полного исключения возможности сговора между ними.

Следующий законопроект предусматривал существенные налоговые льготы для благотворителей. Он был принят и существовал вплоть до 2002 г., когда льготы были отменены из-за недобросовестных предпринимателей, которые использовали меценатство как ширму для незаконных финансовых операций. В результате благотворители, которые были непричастны к нарушениям закона, оказались наказаны ни за что. Само занятие благотворительностью стало восприниматься как повод для подозрений. Государство открыто заявляло, что принятые во всем мире налоговые послабления благотворительным фондам являются ни чем иным, как формой ухода от уплаты налогов, а потому совершенно неприемлемы. Лишь в 2006 г., который в России был объявлен годом благотворительности, депутаты Госдумы вновь заговорили о необходимости пересмотра закона.

В новой концепции закона «О меценатах и меценатской деятельности в Российской Федерации» были определены основные идеи и цели законопроекта, предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, сфера действия закона и его место в системе действующего законодательства. Однако не были четко разделены понятия «благотворительность» и «меценатство», недостаточно тщательно был проработан вопрос о льготах, предоставляемых меценатам, а также не заложены основы этики меценатства. Открытым остался вопрос о государственном нематериальном поощрении меценатов — должно ли поощрение носить публичный характер или стоит предусмотреть право мецената на анонимность в своей деятельности.

К октябрю 2007 г. российская Общественная палата решила существенно облегчить жизнь благотворителей. Силами ее сотрудников были подготовлены поправки в закон о меценатстве. Предлагалось вернуть налоговые льготы для благотворителей, а также освободить от уплаты налогов тех, кто получает денежные гранты. Тогда член Общественной палаты Григорий Томчин заявил, что «в нынешнем варианте у нас все, кто занимается благотворительностью, априори преступники перед налоговой инспекцией, и они это знают. Как только они делают какое-то пожертвование, тут же приходит налоговая инспекция и начинает проверять, откуда взялись деньги».

Вторая сторона медали

На первый взгляд позиция власти не совсем понятна. Люди пытаются сделать добро и отчасти взять на себя социальные функции государства, а оно не только не стремится облегчить их работу, но и пытается подловить на махинациях.

Однако не будем забывать о суровой правде жизни. Ведь в 2002 г. налоговые льготы для организаций-благотворителей были отменены не без оснований. В то время действительно большой проблемой стало так называемое «отмывание» денежных средств под прикрытием благотворительности. Именно поэтому перегибать палку в предоставлении льгот для благотворителей не стоит. Наверное, разумнее создать эффективную систему вложения благотворительных средств. Если же резко пойти на большие налоговые уступки, найдутся компании, которые станут использовать благотворительность как ширму, и из-за них репутация всех благотворителей опять окажется под ударом. И в таком случае не исключено, что налоговое ведомство опять потребует отменить льготы.

Президент РФ (в то время еще первый вице-премьер) Дмитрий Медведев, выступая на всероссийском форуме «Общество, благотворительность и национальные проекты», предложил сделать главным инструментом поддержки «президентских» национальных проектов — образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства жилья — так называемые эндаументы, то есть фонды, которые профессионально инвестируют средства доноров и тратят на благотворительность лишь инвестиционный доход. При этом эндаумент обладает максимальными налоговыми преференциями.

Многие эксперты уверены, что деятельность таких фондов можно строго зарегулировать, — чтобы избежать использования этих организаций для отмывания денег и ухода от налогообложения.

В апреле 2008 г. государство и бизнес достигли наконец полного согласия относительно необходимости срочно узаконить такие благотворительные фонды. Правда, как опасаются эксперты, объектом благотворительности снова окажется государство, которое может оставить распределение поступающих туда средств за собой, при этом определяя, куда тратить деньги.

Автор: по материалам редакции
Дата: 09.09.2008
«Федеральный строительный рынок» № 71
Рубрика: ***




«« назад