Публикации »

ЗСД — первая ласточка

Около 27% федеральных автодорог страны постоянно перегружены, и решением проблемы пробок может стать развитие платных автодорог. Первый проект в этой отрасли стартовал в Петербурге, когда были объявлены победители конкурса на строительство трассы «Западный скоростной диаметр» (ЗСД).

Идем по этапу

Идея проекта строительства Западного скоростного диаметра зародилась в середине 1990-х гг., когда тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак подписал 6 февраля 1996 г. распоряжение № 97-р «О создании Западного скоростного диаметра». Указывалось, что создание ЗСД являлось важнейшей задачей в рамках реализации программы подготовки Санкт-Петербурга к проведению летних Олимпийских игр 2004 года (Санкт-Петербург являлся кандидатом на проведение летних Олимпийских игр), а также развития городской транспортной инфраструктуры. В 1997 г. была создана управляющая компания для реализации проекта — открытое акционерное общество «ЗСД», которое первоначально получило функции заказчика строительства. Учредителем и владельцем 100% пакета акций компании стал комитет по управлению городским имуществом. Рабочую группу по реализации проекта строительства возглавил председатель комитета по градостроительству и архитектуре Олег Харченко. К началу 2000 г. был определен примерный коридор, по которому должна была пройти трасса, а в феврале 2001 г. ОАО «ЗСД» получило у города шесть пятен у северного участка ЗСД для сдачи в аренду, за счет поступлений от которой предполагалось вести проектирование всей трассы.

2005 г. стал переломным в истории проекта. В начале года функции заказчика на проектирование центрального и северного участков трассы переданы комитету по инвестициям и стратегическим проектам. Затем был объявлен конкурс на разработку проектов для них от транспортной развязки на Канонерском острове до пересечения с автодорогой «Скандинавия». Победителем конкурса стал консорциум в составе ЗАО «Институт «Стройпроект», включавший также ЗАО «НИПИ ТРТИ» и ЗАО «Петербург-Дорсервис». В июле Минтранс РФ подготовил проект постановления Правительства РФ о механизме финансирования строительства этого проекта, согласно которому был предусмотрен новый механизм долевого финансирования объекта. Предполагалась возможная регистрация объекта после окончания строительства в долевой собственности Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Это дало основание для прямого финансирования ЗСД как из федерального бюджета, так и из бюджета города. Также было принято решение о дальнейшей разработке и заключении договора о долевом финансировании между правительствами РФ и города Санкт-Петербурга, проведении концессионного конкурса и заключении концессионного договора со стратегическим частным партнером.

26 декабря 2005 г. было официально начато строительство южного участка Западного скоростного диаметра. Тендер на строительство первой очереди — от пересечения с Кольцевой автодорогой до транспортной развязки на Канонерском острове — выиграл консорциум во главе с ОАО «Мостоотряд № 19». Партнерами по строительству выступили ЗАО «Пилон», «Мостострой № 6», а также ЗАО «Институт «Стройпроект». Объект протяженностью 3,3 км планируется построить до конца 2008 г. Южный участок ЗСД свяжет Большой морской порт с КАД, Московским и Кировским районами, а также автодорожным выходами в страны Балтии, Скандинавии и соседние регионы России. Кроме того, планируется построить развязки и соединить ЗСД и Ленинский проспект.

Еще через год объявили концессионный конкурс на строительство и эксплуатацию всего проекта платной автодороги, в котором власти города и РФ выступили соконцедентами. По итогам предварительного отбора, в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильной дороги «ЗСД» в Санкт-Петербурге, были допущены четыре компании:
MLA Lieferasphalt GmbH;
ООО «ЗСД «Невский меридиан»;
ООО Vincida Grupo de Inversiones 2006, S.L.;
«Санкт-Петербургская скоростная магистраль Б.В.».

Наконец, 6 июня 2008 г. в Смольном, в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, состоялась процедура вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в рамках открытого конкурса на право проектирования, строительства, финансирования и эксплуатации в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Конкурсное предложение подал один консорциум — ООО «ЗСД «Невский меридиан», о чем официально было объявлено на состоявшемся 10 июня 2008 г. заседании правительства Санкт-Петербурга. В состав победившего консорциума вошло 6 компаний. В частности, за финансирование проекта отвечает кипрская компания Suri Holdings Limited, структура холдинга «Базовый элемент». Строительством займутся австрийская компания Strabag A.G., французская Bouygues Travaux Publics, немецкая Hochtief PPP Solutions и российское ОАО «Мостоотряд № 19». Оператором магистрали, ответственным за сбор платы за проезд, станет французская Egis Projects.

Первый в России

Важность проекта, как считают его разработчики, заключается сразу в нескольких аспектах. Для начала, это первая в современной России концессионная сделка. В 2005 г. был принят федеральный закон «О концессионных соглашениях», разрешивший заключать их в 14 различных сферах деятельности. Однако до сих пор правительством утвержден только один вариант типового соглашения с инвестором — в сфере дорожного строительства. Кроме того, ЗСД — не только первая концессия, но первый в современной России инвестиционный проект на основе принципов государственно-частного партнерства, получающий господдержку за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Первая очередь ЗСД будет запущена в работу уже в октябре 2008 г.,
до января 2009 г. проезд будет бесплатный, полностью объект будет построен к 2013 г.

Восьмиполосная автомагистраль пройдет через весь город и соединит южный и северный участки кольцевой автодороги вокруг Петербурга. На трассе автомобили смогут двигаться с расчетной скоростью 120 км/час. Новые транспортные связи в обход исторического центра соединят Большой морской порт Петербурга и основные транспортные комплексы с обходной дорогой и выходами на трассы в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. В частности, магистраль условно делится на три участка. Южный отрезок составит почти 11 км. Он должен пройти по территории морского порта. В частности, предполагается построить две транспортные развязки (на входе в порт и на Канонерском острове), которые обеспечат связь ЗСД с 1-м и 2-м районами порта, ОАО «Петролеспорт» и ОАО «Канонерский судоремонтный завод». Основная часть южного участка пройдет параллельно с железнодорожными путями.

Центральный отрезок — протяженностью чуть более 9 км — соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами и пойдет от границ Морского порта до Приморского проспекта. В составе ЗСД на Центральном участке будут сооружены два неразводных моста, под которыми смогут пройти суда в верхними габаритами в 35 м.

Северный участок протяженностью 26 км от Приморского проспекта соединится с автодорогой Е-18 в районе Белоострова. В составе магистрали предполагается сооружение 2 тоннелей и постройка 72 инженерных сооружений, среди которых — мосты, путепроводы и транспортные развязки.

 «Это самый крупный в Европе и в России проект дорожного строительства, который впервые предусматривает создание уникальных инженерных сооружений — мостов высотой 35 и 55 м над фарватерами в акватории Морского порта Санкт-Петербург, а также 14 транспортных развязок. Общая протяженность дороги — 48,9 км, из которых 55% составят эстакадные участки, а оставшиеся 45% дороги пройдут на земляном полотне, в том числе 28 км пройдут внутри плотной застройки города. Ожидаемое число пользователей дороги в 2010 г. в сутки — 105 тыс. автомобилей», — говорят в комитете по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга. Утвержденная сметная стоимость инвестиционного проекта на 22 апреля 2008 г. составляет 212 724,9 млн. руб. Согласно условиям финансирования, более половины объема инвестиций в проект — 107, 9 млрд. руб. (около $4,4 млрд.) — выделит инвестор. Из средств Инвестиционного фонда РФ будет направлено порядка 71,3 млрд. руб. (около $3 млрд.), что составит около 34% бюджета проекта. Наконец, оставшиеся 16%, или 33,6 млрд. руб. ($1,4 млрд.) предоставит бюджет Санкт-Петербурга.

Автор: Вера Никольская
Дата: 09.09.2008
«Федеральный строительный рынок» № 71
Рубрика: ***




«« назад