Публикации »

Обнародован проект Транспортной стратегии до 2030 года

13 августа министр транспорта РФ Игорь Левитин провел расширенное совещание, на котором обсуждался проект Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Глава Минтранса подчеркнул, что подготовлен принципиально новый документ целевого планирования в отрасли.

«Функционирование транспорта затрагивает практически все аспекты экономической и общественной жизни страны, — отметил министр. — Поэтому при разработке этапов стратегии на период после 2015 г. и оценок необходимого ресурсного обеспечения Минтранс ориентировался на положения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., разрабатываемой Министерством экономического развития».

Основные положения новой стратегии прошли широкое обсуждение на разных уровнях с привлечением ведущих специалистов отрасли, общественных организаций, представителей бизнеса, науки и органов государственной власти.

С докладом, посвященным основному содержанию Транспортной стратегии, выступил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин.

По его словам, в основу стратегии положен широкий спектр документов и инициатив развития ведущих отраслей экономики и транспорта в нашей стране и за рубежом. Важной особенностью документа является его преемственность по отношению к результатам реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010–2015 гг.», а также ранее принятым стратегическим документам.

В основу Транспортной стратегии был положен инновационно-активный сценарий развития российской и мировой экономики. Эта модель обеспечивает создание транспортных условий для развития инноваций и повышения качества жизни. При этом существенный импульс получит развитие пассажирского транспорта общего пользования, скоростные и высокоскоростные перевозки, городской и пригородный транспорт.

Выбору в пользу инновационно-активного сценария во многом способствовал анализ мировых тенденций в развитии национальных транспортных систем. В условиях возрастания конкуренции сегодня ни одна страна в мире не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций.

«Миссия государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество», — подчеркнул Александр Мишарин.

Анализ современного состояния транспорта

Объем перевозок грузов за период 2000–2007 гг. всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) вырос на 18,5%, в том числе транспортом общего пользования — на 21,4%. Наиболее быстрыми темпами росли грузовые перевозки железнодорожным транспортом (на 28,4%).

Железнодорожный транспорт выполняет 63,6% от общего объема грузовых перевозок транспортом общего пользования, или 84,3% общего грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного). На автомобильный транспорт приходится 47,3% выполненного объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автотранспорта в определенных сегментах рынка.

В структуре пассажирооборота 35,2% занимает железнодорожный транспорт, 29,8% автомобильный транспорт и 22,3% воздушный транспорт.

Одними из основных недостатков российского транспорта являются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния и работоспособности.

В настоящее время протяженность «узких мест» по пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30% протяженности направлений сети железных дорог, обеспечивающих около 80% всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям соответствует лишь 37% федеральных и 41% региональных и межмуниципальных дорог.

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети аграрных территорий, а также в регионах Крайнего Севера, Якутии и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций. До настоящего времени 39 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения около 15 млн. (в том числе 7,5% от общего числа районных центров и 6,7% центральных усадеб сельскохозяйственных организаций) не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13,5 тыс. км, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29% сети. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автодорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении протяженности автодорог общего пользования за последние 10 лет на 15% автомобильный парк вырос почти на 75%.

За годы экономических реформ количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось в 2,5 раза, преимущественно за счет объектов регионального уровня. В результате воздушные сообщения на местных авиалиниях (край, область, район) практически прекращены.

Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской. Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы).

Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Она не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь — контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны.

В стране отсутствуют высокоскоростные железнодорожные сообщения. Не получает должного развития городской общественный транспорт, в том числе его современные скоростные виды, которые могли бы существенно снизить остроту проблем транспортного развития мегаполисов.

Таким образом, в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Необходима новая долгосрочная транспортная стратегия, которая определяет основные стратегические направления и целевые ориентиры развития транспортной системы на период до 2030 г.

Этапы развития транспортной системы

Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. будет проходить в два этапа.

Первый этап (до 2015 г.) — завершение модернизации транспортной системы и переход к ее развитию по ключевым направлениям.

Второй этап (2016–2030 гг.) — интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития России.

Этап завершения модернизации транспортной системы и создания основы для дальнейшего развития (до 2015 г.) ориентирован на решение задач, поставленных в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и других действующих программ.

На первом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры будет уделено формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и «узких мест» транспортной сети, в том числе в азиатской части России, развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пограничным пунктам пропуска и транспортным узлам.

Основные направления развития в отраслевом разрезе на первом этапе характеризуются, в частности, в области железнодорожного транспорта — увеличением пропускной способности участков железнодорожной сети, строительством железнодорожных линий в районах нового освоения, строительством новых железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, развитием сети железных дорог на направлениях международных транспортных коридоров, строительством обходов крупных железнодорожных узлов.

В области дорожного хозяйства — формированием сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, строительством и реконструкцией автомобильных дорог в районах Сибири и Дальнего Востока, обеспечивающих освоение природных ресурсов и связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью; строительством обходов крупнейших городов.

В области воздушного транспорта — развитием сети внутрироссийских узловых аэропортов и региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети; в области морского транспорта — увеличением пропускной способности российских морских портов; в области внутреннего водного транспорта — устранением участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации; развитием портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения.

Этап интенсивного инновационного развития транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития России (2016–2030 гг.) включает в себя, в частности, создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, расширение опорной транспортной сети, повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения.

На втором этапе будет обеспечен переход к системному развитию на основе формирования Единого транспортного пространства России, что, в том числе, подразумевает:
создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта;
увеличение пропускной способности и достижение лучших мировых показателей по скоростным параметрам транспортной инфраструктуры, рост доли высокоскоростных путей сообщения;
создание взаимоувязанной интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, интегрированной системы логистических парков;
освоение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.

Основные направления развития в отраслевом разрезе на втором этапе характеризуются:
в области железнодорожного транспорта — развитием основных магистральных направлений, строительством обходов крупных узлов, формированием глубокого обхода Московского узла, строительством вторых и третьих мостовых переходов через реки Волга, Обь, Амур и др., существенным расширением полигона скоростного движения;
в области воздушного транспорта — расширением аэродромной сети в результате развития, главным образом, региональной авиатранспортной инфраструктуры, развитием инфраструктуры аэропортов, в том числе не вошедших в состав опорной сети, и поддержанием в эксплуатационной годности аэропортов опорной сети, обеспечением сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта;
в области дорожного хозяйства — развитием новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России; автомобильных дорог, соединяющих между собой административные центры субъектов Российской Федерации по кратчайшему расстоянию; региональных автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров и обеспечивающих подъезд к автомобильным пунктам пропуска; автомобильных дорог, обеспечивающих автотранспортные связи субъектов, расположенных на северо-востоке страны, с дорожной сетью России; автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд от федеральной сети России к морским портам и т. д.;
в области общественного пассажирского транспорта — развитием выделенной инфраструктуры для пассажирского транспорта общего пользования, систем городского внеуличного транспорта;
в области морского транспорта — увеличением пропускной способности морских портов и повышением эффективности их работы в увязке с созданием логистической системы, включающей как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах страны;
в области внутреннего водного транспорта — развитием инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, включая возможное строительство Черноморско-Каспийского судоходного канала.

Необходимым условием реализации Транспортной стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Формирование единого транспортного пространства

На железнодорожном транспорте

В период до 2015 г. предусматривается:
строительство вторых путей протяженностью 2407,9 км, в том числе на основных направлениях — 1478,6 км;
строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях протяженностью 348,5 км;
строительство обходов Краснодарского, Омского, Саратовского, Читинского, Ярославского железнодорожных узлов;
электрификация участков протяженностью 3918 км.

Предусмотрена реконструкция Улан-Баторской железной дороги, включая электрификацию главного хода с оборудованием автоблокировкой, укладкой 100 км вторых путей и другие мероприятия.

В период 2016–2030 гг. предусматривается:
строительство вторых путей протяженностью 3055,6 км;
обходы Иркутского, Пермского, Новосибирского железнодорожных узлов;
формирование глубокого обхода Московского узла (третье кольцо);
северный обход Свердловского узла;
электрификация участков протяженностью 3580 км и т. д.

Для безопасного и бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и нагрузками необходимо до 2030 г. выполнить реконструкцию и строительство новых искусственных сооружений. Необходимо усилить земляное полотно на участках, где планируется организация грузового движения с увеличенными осевыми нагрузками до 30 тс/ось.

В рамках международной деятельности ОАО «РЖД» предполагается реализация следующих крупных проектов:
организация прямого железнодорожного сообщения Москва — Братислава — Вена с использованием колеи шириной 1520 мм и созданием логистико-провайдерского центра в районе Вены;
создание логистических центров в пунктах стыка линий с разной шириной колеи и в морских портах Дальнего Востока — для обеспечения торговли России с Японией, Кореей и другими странами АТР, а также евроазиатских связей;
реконструкция участка северокорейской железной дороги Хасан — Раджин (колея 1520 мм) с выходом на Транссиб и создание логистического центра в г. Раджин (КНДР).

К 2030 г. необходимо построить 20730 км новых железнодорожных линий:
стратегические (ориентировочная протяженность — 4112 км);
социально-значимые (ориентировочная протяженность — 1262 км);
грузообразующие (ориентировочная протяженность — 4660 км);
технологические (ориентировочная протяженность — 9168 км);
высокоскоростные (ориентировочная протяженность — 1528 км).
Общая протяженность скоростного полигона железных дорог России к 2030 г. может составит более 10 тыс. км.

К приоритетным направлениям организации скоростного движения до 2015 г. отнесены: Москва — Санкт-Петербург с максимальной скоростью на первом этапе 200 км/ч и в дальнейшем до 250 км/час, Санкт-Петербург — Бусловская с максимальной скоростью на первом этапе 160 км/ч и в дальнейшем до 200 км/час, Москва — Нижний Новгород с максимальной скоростью 160 км/час.

В автодорожном хозяйстве

В период 2010–2015 гг. предусматривается:
строительство и реконструкция около 8 тыс. км автомобильных дорог, в том числе на автодорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров, — 5,4 тыс. км;
строительство и реконструкция 1,9 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог, в том числе скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, автомобильной дороги М-4 «Дон» от МКАД до границы Воронежской области;
строительство и реконструкция 190 км автомобильных дорог на подъездах к 32 автомобильным пунктам пропуска;
строительство и реконструкция 10 тыс. км региональных дорог с софинансированием из федерального бюджета;
решение транспортных проблем Московского региона;
решение проблем Санкт-Петербургского транспортного узла;
запуск строительства головного участка скоростной платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург на участке КАД — обход г. Тосно и т. д.

Формирование перспективной дорожной сети России в 2016–2030 гг. предусматривает включение в сеть дорог федерального значения:
1) новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему России;
2) автомобильных дорог, соединяющих между собой административные центры субъектов Российской Федерации по кратчайшему расстоянию;
3) региональных автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров и обеспечивающих подъезд к автомобильным пунктам пропуска;
4) дорог, обеспечивающих автотранспортные связи субъектов, расположенных на северо-востоке страны, с дорожной сетью России;
5) дорог, обеспечивающих подъезд от федеральной сети России к морским портам;
6) дорог, обеспечивающих разгрузку крупных транспортных узлов.
За период 2016–2030 гг. также, в частности, предусматривается построить и реконструировать более 7 тыс. км дорог, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог.

На воздушном транспорте

Увеличение количества действующих аэропортов — к 2020 г. их число вырастет до 357, притом что в 2010 г. удастся переломить тенденцию сокращения аэродромной сети на уровне не менее 315 действующих аэродромов в результате активной инвестиционной политики. К 2030 г. аэродромная сеть должна включать более 500 аэропортов, в основном в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры.

В период до 2015 г. предусматривается развитие наземной инфраструктуры аэропортов, входящих в национальную опорную аэропортовую сеть, в частности:
строительство и реконструкция объектов в крупных международных узловых аэропортах: аэропорты Московского авиационного узла («Домодедово», «Внуково», «Шереметьево»), Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск, Красноярск, Самара, Санкт-Петербург, Калининград и др.;
строительство и реконструкция объектов в других аэропортах: Волгоград, Омск, Благовещенск, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Челябинск, Сочи, Анапа, Минеральные Воды, Астрахань, Пенза, Саратов, Нижневартовск, Барнаул, Магнитогорск, Кемерово, Новокузнецк, Братск, Воронеж, Воркута, Быково, Ханты-Мансийск и др.

В период 2016–2030 гг. предусматривается развитие инфраструктуры аэропортов, не вошедших в состав опорной сети и поддержание в эксплуатационной годности аэропортов опорной сети.

Оценка необходимого ресурсного обеспечения развития

Реализация стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли. Финансирование предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Средства из федерального бюджета Российской Федерации направляются, в частности, на следующие цели:
поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;
реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, имеющих важное социально-экономическое значение, а также обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы.

Общий объем предполагаемых капитальных вложений составляет 172,3 трлн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 40,9 трлн. руб. (23,7% от общего объема финансирования), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов — 24,4 трлн. руб. (14,2%) и внебюджетных источников — 107,0 трлн. руб. (62,1%). Доля суммарных капитальных вложений на реализацию стратегии по отношению к суммарному ВВП России составляет в среднем 4,2%.

Средства федерального бюджета по направлению «Государственные капитальные вложения» предусматривается выделять прежде всего на реализацию следующих мероприятий:
строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения;
предоставление субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
прямое финансирование строительства стратегических железнодорожных линий, долевое участие в финансировании строительства социально-значимых, грузообразующих, технологических и высокоскоростных железнодорожных линий;
реконструкция и строительство федеральных объектов инфраструктуры гражданской авиации;
реконструкция и строительство федеральных объектов в морских портах, строительство морских и речных судов обеспечивающего флота;
реконструкция внутренних водных путей и гидросооружений на них.

Средства региональных бюджетов предусматривается направлять прежде всего на развитие автомобильных дорог регионального значения, пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, строительство новых железнодорожных линий, имеющих важное социальное и экономическое значение для регионов, развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для финансирования коммерческих проектов, в первую очередь по развитию инфраструктуры транспортных узлов, формированию транспортных систем в создаваемых в регионах территориально-производственных кластерах, по организации в крупнейших транспортных узлах транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.

Автор: по материалам редакции
Дата: 09.09.2008
«Федеральный строительный рынок» № 71
Рубрика: ***




«« назад