Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия
Компания ООО «СТИС» (струйные технологии и строительство) существует на петербургском рынке с 1999 г. и ведет свою историю от первых проходческих организаций, работавших еще в СССР. Наша специализация — это строительство подземных сооружений, составляющих инженерную инфраструктуру города. По сложности и объему выполняемых работ «СТИС» входит в число ведущих предприятий строительно-коммунального комплекса Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Слагаемые нашего успеха — это использование современного парка оборудования, применение новейших технологий и, конечно же, высокий уровень подготовки персонала, отвечающего за наукоемкие процессы и эффективную работу обширного парка машин. При строительстве тоннелей и других подземных сооружений мы доверяем ведущим мировым производителям спецтехники. Самым перспективным оборудованием для выполнения работ по строительству подземных тоннелей в настоящее время являются микрощиты. Особенность проходки методом микротоннелирования состоит в том, что в тоннеле нельзя заложить пункты с постоянными координатами, так как весь трубный став находиться в движении. Подземные коммуникации, прокладываемые в городских условиях на больших глубинах (до 30 м) и на значительные расстояния (до 1,5 км) с отклонением от проектной оси не более 30 мм, можно осуществлять только микрощитами. Высокая точность проходки осуществляется компьютерным комплексом управления с применением навигационных систем. Технология микротоннелирования позволяет прокладывать трубопроводы в грунтах любой категории — от неустойчивых супесей и водоносных песков до скальных пород. В зависимости от категории грунта подбирается соответствующий режущий орган проходческой машины, что позволяет добиться оптимальных скоростей и параметров проходки. Применяемые техника и оборудование (мы остановились на щитах немецкой компании Herrenknecht), используемые технологии, а также инструменты, с помощью которых осуществляют навигация и мониторинг, позволяют выполнять строительство тоннелей с высокой точностью. При этом не только уделяется внимание точности выполнения строительно-монтажных работ, но и осуществляется наблюдение за возможными осадками зданий и сооружений, попадающих в зону влияния строительства. Это особенно важный момент, когда речь заходит об осуществлении проектов в нашем городе. Строителю необходимо решить две сложнейшие задачи. Первое — реализовать проект при наличии очень сложной геологии, второе — строительство ведется в окружении исторических зданий, имеющих большую культурную и материальную ценность. Каждая такая система, используемая при строительстве тоннелей, имеет свои специальные области применения, которые зависят от геометрических параметров трассы тоннеля, его диаметра, технических особенностей тоннелепроходческого комплекса, горно-геологического строения грунтов, в которых осуществляется проходка. Общим же для каждой из применяемых систем являются: использование высокоточного навигационного оборудования, проведение всех измерений в режиме реального времени. При этом данные обновляются каждые 0,5 с, что дает возможность оперативно управлять всеми процессами по сооружению тоннелей. Основным поставщиком навигационных систем для щитовых микротоннельных комплексов Herrenknecht является немецкая компания VMT, также весьма известная на мировом рынке. Сотрудничеству ООО «СТИС» с немецкими партнерами более 5 лет. За это время мы успешно реализовали ряд проектов, например проходку тоннеля диаметром 2,0 м в свету, общей длиной 3500 м, методом микротоннелирования на объекте «Дублер канализационного коллектора в районе площади Мужества», о котором уже неоднократно писали в СМИ. Также мы обогатили наш парк современнейшим оборудованием, за которым стоят наши специалисты, не только прошедшие обучение сами, но благодаря своему профессиональному уровню теперь ставшие учителями. Хотелось бы коснуться еще одного направления, связанного с освоением подземного пространства в нашем городе. Большие города и мегаполисы имеют проблемы с развитием инфраструктуры и с наличием свободных мест. По этой причине приходиться строить выше и глубже. Это, в свою очередь, предъявляет к инженерам и строителям все более высокие требования и заставляет их ориентироваться на новейшие достижения в науке и технике. А существуют ли технологии, которые можно использовать в Северной столице, и вообще стоит ли застраивать петербургские подземелья? Естественно, что при наличии таких сложных грунтовых условий, как в Санкт-Петербурге, задача эта не из простых, но в настоящее время существует достаточно технологий, которые могут решить эту проблему. При этом обязательным условием процесса строительства является проведение наблюдений за состоянием зданий и сооружений, которые находятся в зоне возможных осадок. Наблюдения должны проводиться до начала строительства, в процессе строительства и не менее одного года после его завершения. В связи с чувствительностью грунтов целесообразно, помимо установленной СНиП общепринятой системы наблюдения за поведением почвы, использовать дополнительную, более точную и оперативную систему. Немецкая технология (компании VMT), используемая компанией «СТИС», представляет собой систему различных сенсоров, с которых считывается информация о просадках и деформациях грунта в автоматическом режиме каждые полчаса–час. Точность измерений — более 1 мм. Наблюдения ведутся в режиме реального времени через промежутки, которые позволяют уловить деформации в миллиметровом диапазоне. Все эти меры позволяют следить за состоянием прилегающих зданий и при необходимости своевременно реагировать на возможные изменения.
В настоящие время рынок навигационных систем характеризуется отсутствием таких систем, которые оптимально подходили бы при любом использовании микрощитовых тоннельных комплексов.
Автор: И. А. Игонин, А. Е. Журавлев Дата: 06.06.2008 «Федеральный строительный рынок» № 69 Рубрика: *** |