Станислав Храменков: «Будущее за бестраншейными технологиями»
Накануне XVI конференции и выставки Международного общества по бестраншейным технологиям No-Dig 2008 и III международной выставки «СитиПайп — 2008» журнал «Федеральный строительный рынок» обратился с вопросами к генеральному директору МГУП «Мосводоканал» Станиславу ХРАМЕНКОВУ, являющемуся президентом НП «РОБТ» (Российского общества по внедрению бестраншейных технологий). Как известно специалистам, это некоммерческое партнерство не первый год объединяет отечественных представителей отрасли, а его президент к тому же возглавляет оргкомитет No-Dig 2008. –Станислав Владимирович, какие основные цели ставит сегодня перед собой некоммерческое партнерство «РОБТ»? — Основной целью РОБТ является консолидация усилий строителей, проектировщиков, ученых и общественности на широкое внедрение экономичных, надежных и экологически безопасных бестраншейных технологий на территории России и за ее пределами. — Каковы основные вехи в истории партнерства? — Немногим более 10 лет назад первые проекты с применением микрощитов в России показали необходимость создания организации, занимающейся проблемами внедрения микротоннелирования, да и не только его. В эти же годы в подземном строительстве активно применялись пневмопробойники, санация трубопроводов и машины ГНБ, и уже в 1996 г. было организовано некоммерческое партнерство «Российское общество по внедрению бестраншейных технологий» в составе Тоннельной ассоциации России, получившее членство в Международном обществе по бестраншейным технологиям (ISTT). С 1996 г. стал издаваться журнал «РОБТ». Несмотря на организационные и финансовые трудности, общество и журнал стали основными пропагандистами внедрения бестраншейных технологий в России и в первую очередь микротоннелирования. Все, кто серьезно занимается микротоннелированием в России и понимает необходимость консолидации усилий в решении общих вопросов по внедрению этой технологии, вошли в НП «РОБТ». Это и официальные представители ведущих производителей микропроходческой техники, и ведущие проектные институты, и крупнейшие строительные компании. С 2002 года, когда было реорганизовано общество, объемы по микротоннелированию в Москве увеличились более чем в 4 раза. И это произошло потому, что наконец-то были объединены усилия проектировщиков, заказчиков, строителей и эксплуатационных организаций. Немаловажная роль в этом принадлежит НП «РОБТ». — Расскажите об основных направлениях сегодняшней работы? — Бестраншейные технологии позволяют прокладывать новые инженерные коммуникации и ремонтировать старые с минимальным вскрытием земной поверхности. В условиях плотной городской застройки, при пересечении железнодорожных магистралей, автодорог, рек, озер и многих других объектов эти технологии просто незаменимы. На сегодняшний день сложилось несколько направлений бестраншейных технологий: В этом году принято решение об увеличении объемов реконструкции водопроводных и канализационных сетей до 2% методами «полимерный рукав», «пневмопробойник» и т. д. — Что сегодня является новейшими разработками в области бестраншейных технологий? — Новейшей разработкой на данный момент является проектирование и строительство коллекторов из высокоточных железобетонных блоков, сооружаемых без вторичной обделки («рубашки») с применением футеровки на основе полимерных материалов. — Какие отраслевые проекты можно назвать приоритетными на сегодняшний день? Строительство каких объектов наиболее значимо для России? — Тенденции последних лет указывают на то, что коммунальные службы городов-мегаполисов различных стран все больше внимания уделяют вопросам использования перспективных бестраншейных технологий восстановления (санации) и прокладки водопроводных, водоотводящих и других сетей, что является альтернативой традиционному открытому способу реконструкции и строительства трубопроводов котлованным и траншейным способами. Повышение надежности работы подземных трубопроводов, предупреждение их старения и оперативная ликвидация последствий аварий на сетях являются одними из главных задач служб эксплуатации инженерных коммуникаций города. Данный вопрос в настоящее время приобретает особую актуальность в России, где в коммунальном секторе старение подземных трубопроводных коммуникаций и другого оборудования различного назначения достигло критических уровней. В связи с этим поддержание высокой работоспособности систем транспортирования воды (т. е. своевременное и эффективное техническое обслуживание, ремонт и реконструкция трубопроводов и оборудования по причине их старения или преждевременного износа) остается для городских коммунальных служб приоритетным. — Вы являетесь председателем оргкомитета No-Dig 2008. Пожалуйста, расскажите, каковы особенности мероприятия в этом году. — Выставка и конференция Международного общества бестраншейных технологий (ISTT) является главным событием для организаций и специалистов, занимающихся данной тематикой. Ежегодно No-Dig собирает около 500 специалистов на конференцию, около 100 компаний принимают участие в выставке. На No-Dig представляются новые технологии и техника, происходит обмен мнениями и передача накопленного опыта. Право проведения No-Dig 2008 в Москве было выиграно НП «РОБТ» в тендере совместно с организатором выставок «ЭКВАТЭК» и «СитиПайп» ЗАО «Фирма СИБИКО Интернэшнл». Экспозиция No-Dig 2008 Moscow станет составной частью «ЭКВАТЭК — 2008» и будет работать в одном зале с экспозицией «СитиПайп — 2008». В ходе заседаний конференции будут рассмотрены следующие вопросы бестраншейных технологий: — В целом, как сегодня можно охарактеризовать перспективы развития отрасли в России? Насколько значительны наши отличия от Запада? Достаточно ли динамично внедряются соответствующие передовые технологии? — В новом тысячелетии мы не можем и не должны многократно перекапывать наши улицы. Решение проблемы восстановления и прокладки трубопроводов видится в широком использовании бестраншейных технологий с применением специального оборудования. В передовой зарубежной практике 95% объема работ по прокладке и реконструкции подземных коммуникаций производится бестраншейным способом. Во многих крупных зарубежных городах прокладка инженерных коммуникаций открытым способом уже запрещена. Необходимо отметить, что в Европе постоянно растет число объектов, где находят применение различные методы бестраншейной технологии ремонта и прокладки коммуникаций. Причем этот рост более стремительный, чем в США, так как большинство крупнейших европейских городов было заложено несколько столетий назад. Самые перспективные направления в области бестраншейных технологий мы перенимаем у иностранных коллег и используем в России. Обостряющаяся проблема аварийных ситуаций на водопроводных и водоотводящих сетях и других инженерных коммуникациях требует создания оснащенных современной техникой мобильных подразделений аварийных служб, способных оперативно проводить бестраншейный ремонт коммуникаций, а также внедрения специализированных мониторинговых систем слежения за состоянием объектов, сетей и сооружений. Для решения этих задач наряду с национальными инициативами необходимо развитие международного сотрудничества и обмена новыми технологиями. Для этого и было создано некоммерческое партнерство «Российское общество по внедрению бестраншейных технологий».
С 2003 г. РОБТ ведет активную работу в Международном обществе по бестраншейным технологиям (ISTT).
микротоннелирование;
горизонтально направленное бурение (ГНБ);
пневмопробойники;
машины гидростатического разрушения и замены трубопроводов;
санация трубопроводов;
метод ЦПП (цементно-песчаного покрытия);
сплошные набрызговые покрытия из эпоксидной смолы;
метод восстановления трубопроводов с разрушением старой трубы и протаскивание новой полиэтиленовой трубы.
организационные и экономические аспекты;
управление рисками;
новые технологии и оборудование для горизонтально-направленного бурения и микротоннелирования;
новые методы и оборудование для диагностики, перекладки и санации трубопроводов;
бестраншейные технологии в условиях холодного климата и вечной мерзлоты.
Проведение No-Dig 2008 Moscow — это новый шаг в развитии бестраншейных технологий в России.
Автор: по материалам редакции Дата: 06.06.2008 «Федеральный строительный рынок» № 69 Рубрика: *** |