Публикации »

Большому порту — большие инвестиции

Занимая в транспортной системе России выгодное географическое положение, находясь на стыке развивающихся грузовых и пассажирских маршрутов, Большой порт Санкт-Петербург становится все более привлекательным для грузовладельцев и перевозчиков, о чем говорит значительный рост объема грузоперевалки в последнее десятилетие. В частности, с 1999 по 2006 гг. он увеличился более чем вдвое. Однако проблемы, препятствующие дальнейшему развитию порта, стали сегодня актуальнее, чем когда-либо.

Порт дождался

Одной из наиболее значимых проблем является неудовлетворительное состояние большинства причалов и других гидротехнических сооружений в порту. Однако есть надежда на подвижки в этой ситуации: недавно выступая в Смольном на заседании морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Юрий Парфенов заявил, что в ближайшие несколько лет его ведомство планирует провести масштабные работы по строительству и реконструкции объектов федеральной собственности в петербургском порту.

В частности, в 2008-м запланировано выполнение проектных работ по различным объектам в объеме 100 млн. руб. Главным направлением деятельности является реконструкция Санкт-Петербургского морского канала. В следующем году будет начата разработка проекта, после реализации которого канал сможет принимать суда с осадкой до 13 м. Сразу оговорим, что реконструкция канала будет проводиться в несколько этапов, что позволит решить вопрос комплексно, в увязке с планами развития порта, инфраструктуры города, дорожного хозяйства, вывода экологически неблагоприятных грузов.

В настоящее время заключен государственный контракт с ЗАО «ГТ Морстрой» на выполнение проектных работ по реконструкции подходных путей к петербургскому порту. До декабря текущего года должно быть завершено обоснование инвестиций по следующим объектам: канал Кронштадтского корабельного фарватера, Санкт-Петербургский морской канал (включая подходы к причалам №№ 3 и 4 Нефтяной гавани и №№ 106 и 107 Угольной гавани), Корабельный канал, Ломоносовский канал с подходами к причалам Ломоносовского грузового терминала.

Одним из наиболее масштабных проектов должен стать подходной канал к Бронке, которой, наряду с другими портовыми комплексами региона, уделено большое внимание в генеральной схеме развития Большого порта Санкт-Петербург, разработанной Ленморниипроектом. Напомним, данная схема предполагает перепрофилирование районов Большого порта на обработку более высокотехнологичных (контейнерных, рефрижераторных и накатных) грузов и вывод из города «грязных», экологически неблагополучных грузов.

В настоящее время работа по проектированию подходного канала к многофункциональному перегрузочному комплексу в Бронке с подходом к причалам завершена, проект находится на согласовании в надзорных органах. Начало строительства планируется в 2009 г., ориентировочная стоимость составляет 10 млрд. руб., объем дноуглубительных работ — 19 млн. т.

Проектные работы текущего года не охватывают все объекты федеральной собственности в порту, требующие реконструкции, подчеркнул Ю. Парфенов, поэтому необходимо также запланировать проектные работы на 2009 г.

в объеме 60 млн. руб., включая разработку проекта по реконструкции причалов в рамках развития контейнерного терминала ОАО «Петролеспорт». На продолжение работ по реконструкции объектов федеральной собственности планируется до 2010 г. включительно вложить дополнительно около 600 млн. руб.

Кроме того, в текущем году на средства Росморпорта намечено завершить строительство створных знаков подходного канала к МПТ и установку береговых и плавучих средств навигационного оборудования на подходных путях и акватории МПТ, выполнить съемку рельефа дна подходных путей и акватории МПТ на ВО и осуществить необходимый комплекс работ по вводу построенных объектов в эксплуатацию.

Ремонт причальных сооружений в 2008-м будет проведен на общую сумму свыше 70 млн. руб. В том числе это работы по приведению отметок дна у ряда причалов к проектным показателям, ремонту участков верхнего покрытия, приведению в порядок ряда берегоукреплений, выполнению восстановительного ремонта причала № 21 (ввод в эксплуатацию запланирован на октябрь).

Также в текущем году запланировано завершение 1-й очереди дноуглубительных работ Морского пассажирского терминала (МПТ) на Васильевском острове (Петровский фарватер, подходный канал и акватория МПТ) со сроком окончания работ в сентябре-октябре 2008 г. Осенью ожидается первый — пробный — заход судна в новый пассажирский порт. Попутно отметим, что здесь остается множество нерешенных вопросов: так, по мнению ряда экспертов, проект «Морского фасада» не учитывает существующие возможности городской дорожной сети, вследствие чего возможно многократное осложнение нынешней «пробочной» ситуации.

Больше грузов — хороших и разных

С учетом принятого курса на вывод из городской черты «грязных» грузов и привлечения более дорогих и технологичных на территории порта реализуется сегодня ряд проектов в части привлечения и перевалки ро-ро. На некоторых терминалах, имеющих специализированное оборудование, уже принимаются импортные автомобили. Еще в декабре 2006-го на терминал «Онега» компании «Осло Марин» (мощность около 60 тыс. автомобилей в год) пришла первая партия автомобилей Nissan. В июне 2007 г. стивидорной компанией ООО «Морской рыбный порт» совместно с ООО «РТЛ» был открыт терминал по перевалке автомобилей. К концу 2008-го ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» планирует завершить строительство терминала, рассчитанного на прием 80 тыс. автомобилей в год.

Но в свете указанной проблемы территориального дефицита петербургского порта особые надежды транспортников возлагаются на Усть-Лугу: там сегодня готовится запуск крупномасштабного комплекса, где предполагается обрабатывать около 360 тыс. автомобилей.

Активно развиваются в Большом порту мощности по обработке контейнерных грузов — в первую очередь это проекты Петролеспорта, Первого контейнерного терминала, «МобиДика». По итогам 2007 г., рост контейнерооборота превысил 20%, все причалы Большого порта перевалили в минувшем году 1,7 млн. TEU. Однако, по оценке специалистов, данный показатель можно было бы увеличить до 5–6 млн., осуществляя операции с контейнерами на тыловых сухопутных терминалах. (Напомним, что система «сухих» портов, или «тыловых» терминалов, используется во всем мире: груз обрабатывается в «тылу», а в порту производится только его перевалка, что способствует повышению оборачиваемости грузов, переваливаемых морскими терминалами.)

Практически полное отсутствие возможности дополнительного развития портовых площадей в черте городской застройки заставляет и проектировщиков, и городские власти все активнее обращаться к идее частичного перевода грузопотоков на портовые терминалы Ленинградской области — в Усть-Лугу, Приморск, Высоцк, на территорию между Бронкой и Ломоносовым.

К вопросу

По предложению петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» в ФЦП «Развитие транспортной системы России на период 2010–2015 гг.» (подпрограмма «Морской транспорт») включен целый ряд объектов федеральной собственности в Морском порту Санкт-Петербург, в том числе:
 реконструкция отстойных причалов №№ 12, 13, 14 Гутуевского ковша и берегоукрепление Головы Невских ворот в целях создания нового перегрузочного комплекса для перевалки универсальных грузов с протяженностью причального фронта до 400 пог. м;
 реконструкция отстойных паловых причалов №№ 25, 26 и 28 на территории Второго района порта под универсальные перегрузочные, что даст увеличение длины причального фронта грузовых причалов дополнительно порядка 505 пог. м;
 строительство причального комплекса из двух причальных стенок на территории Третьего района для стоянки судов ледокольного флота (их количество составит в 2008 г. 12 единиц). Данный проект предусматривает использование образуемой территории совместно с ЗАО «Первый контейнерный терминал» с целью расширения складских площадей и строительства нового причала (№ 88) для постановки судов-контейнеровозов.

Автор: Павел Сергеев
Дата: 06.06.2008
«Федеральный строительный рынок» № 69
Рубрика: ***




«« назад