«Остров дружбы» — остров надежды
Договор о государственной границе с Китаем в районе острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае качественно изменил политическую и социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. Завершение демаркации границы между Россией и Китаем вблизи островов Тарабаровых и Большого Уссурийского положит началу реализации проекта строительства международного транспортного коридора «Харбин — Большой Уссурийский — Ванино». Заказ министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края институту ДальНИИ рынка по созданию концепции развития приграничного острова в свете сотрудничества с Китаем был выполнен в соответствии с докладом губернатора Виктора Ишаева на заседании правительства России. Задача, поставленная перед учеными, базировалась на необходимости изменить политику притязаний в сфере земельных отношений на политику экономического сотрудничества. Не случайно остров Большой Уссурийский сразу был условно назван «островом дружбы». Ведь планы увеличения внешнеторгового баланса обеих стран совпали, а разграничительная линия по острову дает уникальную возможность решать стратегические задачи. Для Хабаровского края концепция позволяет наращивать пропускную способность морских портов, расширять приграничную торговлю, развивать транспортную инфраструктуру, сохранив остров как зону отдыха, но с возможностью промышленного и сельскохозяйственного производства. Очевидно, что для решения задач необходимо построить приграничный пункт пропуска, транспортные терминалы, торговые и жилые объекты, мосты и линии электропередачи, дороги и здания культурного назначения. Политика китайского правительства всегда была направлена на расширение внешней торговли и развитие приграничных провинций. Территории северо-восточного Китая обладают населением более 100 млн. человек. Там нужны новые рынки сбыта, причем не только в России, но и в Японии, Южной Корее, США. Восточные порты Китая уже перегружены. Нужен выход к морю, к портам Дальнего Востока. Потребность растет в соответствии с ростом экономики Китая, и удовлетворить ее мог бы порт Ванино в Хабаровском крае. Помочь решению стратегической задачи способны транзитные грузовые терминалы и приграничный пункт пропуска на «острове дружбы», образующие транспортный коридор «Харбин — Большой Уссурийский — Ванино», который, по расчетам, сокращает сроки доставки грузов в Японию на четыре дня, а в США — на неделю. К заманчивой идее правительство Китая относится пока с настороженностью, так как существуют и альтернативные варианты строительства транспортных коридоров в других приграничных районах с уже готовой инфраструктурой. Наиболее перспективным видится развитие контейнерных перевозок, которые уже обеспечивают 55% всего мирового грузооборота, а к 2010 г. достигнут всех 70%. Этот вид внешнеэкономической деятельности мог бы дать максимальный эффект в торговле, если выполнить важное условие: учесть рост грузопотока в технических возможностях автомобильной трассы регионального значения Лидога — Ванино и Советско-Гаванского транспортного узла. Эксперты предполагают, что речь лучше вести даже о строительстве специализированного морского порта контейнерного типа на территории муниципального поселения Заветы Ильича Ванинского района с возможностью перевалки до 100 млн. т груза и обработки 200 тыс. контейнеров в год. При этом мощности приграничного комплекса и транспортного коридора должны обеспечивать отправку до 500 контейнеров в сутки. Площади терминалов в 25 га позволяют рассчитывать на успех. При этом со стороны Китая должны быть построены: мост через протоку Казакевичева, грузовой терминал, дамбы, подъездные пути. Со стороны России — мост через Амурскую протоку, терминал, линии электропередачи и подстанции, предприятия по ремонту машин и контейнеров, зона отдыха и развлечений и даже скоростная подвесная пассажирская линия, соединяющая центр Хабаровска с «островом дружбы». Однако проект международного транспортного коридора и приграничного пункта пропуска можно реализовать только с обоюдного согласия сторон. По мнению руководителя департамента экономики министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края Владимира Ешенко, вопрос реализации концепции строительства транспортного коридора из Китая в порт Ванино зависит от сроков завершения процесса демаркации границы. Ориентировочно это произойдет к 1 июля 2008 г., после чего МИД России предложит концепцию совместного освоения острова правительству Китая и проект строительства приграничного пункта пропуска. Получив одобрение, предстоит разработать технико-экономическое обоснование проекта, наметить сроки его реализации и объемы инвестиций. Пункт пропуска должен возводиться за счет федеральных средств, а остальная инфраструктура — по принципу частно-государственного партнерства. Первым объектом строительства станет мост через Амурскую протоку, который положит начало реализации проекта в целом. Финансирование его строительства осуществляется отдельной строкой и обойдется федеральному бюджету в 2,3 млрд. руб. Положительное решение правительства Китая о совместном строительстве транспортного коридора и пункта пропуска даст толчок развитию экономики Хабаровского края и наращиванию объемов внешнеторговой деятельности между нашими странами, что соответствует решениям президента РФ по увеличению товарооборота между Россией и Китаем до 2010 г. до $80 млрд. в год.
Автор: Андрей Смирнов Дата: 06.06.2008 «Федеральный строительный рынок» № 69 Рубрика: *** |