Транспортную систему России ждет модернизация
В развитии экономики России наступил этап, когда транспортная инфраструктура должна перейти от этапа модернизации отрасли к ее развитию, реализации инновационной модели экономического роста РФ. В настоящее время основным инструментом реализации государственной транспортной политики является федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», которая позволила не допустить существенного ухудшения состояния транспортной системы страны и в целом обеспечить потребности экономики в этот период. В ходе реализации действующей программы завершено строительство части Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга от Приозерского шоссе до федеральной дороги М-11 «Нарва» с вантовым мостом через Неву. Введены в эксплуатацию 12 внеклассных мостов (через реку Чулым в Томской области, через Волгу в Ярославле, через Томь в Кемерово, через Дон в Ростовской области, а также мосты в Санкт-Петербурге, Иркутске и др.) и 9 мостов будет построено до 2009 г. Закончено строительство I пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск, переустройство участка Известковая — Чегдомын, осуществлен комплекс мероприятий по модернизации железнодорожной инфраструктуры Сахалина. Выполнена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах городов Сочи, Петербурга, Геленджика, Минеральных Вод, Красноярска, Хабаровска, Самары, Кургана и др. Введены в эксплуатацию новые морские нефтяные терминалы в портах: Приморск, Мурманск, Высоцк, Новороссийск, Санкт-Петербург, Калининград, Махачкала. Для перевалки экспортного угля в последние годы увеличены мощности в портах Мурманск, Усть-Луга, Восточный. Открыто железнодорожно-паромное сообщение Усть-Луга — Балтийск, предназначенное прежде всего для обеспечения надежной транспортной связи России с Калининградской областью, а также паромное сообщение Балтийск — Мукран (Германия). Завершен комплекс работ по строительству II нитки шлюза Кочетовского гидроузла, что является первым шагом на пути к комплексной реконструкции Волго-Донского канала. Тем не менее достигнутые результаты модернизации транспортной системы не в полной мере отвечают существующим потребностям и перспективам развития РФ. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и сдерживает освоение ресурсов регионов. Наиболее существенны различия между Европейской частью РФ, с одной стороны, и регионами Сибири и Дальнего Востока — с другой. 40 тыс. населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. Пять субъектов РФ вообще не имеют транспортного железнодорожного сообщения. В связи с этим не осваиваются 23 разведанных крупных месторождения природных ресурсов. Недостаточно используется транзитный потенциал России. В настоящее время транзит через территорию РФ составляет менее 1% растущего товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5–7% транзитного потенциала страны. За последние 10 лет рост уровня автомобилизации в стране в 5 раз превышает прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значений. Около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети. Только 8% от общей протяженности автомобильных дорог федерального значения имеют многополосную проезжую часть. Свыше трети протяженности автомобильных дорог федерального значения и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик для обеспечения проезда современных автотранспортных средств. Автомобильные дороги федерального значения на значительном протяжении проходят по территории городов и других населенных пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков и росту числа дорожно-транспортных происшествий. Особенно необходимо отметить высокую перегрузку дорожного движения в Москве, Санкт-Петербурге и других центрах субъектов РФ. По оценкам экспертов, потери РФ, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза. В настоящее время на сети железных дорог существуют лимитирующие участки, составляющие 30% протяженности основных грузообразующих линий. Дальнейший рост пассажиро- и грузооборота невозможен без реконструкции и строительства новых путей на лимитирующих участках. Около 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями было построено более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их физического и морального износа и негативно влияет на безопасность полетов. Несмотря на то, что объемы перевозок гражданской авиации России в последние годы растут темпами, более чем в 2 раза превышающими среднемировые, ее развитие по-прежнему не соответствует масштабам территории страны. Имеет место неравномерная загрузка морских портов по бассейнам. В случае ожидаемого роста перевозок по международным транспортным коридорам сразу же обнаружится нехватка производственных мощностей контейнерных терминалов. В настоящее время доля зарубежных портов в общем объеме перевалки российских грузов составляет в среднем 21%. Однако по отдельным грузам этот показатель значительно выше. Эти и другие существенные транспортные проблемы предопределили необходимость разработки новой редакции федеральной целевой программы с изменением ее названия и сроков реализации. В основу программы положены основные положения Посланий Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ, решения Госсовета РФ, включая решения его Президиума 13 ноября 2007 г., проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г., концепции и стратегии развития отдельных видов транспорта. Необходимо отметить, что программа построена, основываясь на принципах проектного финансирования. Объемы и источники финансирования определены уже сейчас в программе под конкретные инвестиционные проекты. Приоритетами новой редакции программы станет скоординированное развитие всех видов транспорта и увязка на основе схем территориального планировании федеральных планов развития с региональными транспортными системами, являющимися составными элементами единой транспортной сети, а также с комплексными программами развития других отраслей, предусматривающими межвидовую увязку различных видов транспорта. Условия инновационного развития РФ определили пять целей программы: Программа предполагает осуществление проектирования и строительства скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей, строительства и реконструкции 29 узловых аэропортов и 87 аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэродромной сети, строительства пассажирских речных и морских причалов и др. Будут обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования 8300 сельских населенных пунктов за счет реализации проектов по строительству подъездов с твердым покрытием. Более 460 населенных пунктов, не имеющих альтернативного наземного транспорта, будут обеспечены транспортной доступностью воздушным транспортом за счет реконструкции аэродромов. Объем экспорта транспортных услуг возрастет в 1,9 раз и достигнет $23,4 млрд. в год. Объем транзитных перевозок грузов по территории РФ увеличится в 1,4 раза и достигнет 44,4 млн. т в год. Результаты этих мероприятий обеспечиваются за счет комплексного развития транспортных коридоров «Транссиб» и «Север — Юг»; крупных транспортных узлов, логистических центров и аэропортов-хабов. Достижение целей программы возможно при осуществлении согласованных действий по комплексному развитию транспортной отрасли. Системный подход, заложенный в проекте новой редакции федеральной целевой программы, обеспечит необходимый уровень координации развития различных видов транспорта, внедрения современных транспортных и логистических технологий, интеграции в мировой рынок транспортных услуг, применения и развития механизмов государственно-частного партнерства. Комплексный подход позволит получить максимальный синергетический эффект от развития транспортной системы. Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг» является связующим звеном всей программы. Ее идеология построена на основе комплексного подхода развития транспортных узлов и увязки между собой отраслевых подпрограмм. Эта подпрограмма направлена на переориентацию международных транзитных грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры и увеличение доходов и выгод РФ от реализации транзитного потенциала. Одним из важных механизмов реализации мероприятий по развитию крупных транспортных узлов, включающих базовые морские порты, в перспективе станет создание портовых особых экономических зон. Основные мероприятия подпрограммы позволяют развивать опорную транспортную сеть на основе создания и развития коридоров, узлов и логистических центров. Объектами программных мероприятий, которые реализуются на основе механизма государственно-частного партнерства, являются высокотехнологичные инфраструктурные проекты, позволяющие создавать современные мультимодальные логистические комплексы, сеть национальных аэропортов-хабов, а также развивать инфраструктуру морских портов. Комплексное развитие транспортной системы невозможно без мощной информационной и аналитической поддержки для эффективного управления транспортным комплексом России и мониторинга выполнения федеральной целевой программы. Создание Министерством транспорта информационно-аналитического центра обеспечит эффективный сбор, проверку и уточнение информации, поступающей из различных источников, формирование информационной базы по всем видам транспорта. Центр обеспечит единый процесс реализации всех подпрограмм. Предусмотрено дальнейшее оснащение спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС транспортного комплекса, развертывание диспетчерских систем по его управлению, создание контрольно-корректирующих станций. Мероприятия подпрограммы «Железнодорожный транспорт» учитывают, что железнодорожный транспорт обеспечивает 33% потребности от всего пассажирооборота и 40% грузооборота на средние и дальние расстояния от всех видов транспорта. Доля протяженности участков железнодорожной сети с ограничениями пропускной и провозной способности сократится до 0,5%. Предусматривается строительство более 6226 км новых железнодорожных линий и 2910 км дополнительных главных путей. Подпрограмма «Автомобильные дороги» предусматривает мероприятия по строительству и реконструкции 63700 км автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения. К 2015 г. по сравнению с 2009 г. практически в два раза увеличится доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям. На 7% сократится протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки. Увеличение протяженности автомобильных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, является одним из приоритетов, который включает создание системы автомагистралей и скоростных дорог по направлениям концентрации наибольших потоков автотранспорта. Это такие проекты, как: Другие мероприятия по развитию сети автомобильных дорог федерального значения направлены на устранение разрывов и лимитирующих участков, в том числе строительство и реконструкцию обходов городов и других населенных пунктов. В ходе реализации подпрограммы предусматривается принятие мер по совершенствованию системы финансирования автомобильных дорог с поэтапным переходом к увеличению доли прямого финансирования содержания и развития дорожной инфраструктуры. Также в планах принятие мер по совершенствованию и внедрению механизма концессии, применению специализированных облигационных займов, платности услуг объектов дорожного сервиса, механизма компенсации вреда, причиняемого большегрузной автомобильной техникой. Подпрограмма «Морской транспорт» предусматривает мероприятия по увеличению производственной мощности российских морских портов. В результате реализации будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн. т грузов в год. К 2015 г. потребности российской экономики в портовых мощностях будут обеспечены полностью и создан резерв для пиковых нагрузок. Развитие мощностей предусматривается в портах всех морских бассейнов страны. Уделяется особое внимание строительству контейнерных терминалов. Планируется доведение производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн. т в год, в портах Усть-Луга и Балтийск — до 35 млн. т в год в каждом. Подпрограмма «Внутренний водный транспорт», наряду с другими видами транспорта, обеспечивает важнейшие условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей. Ее реализация: Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети РФ на период до 2020 г. В результате реализации подпрограммы «Гражданская авиация» по отношению к 2009 г. будет введено в эксплуатацию после реконструкции 112 взлетно-посадочных полос. В 2010–2015 гг. будет происходить формирование национальной опорной сети аэропортов, развитие хабовых технологий перевозок и приоритетное развитие внутрироссийских региональных и местных аэропортов. Модернизируемый парк воздушных судов и наземной инфраструктуры будет соответствовать более высокому уровню требований ИКАО. Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций в развитие транспортной системы. Причем бюджетные средства в данном случае будут выступать не в качестве основного источника, а являются стимулом и генератором для притока частных инвестиций в отрасль. Суммарные вложения в развитие транспортной инфраструктуры прогнозируются в объеме 21 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет — 7,9 трлн. руб., Инвестиционный фонд РФ — 2,27 трлн. руб. Планируется задействовать зарекомендовавшие себя в мировой практике финансовые механизмы привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры. Например, через выпуск транспортных облигаций. Внебюджетное финансирование составит 8,58 трлн. руб., или 40,8% от общего объема. Наибольший объем финансирования предусматривается по подпрограмме «Автомобильные дороги» — 9,93 трлн. руб., или 47,2% от общих расходов по программе. В результате мероприятий программы к 2015 г. дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет составят 40 коп. на каждый рубль капитальных вложений, а в период до 2040 г. — 3,74 руб. на каждый рубль капитальных вложений. Проекты строительства инфраструктурных объектов имеют явно выраженный макроэкономический эффект, поскольку обеспечивают стратегическое преимущество государства в долгосрочной перспективе, позволяя развивать высокоэффективные, экспортоориентированные отрасли промышленности, повышать качество жизни населения, обеспечивать решение социальных задач. В результате выполнения мероприятий программы транспортная система России выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны. Обеспечиваемое программой увеличение темпов роста транспортной отрасли страны позволит перейти от задач модернизации транспорта к устойчивому его развитию и, таким образом, заложить надежный базис реализации Транспортной стратегии России на период до 2030 г.
Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товаро-
движения и снижение транспортных издержек в экономике.
Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.
Повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.
Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Общий объем перевозок контейнеров по сети железных дорог увеличится в 2 раза.
Важнейшим элементом целостности железнодорожной сети и снижения неоправданных экономических и социальных издержек является строительство железнодорожных обходов территорий Украины и Казахстана.
строительство скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург;
строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск — Черноморское побережье;
строительство Центральной кольцевой автомобильной автодороги в Московской области и др.
увеличит объем перевозок грузов и пассажиров по Единой глубоководной системе в 2–2,5 раза;
снизит себестоимость перевозок на 25–30%;
сократит долю внутренних вод-
ных путей европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта с 75%
до 14%;
ликвидирует к 2015 г. аварийное состояние и опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях.
Автор: по материалам редакции Дата: 07.04.2008 «Федеральный строительный рынок» № 67 Рубрика: *** |