Петербург. Эпоху высотного строительства объявили открытой
В XVIII и XIX вв. в Санкт-Петербурге было запрещено строить дома, которые были бы выше Зимнего дворца. Однако зодчие, работавшие на Петербургском острове, сумели обойти этот запрет. В созданных ими зданиях было столько же этажей, сколько в императорском дворце, но сверху они были надстроены различными башенками и мансардами, благодаря которым выглядели более высокими. Архитекторам и строителям во все времена хотелось оставить в облике города собственный след. И каждая эпоха ознаменовывалась своим рекордом. Судьба рекордов одинакова — рано или поздно они бывают побиты. Но все равно навсегда остаются вехами развития городской среды. Башня Вавилонская или Пизанская? Время, когда Санкт-Петербург был городом, растущим преимущественно по горизонтали, прошло. Сегодня самый высокий дом в исторической части Северной столицы — элитный жилой комплекс «Аврора», его высота составляет 70 м. Еще одна высотка находится на Васильевском острове, на улице Одоевского, 28. После того как городские власти пересмотрели высотный регламент города, который жестко запрещал высотное строительство в охранной зоне, табу на возведение высоток было снято. Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) посчитал возможным возведение даже 300-метрового небоскреба «Газпром-Сити», правда, добавив формулировку «По желанию общественности». Общественность тем временем придерживается, по всей видимости, консервативных взглядов на проблему. Не зря против «Охта-центра» активно выступают люди самых разных социальных прослоек. Действительно, смущает разительное несоответствие между разрешенной петербургскими градостроительными нормами высотой возводимых зданий и предполагаемой высотой делового центра на Охте. Безапелляционные сторонники высотного строительства забывают, что в Петербурге есть своя «Пизанская башня» — дом в Шипкинском переулке, который отклонился от вертикальной оси на 90 см. А он значительно ниже газпромовского шедевра. Лиха беда начало Пионером высотного строительства в России является Москва. Возведение высоток началось здесь еще в эпоху Сталина, однако носило точечный характер. Специальные программы высотного строительства появились лишь в 90-е гг., когда началась разработка концепций «Москва-Сити» и «Новое кольцо Москвы». В Санкт-Петербурге один из первых высотных жилых домов построили на проспекте Ветеранов в 2002 г. Строительство 25-этажного здания и состояние окружающих домов на каждом этапе контролировалось государственными службами. С тех пор дома высотой от 18 этажей и больше строят все чаще. Сегодня до 20% возводимых домов в Петербурге имеют 18 и более этажей. А 5% — 25-этажные. Разработаны проекты 30–40-этажных высотных зданий. Прибыльно-убыточное строительство Понять проектировщиков легко. Практически любой город, развиваясь, начинает испытывать недостаток земельных ресурсов. Себестоимость одного квадратного метра высотного здания, конечно, высока, но ведь общий метраж многоэтажек перекрывает метраж обычного дома в несколько раз, так что, на первый взгляд, экономическая выгода такого строительства очевидна. При солидной продажной цене высотные дома окупаются, даже если в них продано меньше половины квартир. Особенности национального высотного строительства То, что высотное строительство существенно отличается от обычного, очевидно. Тем более в нашей стране. Исторического опыта строительства высоток у нас нет, строителей, имеющих достаточный стаж работы в этой области, нет тоже. Что касается специалистов по высотному проектированию, то даже такой авторитетный вуз, как СПбГАСУ, их не выпускает. Единственный неповторимый… Самое высокое в Европе здание во Франкфурте-на-Майне просело на Альтернативы нет? Несмотря на то, что высотки становятся все более частым явлением в жизни Петербурга, споры вокруг них не утихают. Специалисты ЮНЕСКО сочли нужным напомнить, что «Петербург — это горизонтальный город». Слухи о проблеме угрозы исключения исторического центра Санкт-Петербурга из списков ЮНЕСКО пугают горожан. Не секрет, что наличие высоток в городе придает ему определенный статус европейской столицы. Некоторые эксперты считают, что в связи с этим было бы целесообразно создание альтернативного Петербурга, который бы соответствовал запросам XXI в. и развивался к югу или к северу от исторически сложившегося центра. Речь идет, в первую очередь, о коммерческих постройках. В любом случае, для высотного строительства прежде всего необходима хорошая нормативная база не только на проектирование и строительство, но и на эксплуатацию зданий, которая должна сопровождаться постоянным мониторингом — контролем осадки и крена, нагнетания статических усилий в несущих элементах, параметров колебаний конструкций. Особого внимания требуют вопросы безопасной эксплуатации здания и эвакуации из него людей в случае чрезвычайной ситуации, например пожара. Учитывая охранные ограничения, которые есть в нашем городе, можно смело утверждать, что высотное строительство проще развивать в других крупных городах России, например Екатеринбурге, Самаре, Челябинске. То, что там может пройти безболезненно, в Северной столице связано с серьезным риском. Как бы там ни было, высотное строительство в Петербурге набирает темпы. В настоящее время строится нескольких высотных жилых комплексов: 24 этажа — рядом с метро «Удельная», 25-этажный жилой дом у метро «Гражданский проспект», две башни по 22 этажа — на проспекте Ветеранов, 25 этажей — на Дунайском проспекте, два комплекса по 25 этажей — «Морской фасад» на Васильевском острове, 25-этажные высотки в Озерках. Хочется верить, что в Петербурге высотное строительство будет вестись не только грамотно и добросовестно, но и с учетом архитектурных особенностей нашего города, его неповторимого образа и колорита.
Однако существуют такие экономические минусы высотного строительства, как значительное удорожание проекта ввиду сложности предварительных геодезических изысканий, повышенных требований по пожарной безопасности, а также большой энергоемкости высотных строений, которая в условиях существующего энергодефицита является по-настоящему серьезной проблемой. К строительным материалам и фундаментам высоток также предъявляются особые требования, что влечет за собой удорожание проекта. По оценкам экспертов, возведение небоскребов требует от инвестора потратить порядка 20–30% от всей стоимости строительства только на предпроектные исследования.
И пока нет четкой нормативной базы, сам инвестор решает, пойти ли ему по пути быстрого и дешевого строительства или отложить сроки окупаемости проекта.
Так что сказать однозначно, что строительство высотного здания экономически выгодно, нельзя. Для большинства мировых мегаполисов это скорее вынужденная мера в условиях нехватки земли. Можно ли то же самое сказать о Петербурге? Вопрос риторический.
А если в ближайшее время и начнет, то приступить к осознанной серьезной работе они смогут не раньше, чем через несколько лет.
Но самое главное — отсутствуют нормы, строго регламентирующие все факторы высотного строительства, начиная от стройматериалов, разрешенных к применению в нем, и заканчивая противопожарной безопасностью здания. В России пока совершенно нет данных о поведении высоток в тех или иных случаях, что значительно осложняет процесс их проектирования. До настоящего времени высотные здания проектировались и строились как уникальные по специальным техническим условиям, то есть по индивидуальным регламентам и нормативам. Эти документы каждый раз разрабатывались и утверждались на федеральном уровне для каждого конкретного случая, что вызывало большие сложности при получении разрешительной документации, подготовке проектов и самом строительстве.
22 см. Небоскреб спасло от обрушения только то, что он не дал крена. Любое высотное строительство — достаточно рискованное предприятие, поэтому во всем мире к нему относятся с большим вниманием и осторожностью. Что же говорить о Петербурге, для которого характерны обводненные, заторфованные пески и глины, а скальные грунты располагаются на глубинах 180–220 м, что не дает возможности использовать их как основание для свайных фундаментов. К тому же петербургские грунты «богаты» плывунами, которые пока изучены не достаточно хорошо. Именно подземные плывуны разорвали одну из веток петербургского метро, бывали случаи проседания и даже обрушения домов. Санкт-Петербург — единственный из крупнейших городов мира, построенный на болотных почвах. Это, конечно, не значит, что о высотном строительстве в Северной столице необходимо забыть навсегда. Но о таких существенных помехах, как сильные ветра, сложные грунты и большие перепады температур, стоит задуматься. Тем более что, например, для определения ветровых воздействий в России просто пока нет специального оборудования.
Обнадеживает то, что на территории города качество грунтов, безусловно, разное. То есть если, например, в районе площади Искусств в петровские времена было большое болото, из которого вытекала река Кривуша (сегодняшний Екатерининский канал), и грунты там очень слабые, то южные районы города специалисты считают относительно благополучными для высоток.
Автор: по материалам редакции Дата: 07.04.2008 «Федеральный строительный рынок» № 67 Рубрика: *** |