Лев Каплан: «Саморегулируемые организации займут свое место в жизни отрасли»
Лицензирование в строительной отрасли планируется отменить с 1 июля 2008 г. Мнения по этому вопросу высказываются самые полярные: от того, что это вызовет крах строительной отрасли, до убежденности, что качество строительства тогда выйдет, наконец-то, на должный уровень. На страницах нашего журнала свое мнение выскажет представитель руководства старейшей петербургской общественной организации строителей — вице-президент, директор санкт-петербургского союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев КАПЛАН. –Лев Моисеевич, расскажите о вашем видении принципов работы саморегулируемой организации и схем ее взаимодействия с различными структурами — коммерческими, государственными, общественными, так сказать, в идеале. — Главная цель создания саморегулируемых организаций — разработка стандартов и правил и контроль их выполнения. Больше ничего не требуется. В настоящее время в Санкт-Петербурге принят Меморандум о создании Союза саморегулируемых организаций (на базе Союза строительных объединений и организаций). Союзу будут делегированы определенные функции теми СРО, которые в него войдут. С государственными органами отношения выстраиваются четкие и понятные. С одной стороны, государственные органы не могут, не имеют права руководить работой саморегулируемой организации и мешать ей выполнять уставные задачи. И в то же время, конечно, СРО будет активно сотрудничать с органами власти, поскольку в руках у них сосредоточены основные ресурсы. — В своем интервью А. Толкачев заметил, что ни одной общественной организацией строителей до сих пор не высказаны подходы к выработке отраслевых стандартов, и ничего другого, как «перелицевать» требования лицензирующих органов, никто предложить не сможет. — Это не соответствует истине. В частности, «Союзпетрострой» уже давно четко сформулировал стандарты и правила. Позволю себе процитировать фрагмент соответствующего документа: На мой взгляд, эти стандарты и правила на порядок жестче и понятнее, чем лицензионные требования, и самое главное — саморегулируемая организация в отличие от единого на всю Российскую Федерацию лицензионного органа обязана контролировать деятельность своих членов (их количество обозримо и поддается реальному контролю) и отвечать за качество их работы. — Лицензии ФЛЦ при Росстрое действовали на всей территории РФ, и, соответственно, имевшая лицензии компания имела право работать в любой точке страны. Не может ли случиться так, что региональные СРО будут лоббировать узкоместные интересы, не допуская на «свой» рынок строителей из других регионов? — Членство в региональной саморегулируемой организации и будет означать право работать на всей территории России и, таким образом, не будет препятствовать работе той или иной компании в других регионах. И, соответственно, строители из других регионов на этих же принципах организуют свои саморегулируемые организации и могут работать у нас. — Но ведь СРО в разных регионах — это самостоятельные структуры, они могут иметь различные требования, исполнение которых обязательно для доступа на рынок. Как нивелировать эту разницу? — Не думаю, что в этом вопросе могут возникнуть какие-то серьезные сложности. Стандарты и правила, например, в Санкт-Петербурге будут едиными для всех. Это уже фактически принятое решение. Такие же единые требования к этим стандартам и правилам вырабатывает Российский союз строителей. Думаю, что, в конечном счете, если образуется общенациональная саморегулируемая организация (а она, скорее всего, будет сформирована), то будет достигнуто и единообразие этих требований. — В интервью А. Толкачев заметил также, что крупные компании стремятся превратить СРО в инструмент влияния и давления на более слабых конкурентов. В связи с ростом монополизации не опасаетесь ли вы, что некоторые крупные строительные фирмы начнут создавать СРО «под себя», для отстаивания своих интересов, а не интересов отрасли? — Опасность монополизации рынка существует. Очевидно, что крупные строительные компании объединятся в свою саморегулируемую организацию, а средние и малые компании — в свою. Каждая из этих организаций будет отстаивать интересы своих членов, но, в конечном счете, при беспристрастной позиции властей интересы и пожелания всех игроков рынка будут учтены. Будет выработана своего рода равнодействующая этих интересов — общества, власти, бизнес-сообществ. Таким образом, интересы отрасли будут соблюдены. — Недавно и. о. руководителя Росстроя вновь высказался за сохранение лицензирования в строительстве. Что вы думаете по этому поводу? Возможно ли комбинирование системы лицензирования и отраслевых стандартов в рамках СРО? — На днях подписан Меморандум по взаимодействию и сотрудничеству петербургских строительных организаций в работе по созданию СРО. Несмотря на очень обтекаемые формулировки, этот документ поддержан не всеми общественными организациями строителей Петербурга. Как бы вы прокомментировали создавшуюся ситуацию и перспективы создания СРО в нашем городе? — Меморандум подписывался, так сказать, поэтапно. 15 февраля 2008 г. на расширенном совете по саморегулированию в Союзе строительных объединений и организаций обсуждался проект Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединении и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга. Этот меморандум в принципе соответствует целям саморегулирования. Принципиально важно, как мне кажется, следующее. Во-первых, создается не единая саморегулируемая организация (как предлагал в свое время генеральный директор ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» А. Белоусов), а будет столько СРО, сколько нужно городу. Они будут объединены в Союз саморегулируемых организаций. Во-вторых, принята поправка, внесенная «Союзпетростроем», о том, что делегирование полномочий этому создаваемому Союзу СРО осуществляется на добровольной основе руководящими органами самостоятельных саморегулируемых организаций и только в рамках тех полномочий, которые прописаны в законе № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». «Союзпетрострой» уже на этом мероприятии первым подписал меморандум, считает его очень полезным, своевременным и отвечающим интересам строительной отрасли в Санкт-Петербурге. 20–21 февраля состоялись совещание по вопросам создания СРО у вице-губернатора города, руководителя Союза строительных организаций и объединений Александра Вахмистрова и собрание ССОО, на котором меморандум был принят в целом. Немаловажно, что в итоге к нему присоединились почти все объединения строителей города, включая те, которые изначально занимали иную позицию. Думаю, что, как справедливо отметил на церемонии подписания документа председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Роман Филимонов, наш меморандум будет примером для всей страны.
Положительный имидж компании:
а) отзывы заказчиков и потребителей;
б) стаж работы на рынке строительства не менее 3 лет.
Качество строительства:
а) справка Гортехнадзора об отсутствии нарушений (за 3 года);
б) наличие эффективной системы контроля качества или сертификат ICO-9000, 9001;
в) лицензия на строительство особо сложных объектов (в случаях, предусмотренных законом).
Соблюдение сроков ввода объектов или выполнения комплексов работ (для субподрядных организаций):
а) справка службы Государственного строительного надзора (за 3 года);
б) и (или) справка заказчика об исполнении инвестиционных договоров (за 3 года);
в) справки застройщиков или генподрядчиков о сроках выполнения комплексов работ.
Квалифицированный руководящий и производственный персонал:
а) документ, подтверждающий наличие высшего профильного образования у руководителя компании, 2/3 членов коллегиального органа управления и не менее двух штатных сотрудников дирекции;
б) документ, подтверждающий наличие профильного высшего или среднего образования у линейного персонала (прорабов, мастеров).
Современная производственная база:
а) справка о строительных машинах (собственных или арендованных) и другом производственном оборудовании.
Финансовая устойчивость и экономическая эффективность:
а) годовые бухгалтерские отчеты
(за 3 года);
б) справка о дебиторской и кредиторской задолженности.
— По данному вопросу мнение господина Бланка не совпадает с позицией министра регионального развития Д. Козака, которую он высказывал уже неоднократно. На мой взгляд, вряд ли последний срок действия лицензий (1 июля 2008 г.) вновь будет пересмотрен. Очевидно, выданные лицензии будут действительны на весь срок их действия, а новые выдаваться после окончания этого срока уже не будут. Соответственно, на протяжении некоторого периода времени такого рода комбинирование неизбежно. Но постепенно выданные лицензии будут становиться недействительными и выходить из употребления, и тогда единственным пропуском на рынок будет членство в одной из саморегулируемых организаций.
Автор: по материалам редакции Дата: 07.04.2008 «Федеральный строительный рынок» № 67 Рубрика: *** |