В поисках нового механизма ответственности строителей
Предстоящая организационная реформа строительной отрасли России, связанная с переходом от лицензирования к саморегулированию, уже не первый месяц находится в центре внимания профессионального сообщества. Большинство выступает за нововведения, что не отменяет ряда практически нерешенных бюрократических вопросов. Опять же, большинство призывает решать их конструктивно и незамедлительно, но слышны и голоса тех, кто считает сам подобный подход к реформированию скоропалительным. При этом непреложным фактом на сегодня остается то, что с 1 июля 2008 г. решено прекратить выдачу лицензий на строительную деятельность, а на смену прежней системе должно прийти именно саморегулирование. Напомним, что Президент России Владимир Путин подписал закон «О саморегулируемых организациях» 3 декабря 2007 г. Закон был принят Госдумой 16 ноября и одобрен Советом Федерации 23 ноября. В соответствии с Федеральным законом, саморегулируемыми признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. СРО признается некоммерческая организация, если в ее состав входят не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности. Минимальная страховая сумма обеспечения имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями не может быть менее чем 30 тыс. руб. в год. Обеспечение имущественной ответственности члена СРО также возможно посредством компенсационного фонда, который первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 3 тыс. руб. на каждого члена СРО. Буквально на следующий день после подписания закона в петербургском отделении «Интерфакса» состоялся брифинг на тему «Принятие закона о СРО — перспективы инвестиционно-строительного комплекса Северо-Запада». Один из идео- Оказавшись первопроходцами, питерские строители, однако, уже к середине января столкнулись с тем фактом, что практическое исполнение закона о СРО «откладывается». Начальник юридического отдела ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Юрий Курикалов был остановлен бюрократической коллизией норм Ф3. С одной стороны, структуры, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр СРО, не вправе использовать в своих учредительных и иных документах все производные от слова «саморегулирование». С другой, для внесения сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО в ее уставе уже должно быть указано саморегулирование как основная цель деятельности. И так далее. Что называется, понимай как знаешь. За выяснением законодательного недоразумения ассоциация обратилась не в райсуд, а в администрацию Президента РФ. Ответ получили оперативно, а речь в нем, если коротко, шла о том, что отраслевая ассоциация на правильном пути. При этом была подчеркнута важность участия объединений строительных организаций в подготовке и обсуждении конкретных правовых актов. На сегодня же продолжает действовать система лицензирования — напомним, что обозначенный до 1 июля 2008 г. срок уже является продленным. Было бы крайне удивительно, если бы глава Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Толкачев выступил в роли яростного противника лицензирования. Пожалуй, его голос и звучит наиболее аргументировано в рядах противников передачи разрешительно-контролирующих функций саморегулируемым организациям. В поддержку лицензирования, по информации Росстроя, выступили также мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Московской области Борис Громов, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, а также ряд государственных, строительных и общественных организаций. Что же касается позиции более высокой власти, то через несколько дней после принятия закона министр регионального развития РФ Дмитрий Козак безапелляционно высказался за отмену лицензирования в строительной отрасли, охарактеризовав его как «крайне неэффективный, забюрократизированный и коррумпированный механизм». «У нас сейчас больше всего в мире выдано лицензий, которые никаким образом не влияют на ответственность строительных организаций перед заказчиками за качество и сроки выполняемых работ», — отметил глава Минрегионразвития, выразив надежду, что с введением саморегулирования удастся выработать новый механизм, при котором ответственность строительных организаций реально возрастет. Чтобы наши читатели сами смогли вынести суждения о существующем спектре мнений, журнал «Федеральный строительный рынок» решил провести своего рода заочный круглый стол, дав высказаться представителям различных точек зрения. Как говорится, в споре рождается истина.
логов саморегулирования, генеральный директор Российского союза строителей Михаил Викторов, также участвовавший в обсуждении, подчеркнул, что, на его взгляд, «ни один другой закон не имел в Госдуме такой конкуренции и стольких интриг». Генеральный директор ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» Алексей Белоусов отметил: «Мы давно готовились к этому моменту и считаем, что декабрь 2007 г. является судьбоносным для нашей отрасли». Акцент был сделан, в частности, на том, что СРО обязана нести дополнительную имущественную ответственность перед покупателями объектов недвижимости через институт страхования.
Автор: по материалам редакции Дата: 07.04.2008 «Федеральный строительный рынок» № 67 Рубрика: *** |