Публикации »

Железнодорожники озабочены пропускной способностью и строительством

Мартовское расширенное заседание Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) имело тему «Об основных итогах работы Федерального агентства железнодорожного транспорта, его территориальных управлений и подведомственных организаций в 2007 г., задачах на 2008 г. и среднесрочную перспективу до 2010 г.». В мероприятии принял участие министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН. С основным докладом выступил и. о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан ЛУШНИКОВ, подробно рассмотрев в том числе вопросы транспортного строительства.

Глава Минтранса отметил, что на фоне интенсивного роста промышленного производства растет устойчивый спрос на железнодорожные перевозки. «Если в целом по России грузооборот транспорта вырос на 2% по сравнению с результатами 2006 г., то прирост грузооборота по железнодорожному достиг уровня свыше 7 %», — подчеркнул Игорь Левитин. По словам министра, в 2007 г. Минтрансу удалось решить ряд задач, имеющих важное значение как для текущей, так и для перспективной деятельности железнодорожного транспорта.

«В области структурных преобразований 2007 год был ознаменован подготовкой целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта, —- сказал Игорь Левитин. — Модель была рассмотрена и одобрена правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта». По мнению министра, данный документ позволит обеспечить целенаправленную и поступательную реализацию дальнейших мероприятий структурной реформы с четким видением целевых ориентиров.

Оптимизация инфраструктуры и увеличение пропускной способности

В докладе «Об основных итогах работы Федерального агентства железнодорожного транспорта, его территориальных управлений и подведомственных организаций в 2007 г., задачах на 2008 г. и среднесрочную перспективу до 2010 г» и. о. руководителя Росжелдора Алан Лушников отметил, что все пункты плана мероприятий министерства, направленные на обеспечение эффективной и устойчивой работы транспортного комплекса в 2007 г., Росжелдор выполнил. Это в первую очередь касается показателей развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, как общего, так и необщего пользования, обеспечения показателей эксплуатационной работы, качества, а также участия в законопроектной и нормотворческой деятельности.

Решая вопросы, направленные на оптимизацию функционирования существующей инфраструктуры, Агентство в 2007 г. продолжило работу по открытию и закрытию железнодорожных станций и путей, примыканию железнодорожных путей общего и необщего пользования к существующим путям.

В прошедшем году для выполнения тех или иных операций открыты 96 станций, приняты решения о закрытии для выполнения отдельных операций 84 станций.

В 2007 г. Росжелдор в установленном законодательством порядке принял решения об открытии для постоянной эксплуатации новых железнодорожных путей общего пользования на Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах.

Говоря о положительных тенденциях, нельзя не сказать о развитии промышленного железнодорожного транспорта. В прошедшем году Росжелдором издано 55 приказов о примыкании новых железнодорожных путей необщего пользования к существующим путям общей сети. В два раза больше, чем в 2006 г. Это важный показатель. Не секрет, что в последние годы транспорту необщего пользования не уделялось достаточного внимания.

Практика работы организаций и подразделений промышленного транспорта различных форм собственности в существующих условиях, по мнению Алана Лушникова, подтверждает необходимость государственного регулирования их функционирования и развития.

Министерство транспорта также придает большое значение развитию логистических комплексов. Например, создана и успешно действует межрегиональная Поволжская логистическая ассоциация, объединяющая 25 крупных компаний Приволжского федерального округа. Общий объем их складских мощностей превышает 700 тыс. кв. м.

Отдельно докладчик отметил, что в 2007 г. Агентством в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проделана значительная работа по обеспечению бесперебойного железнодорожного сообщения на участке Пермь — Соликамск в районе техногенной аварии. Одновременно проводилась работа по проектированию и строительству временного обходного пути в 6 км в районе станции Березники, что позволит обеспечить жизнедеятельность региона на период строительства полноценного обхода опасной зоны длиной
53 км. Строительство временного обхода полностью завершено 5 февраля 2008 г.

Эффективной реализации задач, возложенных на Федеральное агентство железнодорожного транспорта, во многом способствует работа его территориальных органов. В прошлом году было принято решение о расширении функций территориальных управлений.

Алан Лушников подчеркнул, что в регионах необходимо проводить системный мониторинг эксплуатационной ситуации, понимать, где сегодня имеются проблемы из-за недостаточной пропускной способности линий и какие станции требуют дополнительного развития, чтобы государство, соответственно, могло принимать эффективные решения по модернизации инфраструктуры железных дорог.

В современных условиях комплексное освоение новых экономических районов страны и доступ к новым источникам природных ресурсов, рост транспортной доступности субъектов невозможен без строительства новых железнодорожных путей.

Переходя к вопросам финансово-экономической деятельности, Алан Лушников отметил, что в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» объем ассигнований, предусмотренный на финансирование расходов Агентства, составил 27,44 млрд. руб., или 219% к уровню 2006 г. Объем финансирования составил 100% от годовых лимитов бюджетных обязательств.

Была продолжена работа по реализации федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы. Объем ассигнований по расходам инвестиционного характера из средств федерального бюджета по линии Росжелдора составил 10,9 млрд. руб, или 140% к уровню 2006 г.

Среди основных проблем реализации инвестиционных программ докладчик отметил задержку с финансированием строительства пускового комплекса Томмот — Кердем железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск Республикой Саха (Якутия), которая фактически начала вкладывать свою долю в объеме 4 млрд. руб. только с третьей декады ноября 2007 г, а также невыполнение обязательств по софинансированию проектных работ по мосту через реку Лену. В целом, задолженность республики за 2007 г. составила порядка 280 млн. руб.

Метростроение: объемы финансирования не позволяют «ориентироваться на результат»

В 2007 г. Росжелдор полностью выполнил свои обязательства перед государственными заказчиками в лице субъектов РФ по предоставлению гос- поддержки на метростроение.

По словам Алана Лушникова, однако, сегодня существует комплекс проблем, который может быть разрешен только с федеральной помощью путем определенной централизации функций управления отраслью. Проблема метро — общегосударственная, решение которой не под силу ни одному отдельно взятому субъекту Федерации или муниципальному образованию. Кроме того, следует учитывать и роль метрополитенов как объектов гражданской обороны, а это непосредственно государственная задача.

Пока не определен перечень государственных функций по отрасли и порядок их осуществления, не могут быть внесены изменения и в Положение о Росжелдоре для наделения его соответствующими правоприменительными функциями в отношении метростроения.

Учитывая капиталоемкость и длительный цикл инвестирования при строительстве метрополитенов, а также их общегосударственное значение, в первую очередь следует рассмотреть вопрос об изменении госполитики в отношении финансирования отрасли. С 2006 г., с момента начала работы в метростроении, Росжелдор ставит вопрос о необходимости увеличения господдержки до 50% от требуемого лимита капитальных вложений на год.

На настоящее время объем выполненных работ, находящихся в незавершенном строительстве, в текущих ценах составляет 115,53 млрд. руб.; протяженность подземных выработок, находящихся в незавершенном строительстве, составляет 58,93 км (в однопутном исчислении). Существующие объемы финансирования отрасли не позволяют перейти к строительству, ориентированному на результат, подчеркнул Алан Лушников.

По мнению докладчика, необходимо перейти от финансирования отрасли по остаточному принципу к финансированию с учетом реальных вводов линий метрополитенов. Сохранение сегодняшнего уровня господдержки будет приводить только к росту объемов незавершенного строительства, отвлекать денежные средства на поддержание существующих выработок в безаварийном состоянии.

Реализация механизма государственно-частного партнерства

В 2007 г. Росжелдором первым начата реализация проекта, финансируемого из средств Инвестиционного фонда. Речь о новой железнодорожной линии Нарын — Лугокан в рамках проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области».

На настоящий момент распоряжениями Правительства России утверждено 6 отраслевых проектов с общим объемом финансирования 661,6 млрд. руб.,из них на железнодорожную инфраструктуру предусматривается 187,15 млрд. Непосредственно из средств Инвестиционного фонда выделяется 112,6 млрд. руб., или 60% от общей стоимости, в том числе в 2008 году — 31,5 млрд. руб. с учетом 6,7 млрд., предусмотренных на 2007 г., но не использованных.

Кроме того, правительственной комиссией одобрено два проекта, предполагаемых к реализации с 2008 г. совместно с ОАО «РЖД» с общим объемом финансирования 139,5 млрд. руб.. На железнодорожную инфраструктуру из средств Инвестиционного фонда предполагается 45,5 млрд. руб., или 33%, в том числе в 2008 г. — 8,8 млрд. руб.

По мнению Алана Лушникова, уже с полной уверенностью можно сказать, что железнодорожный транспорт является одной из наиболее перспективных отраслей внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

С одной стороны, при освоении минерально-сырьевых ресурсов инвестор развивает месторождение, формируя источник зарождения грузопотока. С другой стороны, государство инвестирует в железнодорожную инфраструктуру, которая уже обеспечена грузопотоком, а, следовательно, окупаема. Возникает мультипликативный эффект в социально-экономическом развитии регионов.

Проблема дополнительных земель для строительства

В 2007 г. продолжалась работа по оптимизации сети подведомственных предприятий и организаций. Все закрепленные в ведении Росжелдора организации подлежали приватизации, реорганизации, передаче на другой уровень публичной собственности либо ликвидации. Работа по реализации решений протокола заседания Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 40 завершена.

В новых условиях Росжелдором, в частности, проведена большая работа по рассмотрению схем территориального планирования различных краев, областей и республик России, а также по разработке схемы территориального планирования в области железнодорожного транспорта.

После образования в 2003 г. ОАО «РЖД» — единственного на тот момент владельца инфраструктуры — зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 970 тыс. га земель.

Вместе с тем, железнодорожный транспорт продолжает развиваться. Появляются новые владельцы инфраструктуры, как в результате реформирования ОАО «РЖД», так и в результате реализации федеральных программ развития железнодорожного транспорта. Кроме того, осуществляются масштабные работы по развитию железнодорожного транспортного комплекса за счет ОАО «РЖД», а также государственных и частных инвестиций.

Реализация инвестиционных программ требует дополнительных земель. Строительство новых линий, дополнительных главных путей, электрификация подразумевает изъятие у собственников земельных участков для нужд Российской Федерации. Это в основном земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ они являются федеральными) и сельскохозяйственного назначения. А вот развитие станций и сопутствующей инфраструктуры смежных хозяйств требует изъятия земельных участков в основном из категории земель поселений, кадастровая стоимость которых существенно выше.

В соответствии с федеральными инвестиционными программами и инвестиционной программой ОАО «РЖД» перечни строек распределены по различным горизонтам планирования. Объекты, строительство которых запланировано на ближайшую перспективу, потребуют принятия решений об изъятии необходимого количества земельных участков, а объекты, строительство которых планируется в среднесрочной и долгосрочной перспективе, — резервирования.

Нормы Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации не позволяют осуществлять изъятие земель на безвозмездной основе. Следовательно, считает Алан Лушников, расходы должны осуществляться за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, расходы, связанные с изъятием земель, фактически являются долгосрочными финансовыми вложениями Российской Федерации, так как в процессе формирования полосы отвода железных дорог одновременно формируется имущество госказны, сдаваемое в аренду владельцам транспортной инфраструктуры и приносящее доход.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим изъятие земельных участков для нужд РФ в целях формирования полосы отвода железных дорог, определено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

В целях установления четкого порядка действий федеральных органов исполнительной власти в части реализации функции резервирования и изъятия земель Росжелдором разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении «Правил резервирования и изъятия земельных участков в целях установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» и методика расчета потребности в резервировании и изъятии земельных участков для различных горизонтов планирования.

В завершение доклада Алан Лушников подчеркнул, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта позволит решить вопросы комплексного освоения новых экономических районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов, роста транспортной доступности субъектов Российской Федерации и выравнивания их транспортной обеспеченности, снижения совокупных транспортных издержек, решения системной задачи организации движения тяжеловесных грузовых поездов и пассажирских поездов с высокими скоростями на единой железнодорожной сети. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию условий для развития межрегиональных экономических и культурных связей между крупнейшими центрами страны, реализации принципиально новых решений в области интеграции в глобальную транспортно-логистическую систему, формированию эффективного и многофункционального транспортного комплекса.

Автор: по материалам редакции
Дата: 06.05.2008
«Федеральный строительный рынок» № 68
Рубрика: ***




«« назад