Железнодорожники озабочены пропускной способностью и строительством
Мартовское расширенное заседание Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) имело тему «Об основных итогах работы Федерального агентства железнодорожного транспорта, его территориальных управлений и подведомственных организаций в 2007 г., задачах на 2008 г. и среднесрочную перспективу до 2010 г.». В мероприятии принял участие министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН. С основным докладом выступил и. о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан ЛУШНИКОВ, подробно рассмотрев в том числе вопросы транспортного строительства. Глава Минтранса отметил, что на фоне интенсивного роста промышленного производства растет устойчивый спрос на железнодорожные перевозки. «Если в целом по России грузооборот транспорта вырос на 2% по сравнению с результатами 2006 г., то прирост грузооборота по железнодорожному достиг уровня свыше 7 %», — подчеркнул Игорь Левитин. По словам министра, в 2007 г. Минтрансу удалось решить ряд задач, имеющих важное значение как для текущей, так и для перспективной деятельности железнодорожного транспорта. «В области структурных преобразований 2007 год был ознаменован подготовкой целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта, —- сказал Игорь Левитин. — Модель была рассмотрена и одобрена правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта». По мнению министра, данный документ позволит обеспечить целенаправленную и поступательную реализацию дальнейших мероприятий структурной реформы с четким видением целевых ориентиров. Оптимизация инфраструктуры и увеличение пропускной способности В докладе «Об основных итогах работы Федерального агентства железнодорожного транспорта, его территориальных управлений и подведомственных организаций в 2007 г., задачах на 2008 г. и среднесрочную перспективу до 2010 г» и. о. руководителя Росжелдора Алан Лушников отметил, что все пункты плана мероприятий министерства, направленные на обеспечение эффективной и устойчивой работы транспортного комплекса в 2007 г., Росжелдор выполнил. Это в первую очередь касается показателей развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, как общего, так и необщего пользования, обеспечения показателей эксплуатационной работы, качества, а также участия в законопроектной и нормотворческой деятельности. Решая вопросы, направленные на оптимизацию функционирования существующей инфраструктуры, Агентство в 2007 г. продолжило работу по открытию и закрытию железнодорожных станций и путей, примыканию железнодорожных путей общего и необщего пользования к существующим путям. В прошедшем году для выполнения тех или иных операций открыты 96 станций, приняты решения о закрытии для выполнения отдельных операций 84 станций. В 2007 г. Росжелдор в установленном законодательством порядке принял решения об открытии для постоянной эксплуатации новых железнодорожных путей общего пользования на Северо-Кавказской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорогах. Говоря о положительных тенденциях, нельзя не сказать о развитии промышленного железнодорожного транспорта. В прошедшем году Росжелдором издано 55 приказов о примыкании новых железнодорожных путей необщего пользования к существующим путям общей сети. В два раза больше, чем в 2006 г. Это важный показатель. Не секрет, что в последние годы транспорту необщего пользования не уделялось достаточного внимания. Практика работы организаций и подразделений промышленного транспорта различных форм собственности в существующих условиях, по мнению Алана Лушникова, подтверждает необходимость государственного регулирования их функционирования и развития. Министерство транспорта также придает большое значение развитию логистических комплексов. Например, создана и успешно действует межрегиональная Поволжская логистическая ассоциация, объединяющая 25 крупных компаний Приволжского федерального округа. Общий объем их складских мощностей превышает 700 тыс. кв. м. Отдельно докладчик отметил, что в 2007 г. Агентством в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проделана значительная работа по обеспечению бесперебойного железнодорожного сообщения на участке Пермь — Соликамск в районе техногенной аварии. Одновременно проводилась работа по проектированию и строительству временного обходного пути в 6 км в районе станции Березники, что позволит обеспечить жизнедеятельность региона на период строительства полноценного обхода опасной зоны длиной Эффективной реализации задач, возложенных на Федеральное агентство железнодорожного транспорта, во многом способствует работа его территориальных органов. В прошлом году было принято решение о расширении функций территориальных управлений. Алан Лушников подчеркнул, что в регионах необходимо проводить системный мониторинг эксплуатационной ситуации, понимать, где сегодня имеются проблемы из-за недостаточной пропускной способности линий и какие станции требуют дополнительного развития, чтобы государство, соответственно, могло принимать эффективные решения по модернизации инфраструктуры железных дорог. В современных условиях комплексное освоение новых экономических районов страны и доступ к новым источникам природных ресурсов, рост транспортной доступности субъектов невозможен без строительства новых железнодорожных путей. Переходя к вопросам финансово-экономической деятельности, Алан Лушников отметил, что в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» объем ассигнований, предусмотренный на финансирование расходов Агентства, составил 27,44 млрд. руб., или 219% к уровню 2006 г. Объем финансирования составил 100% от годовых лимитов бюджетных обязательств. Была продолжена работа по реализации федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы. Объем ассигнований по расходам инвестиционного характера из средств федерального бюджета по линии Росжелдора составил 10,9 млрд. руб, или 140% к уровню 2006 г. Среди основных проблем реализации инвестиционных программ докладчик отметил задержку с финансированием строительства пускового комплекса Томмот — Кердем железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск Республикой Саха (Якутия), которая фактически начала вкладывать свою долю в объеме 4 млрд. руб. только с третьей декады ноября 2007 г, а также невыполнение обязательств по софинансированию проектных работ по мосту через реку Лену. В целом, задолженность республики за 2007 г. составила порядка 280 млн. руб. Метростроение: объемы финансирования не позволяют «ориентироваться на результат» В 2007 г. Росжелдор полностью выполнил свои обязательства перед государственными заказчиками в лице субъектов РФ по предоставлению гос- поддержки на метростроение. По словам Алана Лушникова, однако, сегодня существует комплекс проблем, который может быть разрешен только с федеральной помощью путем определенной централизации функций управления отраслью. Проблема метро — общегосударственная, решение которой не под силу ни одному отдельно взятому субъекту Федерации или муниципальному образованию. Кроме того, следует учитывать и роль метрополитенов как объектов гражданской обороны, а это непосредственно государственная задача. Пока не определен перечень государственных функций по отрасли и порядок их осуществления, не могут быть внесены изменения и в Положение о Росжелдоре для наделения его соответствующими правоприменительными функциями в отношении метростроения. Учитывая капиталоемкость и длительный цикл инвестирования при строительстве метрополитенов, а также их общегосударственное значение, в первую очередь следует рассмотреть вопрос об изменении госполитики в отношении финансирования отрасли. С 2006 г., с момента начала работы в метростроении, Росжелдор ставит вопрос о необходимости увеличения господдержки до 50% от требуемого лимита капитальных вложений на год. На настоящее время объем выполненных работ, находящихся в незавершенном строительстве, в текущих ценах составляет 115,53 млрд. руб.; протяженность подземных выработок, находящихся в незавершенном строительстве, составляет 58,93 км (в однопутном исчислении). Существующие объемы финансирования отрасли не позволяют перейти к строительству, ориентированному на результат, подчеркнул Алан Лушников. По мнению докладчика, необходимо перейти от финансирования отрасли по остаточному принципу к финансированию с учетом реальных вводов линий метрополитенов. Сохранение сегодняшнего уровня господдержки будет приводить только к росту объемов незавершенного строительства, отвлекать денежные средства на поддержание существующих выработок в безаварийном состоянии. Реализация механизма государственно-частного партнерства В 2007 г. Росжелдором первым начата реализация проекта, финансируемого из средств Инвестиционного фонда. Речь о новой железнодорожной линии Нарын — Лугокан в рамках проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». На настоящий момент распоряжениями Правительства России утверждено 6 отраслевых проектов с общим объемом финансирования 661,6 млрд. руб.,из них на железнодорожную инфраструктуру предусматривается 187,15 млрд. Непосредственно из средств Инвестиционного фонда выделяется 112,6 млрд. руб., или 60% от общей стоимости, в том числе в 2008 году — 31,5 млрд. руб. с учетом 6,7 млрд., предусмотренных на 2007 г., но не использованных. Кроме того, правительственной комиссией одобрено два проекта, предполагаемых к реализации с 2008 г. совместно с ОАО «РЖД» с общим объемом финансирования 139,5 млрд. руб.. На железнодорожную инфраструктуру из средств Инвестиционного фонда предполагается 45,5 млрд. руб., или 33%, в том числе в 2008 г. — 8,8 млрд. руб. По мнению Алана Лушникова, уже с полной уверенностью можно сказать, что железнодорожный транспорт является одной из наиболее перспективных отраслей внедрения механизмов государственно-частного партнерства. С одной стороны, при освоении минерально-сырьевых ресурсов инвестор развивает месторождение, формируя источник зарождения грузопотока. С другой стороны, государство инвестирует в железнодорожную инфраструктуру, которая уже обеспечена грузопотоком, а, следовательно, окупаема. Возникает мультипликативный эффект в социально-экономическом развитии регионов. Проблема дополнительных земель для строительства В 2007 г. продолжалась работа по оптимизации сети подведомственных предприятий и организаций. Все закрепленные в ведении Росжелдора организации подлежали приватизации, реорганизации, передаче на другой уровень публичной собственности либо ликвидации. Работа по реализации решений протокола заседания Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 40 завершена. В новых условиях Росжелдором, в частности, проведена большая работа по рассмотрению схем территориального планирования различных краев, областей и республик России, а также по разработке схемы территориального планирования в области железнодорожного транспорта. После образования в 2003 г. ОАО «РЖД» — единственного на тот момент владельца инфраструктуры — зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 970 тыс. га земель. Вместе с тем, железнодорожный транспорт продолжает развиваться. Появляются новые владельцы инфраструктуры, как в результате реформирования ОАО «РЖД», так и в результате реализации федеральных программ развития железнодорожного транспорта. Кроме того, осуществляются масштабные работы по развитию железнодорожного транспортного комплекса за счет ОАО «РЖД», а также государственных и частных инвестиций. Реализация инвестиционных программ требует дополнительных земель. Строительство новых линий, дополнительных главных путей, электрификация подразумевает изъятие у собственников земельных участков для нужд Российской Федерации. Это в основном земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ они являются федеральными) и сельскохозяйственного назначения. А вот развитие станций и сопутствующей инфраструктуры смежных хозяйств требует изъятия земельных участков в основном из категории земель поселений, кадастровая стоимость которых существенно выше. В соответствии с федеральными инвестиционными программами и инвестиционной программой ОАО «РЖД» перечни строек распределены по различным горизонтам планирования. Объекты, строительство которых запланировано на ближайшую перспективу, потребуют принятия решений об изъятии необходимого количества земельных участков, а объекты, строительство которых планируется в среднесрочной и долгосрочной перспективе, — резервирования. Нормы Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации не позволяют осуществлять изъятие земель на безвозмездной основе. Следовательно, считает Алан Лушников, расходы должны осуществляться за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, расходы, связанные с изъятием земель, фактически являются долгосрочными финансовыми вложениями Российской Федерации, так как в процессе формирования полосы отвода железных дорог одновременно формируется имущество госказны, сдаваемое в аренду владельцам транспортной инфраструктуры и приносящее доход. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим изъятие земельных участков для нужд РФ в целях формирования полосы отвода железных дорог, определено Федеральное агентство железнодорожного транспорта. В целях установления четкого порядка действий федеральных органов исполнительной власти в части реализации функции резервирования и изъятия земель Росжелдором разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении «Правил резервирования и изъятия земельных участков в целях установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» и методика расчета потребности в резервировании и изъятии земельных участков для различных горизонтов планирования. В завершение доклада Алан Лушников подчеркнул, что развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта позволит решить вопросы комплексного освоения новых экономических районов страны и доступа к новым источникам природных ресурсов, роста транспортной доступности субъектов Российской Федерации и выравнивания их транспортной обеспеченности, снижения совокупных транспортных издержек, решения системной задачи организации движения тяжеловесных грузовых поездов и пассажирских поездов с высокими скоростями на единой железнодорожной сети. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию условий для развития межрегиональных экономических и культурных связей между крупнейшими центрами страны, реализации принципиально новых решений в области интеграции в глобальную транспортно-логистическую систему, формированию эффективного и многофункционального транспортного комплекса.
53 км. Строительство временного обхода полностью завершено 5 февраля 2008 г.
Автор: по материалам редакции Дата: 06.05.2008 «Федеральный строительный рынок» № 68 Рубрика: *** |