Публикации »

Алексей Белоусов: «От обмана инвесторов застрахует саморегулирование»

Одна из особенностей строительной отрасли России сегодня заключается в том, что некоторые крупные города славятся не только масштабными проектами, но и крупным числом обманутых дольщиков. Прежде всего это относится к Москве и Санкт-Петербургу. Губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко в марте дала старт кампании, призванной до конца текущего года окончательно решить проблему и помочь всем пострадавшим участникам долевого строительства жилья. Активное содействие в данном вопросе оказывает ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». Генеральный директор АСПК СЗ Алексей БЕЛОУСОВ при этом считает, что от повторных инцидентов полностью застрахует переход отрасли на саморегулирование.

–Алексей Игоревич, губернатором Санкт-Петербурга поставлена задача, чтобы до конца года в городе не осталось ни одного обманутого дольщика. Известно, что ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» уже внесла лепту в решение проблемы, измеримую конкретными квартирами…

— Наша ассоциация взяла на себя, пожалуй, самый тяжелый участок работы на всем фронте помощи обманутым дольщикам. Где-то было принято решение достроить дом, где-то — передать в товарищество собственников жилья, чтобы достраивало оно, или новым инвесторам, а нам довелось работать с теми семьями, которые реально лишились крова над головой и не могли самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Все они при этом добросовестно выполнили свои обязательства, стопроцентно оплатив строительство жилья. Более того, некоторые, даже несколько лет в нем прожив, оказались на улице после судебного решения в пользу других лиц.

Членами ассоциации подготовлено и находится в стадии оформления 17 одно- и двухкомнатных квартир, 36 человек получат крышу над головой. Стоимость этого жилья составляет примерно треть суммы, которую город и строительное сообщество на сегодня в целом вложили в решение проблемы обманутых дольщиков. Назову компании, принявшие участие в благородном деле: ИВИ-93, ЛСР, «М-Индустрия», «ЛенспецСМУ», «Северный город», «Стройкомплект».

Конечно, мы не могли принимать решения, исходя из наших собственных мнений. Большую и кропотливую работу проделала комиссия под руководством вице-губернатора Людмилы Косткиной, определившая круг людей, в наибольшей степени пострадавших от деятельности мошенников или нерасчетливых коммерсантов. В свою очередь, мы внимательно изучили ситуацию, побеседовали с каждым дольщиком, постарались объективно оценить потребности в жилье, исходя из семейного положения, финансовых возможностей и ряда других показателей. На этом наша работа не закончилась — как заверила Валентина Матвиенко, она будет продолжаться до полного решения проблемы.

Пока что наша ассоциация является единственным общественным объединением строителей, которое занимается помощью обманутым дольщикам, и, я считаю, это очень важный шаг на пути решения задачи перехода к саморегулированию, сформулированной Правительством Российской Федерации.

— На заседании правительства Санкт-Петербурга 4 марта вы отметили, что никто из членов ассоциации не имеет проблем с дольщиками. Как этого удалось добиться?

— Ассоциация объединяет действительно крупных застройщиков. Все эти компании трепетно относятся к своей деловой репутации, дорожат положительным имиджем, и поэтому для них оказаться в такой ситуации неприемлемо. Отсутствие проблем с дольщиками говорит о том, что у данных компаний есть серьезный опыт работы и за каждой стоят значительные финансовые ресурсы. Как правило, обманутых инвесторов, вольно или невольно, плодят небольшие фирмы, строящие один-два дома в год, не имея при этом долгосрочных планов и грамотно выстроенной кредитно-финансовой политики. Здесь я вообще не говорю об откровенных мошенниках, с которыми все достаточно просто.

— Как известно, принятие ФЗ № 214 «Об участии в долевом строительстве» предполагало перевод дикого рынка отечественного жилстроя в цивилизованное русло. Однако моментально были найдены лазейки, и на сегодня некоторая статистика утверждает, что лишь 5% строительных компаний работают с полным соблюдением буквы закона…

— Действительно, 214-й закон поставил застройщиков в достаточно жесткие рамки. Но, как говорится в народе, нет в России закона, который нельзя обойти. На рынке существуют и зачастую беспрепятственно функционируют так называемые суррогатные финансовые схемы, которые называются не договорами долевого участия, а, скажем, предварительными договорами купли-продажи. Придуманы и еще какие-то варианты в режиме ценных бумаг. В результате в Петербурге лично я, к сожалению, знаю всего десяток компаний, которые работают по букве закона — исключительно по договорам долевого участия и соблюдая все формальности, достаточно жесткие условия 214-го ФЗ. Как правило, «серые» схемы особенно любят мелкие фирмы.

Опять же это дело времени — известно, как жестоко обходятся с такими компаниями финансовые и налоговые органы. Сейчас у всех на слуху история с московской фирмой, которая получила от налоговой службы претензии на несколько миллиардов рублей. На мой взгляд, это очень важный знак для строительного сообщества. Я думаю, в ближайшее время большинство компаний все-таки будет работать в рамках действующего закона.

Опять же в некотором смысле закон не догма. Мы, например, еще в декабре прошлого года подготовили и направили в Госдуму поправки в действующий закон. Надеемся, что заксобрание прислушается к мнению строительного сообщества. В первую очередь мы хотели бы, чтобы штрафные санкции, налагаемые на компанию в случае нарушения каких-либо технологических аспектов строительства здания, реально различались бы по тяжести. Если в доме спустя месяц после сдачи отклеились обои и если нарушена целостность несущих конструкций — это разные вещи, соответственно, финансовая ответственность за разные степени нарушений должна быть разная.

— Ассоциация связывает надежды на решение ключевых проблем отрасли с предстоящим переходом к саморегулированию. Обманутые дольщики — это следствие несовершенства законодательства. Будут ли устранены причины?

— Отказ государства от лицензирования и передача аналогичных функций саморегулируемым организациям, я полагаю, даст более точный и претензионный контроль за деятельностью строительных компаний.

Что раньше получалось — выходит из лицензионного центра некая «бумажка», дающая право строить, а что там дальше происходит, никого как бы и не волнует, пока не возникнут проблемы. Как можно полноценно проконтролировать выходящих на строительный рынок, если за одно заседание, образно говоря, надо утвердить две тысячи лицензий, а заседание идет всего лишь полчаса?

Саморегулирование — это тот инструмент, который позволит обеспечить большую защищенность, в том числе участников долевого строительства. В частности, закон требует от саморегулируемой организации создать компенсационный фонд, а в целом — подразумевает вообще более высокую степень ответственности строителей и перед государством, и перед частными инвесторами — дольщиками. Ассоциация направила в Федеральное Собрание также свое предложение о том, чтобы одновременно с компенсационным фондом в обязательном порядке работали бы и механизмы страхования строительства.

— И все-таки пока не заработала система саморегулирования, что сегодня делать тем, кому доступными видятся только те цены, которые предлагаются по «серой» схеме?

— Увы, в существующей ситуации нельзя покупаться на дешевый метр. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но, сколько бы ни «учили» народ всяческие «МММ», немало людей продолжают вкладывать деньги в сомнительные структуры. Подтверждением этому хотя бы недавние события в Санкт-Петербурге, связанные с крахом очередной финансовой пирамиды.

Решившему стать дольщиком сегодня надо самому проверять состоятельность компании. А когда реально заработает режим саморегулирования, всю полноту информации мы будем обязаны предоставлять любому интересующемуся — и даже намерены популяризировать те компании, на которые стопроцентно можно положиться.

— Понятно, что предполагается прекращение допуска на рынок недобросовестных компаний. Но как это будет происходить на практике?

— В структуру саморегулируемых организаций вводятся специальные органы, такие как дисциплинарный комитет и контрольная комиссия, которые будут осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки работы компаний на соответствие их деятельности законодательству, строительным нормам и правилам, контроль качества строительных материалов и т. д. Соответственно, сформируются и свои механизмы дисциплинарного воздействия, причем они могут быть достаточно серьезны. Мы, собственно, и настаивали на принятии отдельного закона о саморегулировании в строительстве для того, чтобы эти механизмы можно было ужесточить так, что строительным компаниям стало бы просто невыгодно использовать низкокачественные материалы, обманывать своих дольщиков, нарушать правила госстандартов.

Механизм должен сначала пройти практическую обкатку, поэтому ассоциация настаивает, что требуется переходный период от лицензирования к саморегулированию. Проблемы так или иначе будут решаться, но вопрос в том, какой кровью. На этом пути важно не навредить, не нарушить то относительное равновесие, которое сегодня существует в рамках использования лицензий, хотя ужесточать отраслевые требования и наводить порядок обязательно нужно.

Автор: по материалам редакции
Дата: 06.05.2008
«Федеральный строительный рынок» № 68
Рубрика: ***




«« назад