Публикации »

На IX Всероссийском форуме ЖКХ Росстрой подвел итоги своей деятельности за 2007 год

В Москве 13–14 марта 2008 г. прошел IX Всероссийский форум ЖКХ. В его работе приняли участие представители Правительства России, Совета Федерации, Государственной Думы, ряда министерств и ведомств, профессиональных союзов, а также представители большинства регионов Российской Федерации, официальная делегация Германии, возглавляемая парламентским госсекретарем в Федеральном министерстве транспорта, строительства и городского развития Карин Рот. Обсуждались вопросы инвестиционной привлекательности отрасли и проведения модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, стратегия развития отрасли в период до 2012 г.

Участники рассмотрели вопросы практики применения законодательных и правовых актов в сфере ЖКХ, в том числе федеральных законов № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» и № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Особое внимание на форуме было уделено вопросам стратегии дальнейшего развития системы водоснабжения населения, разработке федеральной целевой программы «Чистая вода», реформированию сферы водопроводного и канализационного хозяйства. Важное место в работе форума было отведено вопросам развития системы управления жилищным фондом, формирования и реализации инвестиционных программ, а также безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования и перспективам развития газоснабжения населения. Подлинный интерес вызвали темы ресурсо- и энергообеспечения населения в перспективе до 2012 г. в связи с ускоренным ростом строительства жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и тарифное регулирование как основа перехода к полной самоокупаемости отрасли.

Также в рамках форума и. о. руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ В. В. Бланк огласил подведенные окончательные итоги работы Росстроя за 2007 г. и затронул наиболее актуальные моменты развития жилищно-коммунальной отрасли.

Ввод жилья в 2007 г.

Ввод жилья в 2007 г., по данным Росстата, составил 60,4 млн. кв. м, или 119,4% по отношению к показателю 2006 г. и 107,3% от планового задания федеральной целевой программы «Жилище» на 2007 г. (56,3 млн. кв. м). По данным Росстата, в IV квартале 2007 г. цена на первичном рынке жилья составила 47,5 тыс. руб. за 1 кв. м, на вторичном — 47,2 тыс. руб. Рост цен в РФ за 2007 г. на первичном рынке жилья составил 23,4%, на вторичном — 20,6%.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»

В 2007 г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг.
улучшили жилищные условия 9128 семей. Заключены соглашения на сумму 2,416 млрд. руб. Профинансировано Росстроем 2,35 млрд. руб. Освоены субсидии субъектами РФ на сумму 3,14 млрд. руб., в том числе федерального бюджета — 744 млн. руб., региональных и местных бюджетов — 2,396 млрд. руб. Всего с 2006 г. с учетом региональных программ получателями государственной поддержки стали около 50 тыс. молодых семей.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

В рамках реализации подпрограммы по графику 2006 г. выпущен 22291 сертификат на сумму 17,8 млрд. руб., выдан по реестрам 17781 сертификат на сумму 17,143 млрд.
руб., оплачены 17143 сертификата на общую сумму 16,34 млрд. руб.

По графику 2007 г. выпущен 27681 сертификат на сумму 28,15 млрд. руб., выдано по реестрам 18199 сертификатов на сумму 22,07 млрд. руб., оплачен 14061 сертификат на сумму 16,4 млрд. руб.

В рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых предусмотрено 231,01 млн. руб. на реализацию 271 сертификата, оплачено 179 сертификатов на сумму 195,84 млн. руб.

В рамках мероприятий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств 2006 г. получателями государственной поддержки стали 7934 человека, освоено 2,91 млрд. руб. (90,9%).

За счет средств 2007 г. перечислено в субъекты РФ 5,2 млрд. руб. Освоение федеральных средств по итогам 2007 г. составило 3,78 млрд. руб., улучшили жилищные условия 6036 человек (72,3% от планового показателя). Освоение средств продолжится в 2008 г.

Строительство жилья для военнослужащих в пяти «проблемных» регионах России (программа «15+15»)

Постановлением Правительства РФ от 28.04. 06 № 249 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил РФ» определено строительство и приобретение в 2006–2007 гг. 15332 квартир, в том числе по регионам: Москва — 7624, Санкт-Петербург — 2564, Калининградская область — 1500, Ленинградская область — 913, Московская область — 2731 квартира.

Фактически построено и приобретено 15407 квартир, в том числе по регионам осуществлено строительство 7720 квартир (Санкт-Петербург — 2566, Ленинградская обл. — 921, Калининградская обл. — 1500, Московская обл. — 2733 квартиры), приобретено в Москве 7687 квартир. Это превышает задание по программе в целом на 75 квартир.

Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства»

В рамках реализации подпрограммы в 2007 г. отобрано 180 проектов из 58 субъектов РФ. Заключены договоры на предоставление субсидий на общую сумму 566,8 млн. руб. Перечислено Росстроем 116,9 млн. руб. Предельный объем кредитной линии составил 41,222 млрд. руб. (заключено 44 договора между банками и субъектами РФ по 108 проектам), размер средств, заимствованных участниками подпрограммы в российских кредитных организациях, составил 5,5 млрд. руб., размер использованных средств субсидий на погашение процентной ставки по кредитам составил всего 152,16 млн. руб., в том числе средств федерального бюджета — 80,58 млн. руб., средств субъектов РФ — 71,58 млн. руб.

В рамках мероприятий по обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки в 2007 г. в субъекты РФ перечислены средства из федерального бюджета в сумме 3,48 млрд. руб. (99,4% от распределенных объемов 3,5 млрд. руб.). Государственную поддержку получил 61 проект из 29 субъектов РФ.

В рамках мероприятий по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства из 22 отобранных экспериментальных проектов субсидии на погашение процентной ставки в 2007 г. получили 6 проектов из 6 субъектов РФ на сумму 6,38 млн. руб. Субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов в 2007 г. получили 7 проектов из 7 субъектов РФ на сумму 881 млн. руб.

Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»

В 2007 г. в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг. в субъекты РФ перечислены средства федерального бюджета в сумме 5 млрд. руб. Освоено субъектами РФ 10,13 млрд. руб., в том числе средств федерального бюджета — 4,64 млрд. руб.

В ходе реализации мероприятий по переселению граждан РФ из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа (более 70%), в 2007 г. в субъекты РФ перечислены средства субсидий в сумме 1,337 млрд. руб. Освоено субъектами РФ 2,095 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета 0,85 млрд. руб.

В реализации мероприятий подпрограммы в 2007 г. участвовали 34 субъекта РФ.
На реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры из федерального бюджета в рамках подпрограммы в 2007 г. было выделено 5,04 млрд. руб., из них было перечислено 5,02 млрд. руб. Средства в объеме 15,9 млн. руб. были возвращены в федеральный бюджет в связи с экономией, возникшей на объектах, расположенных на территории Иркутской и Ульяновской областей.

В реализации мероприятий в 2007 г. участвовало 58 субъектов РФ. 20 субъектами РФ средства, выделенные на реализацию мероприятий подпрограммы, в 2007 г. освоены полностью; среди них: Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Ярославская, Волгоградская, Ростовская, Самарская, Курганская, Тюменская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Санкт-Петербург, Республики Адыгея, Ингушетия, Мордовия, Саха (Якутия), Краснодарский край.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда составляет более 79,7% по сравнению с 33% в 1990 г., доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась за отчетный период с 67 до 20%.

Внедряются договорные отношения при управлении жилищным фондом, в том числе с конкурсным отбором подрядных организаций, Развиваются формы самоорганизации жильцов. Создано свыше 22 тыс. товариществ собственников жилья. Активней по сравнению с другими регионами процесс создания ТСЖ идет в Республиках Мордовия, Татарстан, Белгородской, Саратовской, Ростовской, Пензенской, Тюменской областях, Москве и Санкт-Петербурге.

Уже сегодня в жилищно-коммунальном комплексе России предприятия частной формы собственности являются полноценными партнерами на рынке предоставления жилищных и коммунальных услуг. На их долю приходится около 50% численности предприятий водоснабжения и водоотведения, 72% предприятий электроснабжения, 59% предприятий теплоснабжения и 90% предприятий жилищного хозяйства.

Возросла оплата потребителями жилищно-коммунальных услуг. При этом доля выручки предприятий жилищно-коммунального хозяйства от платежей населения изменилась с 89,69% (2002 г.) до 93,6% (2007 г.).

Кроме того, региональный стандарт уровня платежей граждан достиг 95,5%. В настоящее время уже в 79 субъектах РФ уровень оплаты установлен в размере 90% и выше, 72 региона перешли на 100-процентную оплату услуг, в том числе Калужская, Костромская, Тверская, Саратовская, Челябинская, Иркутская, Омская, Магаданская области, республики Карелия, Дагестан, Ингушетия, Татарстан, Хакассия, Краснодарский, Пермский и Приморский края, Еврейская АО и др.

В большинстве муниципальных образований стандарт уровня оплаты гражданами услуг от экономически обоснованных тарифов приближается к устанавливаемым региональным стандартам и составляет 88,1% в среднем по России.

Создана система социальной защиты низкодоходных слоев населения в условиях повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Стабилизировалось бюджетное финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и субсидий при оплате жилищно-коммунальных услуг. За период с 2003 г. доля семей, получающих субсидии, снизилась с 15,2% до 10,4%. Снизилась задолженность федерального бюджета по предоставлению льгот с 12,4 млрд.
до 3,9 млрд. руб.

Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.06 № 1854-р об утверждении Программы завершения строительства комплекса защитных сооружений в 2007 г. предусмотрено финансирование в объеме 19,86 млрд. руб. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 г.» от 23.11.07 № 267-ФЗ объем финансирования строительства КЗС в 2007 году составляет 25,41 млрд. руб.

Кроме того, направлено на: обеспечение строительства КЗС (работы и затраты, не являющиеся обязательством подрядчика) — 933,1 млн. руб.; содержание ФКП «Дирекция КЗС Росстроя» — 145 млн. руб.; проектирование и консультационные услуги — 217,6 млн. руб.; управление проектом (группа реализации проекта) — 30,2 млн. руб.

В 2007 г. освоение запланированных средств на строительство защитных сооружений составляет 100%, при этом мероприятия осуществлялись в 2007 г. в соответствии с п. 2а

Программы и приказом Росстроя от 05.03. 07 № 47.

Материалы предоставлены Росстроем

Автор: по материалам редакции
Дата: 06.05.2008
«Федеральный строительный рынок» № 68
Рубрика: ***




«« назад