Дорожно-транспортный комплекс России: итоги 2007 года
Календарный рубеж — обычное время подведения итогов работы. Что удалось сделать? Что достигнуто? Какие проблемы еще требуют разрешения? Не является исключением и Министерство транспорта России, которое также оценило основные итоги работы транспортного комплекса страны и основные события в деятельности ведомства в 2007 г. В развитии экономики Российской Федерации наступил этап, когда транспортная отрасль должна перейти от поддержания в нормативном состоянии и модернизации инфраструктуры к ее развитию на основе инновационного и технологического прорыва. Об этом позволяют говорить основные итоги реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на период 2002–2010 гг.» и работы транспортного комплекса России в 2007 г. в целом. В ушедшем году налоговые поступления в российский бюджет от деятельности всех отраслей транспорта составили 286,1 млрд. руб. Поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет от перечисления дивидендов по федеральным пакетам акций транспортного комплекса за 2006 г. составили 2,33 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал в транспортном комплексе в 2007 г. вырос по сравнению с 2002 г. на 43% и достиг 770,7 млрд. руб. По предварительным оценкам, в 2007 г. по сравнению с 2002 г. грузооборот вырос на 29% и составил 2445,5 млрд. тонно-километров. Пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, в 2007 г. составит 484,7 млрд. пассажиро-километров, или 103,45% к уровню 2002 г. Объем перевалки грузов в морских портах и других стивидорных компаниях в 2007 г. вырасло по сравнению с 2002 г. на 78 % и составило 464,0 млн. т, что превышает максимальный объем перевалки грузов портами Советского Союза в 1989 г. — 403 млн. т. За последние годы значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле. Перевозки грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами увеличились по сравнению с 2005 г. почти на 9%, составив 36,5 млн. т. Доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40%. Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении составляет порядка 3,8 трлн. руб. в год и является одним из емких по сравнению с другими отраслями экономики. В уходящем году были созданы условия для эффективной работы транспортных предприятий и организаций. Так, в 2006 г. прибыль до налогообложения крупных и средних организаций транспортного комплекса по видам экономической деятельности составила 104 млрд. руб. Экспорт транспортных услуг в отраслях транспортного комплекса за 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 10,5%, составив $8606 млн. Согласно прогнозам, в 2007 г. прирост экспорта транспортных услуг превысит 30%. В 2007 г. инвестиционные проекты транспортного комплекса стали лидерами первого блока проектов для финансирования с привлечением средств Инвестиционного фонда. Были задействованы механизмы, направленные на прозрачность и публичное обсуждение проектов. Суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемом периоде составят 268,2 млрд. руб., в том числе 120,5 млрд. руб. из средств Инвестиционного фонда РФ. Большинство проектов реализуется за Уралом, что позволит в ближайшее время сформировать транспортную основу для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока. В целом, реализация программных проектов позволит существенно увеличить основные объемные показатели транспортной инфраструктуры. Федеральным агентством железнодорожного транспорта были заключены три инвестиционных соглашения на общую сумму 512 млрд. руб., из них средств Инвестиционного фонда — 99 млрд. руб. (19%). На развитие железнодорожной инфраструктуры будет направлено 57,5 млрд. руб., или 58% от инвестиций в транспортную инфраструктуру, предусматриваемую к строительству по данным проектам. В рамках проектов предусмотрено строительство железнодорожной линии Нарын — Лугокан в Читинской области (375 км) совместно с ОАО «ГМК «Норильский никель»; строительство железнодорожной линии Карабула — Ярки (43,7 км) в рамках проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»; строительство железнодорожной инфраструктуры для развития комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске (Республика Татарстан). В Федеральном дорожном агентстве были объявлены концессионные конкурсы по четырем крупнейшим по значимости и объему инвестиций дорожным проектам. Так, общий объем инвестиций в проект платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге общей протяженностью 46,4 км составит 99,9 млрд. руб., в том числе за счет Инвестиционного фонда — 32 млрд. руб., за счет бюджета Санкт-Петербурга — 16,6 млрд. руб. Общий объем инвестиций в проект скоростной автомобильной магистрали Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 общей протяженностью 43 км составит 54,9 млрд. руб., в том числе за счет Инвестиционного фонда — 25, 8 млрд. руб. Общий объем инвестиций в проект «Орловский тоннель» под рекой Невой в Санкт-Петербурге составит 31,7 млрд. руб., в том числе за счет Инвестиционного фонда — 10,3 млрд. руб., за счет бюджета Санкт-Петербурга — 10,3 млрд. руб. Общий объем инвестиций в строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск протяженностью 19,5 км составит 17,3 млрд. руб., в том числе 10 млрд. руб. за счет Инвестиционного фонда. Кроме того, Правительство РФ приняло решение о выделении средств на проектирование платных автомобильных дорог М-4 «Дон» на участках 21 км — 117 км и 330 км — 464 км и «Краснодар — Абинск — Кабардинка» (186,6 млн. руб. и 1,2 млрд. руб. соответственно). В течение 2007 г. Правительственная комиссия одобрила реализацию четырех проектов, имеющих транспортную составляющую, которые будут финансироваться с привлечением средств Инвестфонда. Были одобрены проекты «Урал промышленный — Урал Полярный»; «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки»; «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке км 58 — км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)»; «Комплексное развитие Южной Якутии». Эффективное и динамичное развитие транспортной инфраструктуры неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием нормативно-правового регулирования в этой сфере. Одной из приоритетных задач стало формирование адекватной современным условиям нормативно-правовой базы, как по видам транспорта, так и в целом по отрасли. Результатом плодотворной совместной работы с Государственной Думой и Советом Федерации стало принятие в 2007 г. ряда важнейших для транспортной отрасли законов. Так, с принятием законов «О транспортной безопасности», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «О морских портах в Российской Федерации», «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части страховых выплат)», «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» (принят в первом чтении), а также Постановлений Правительства РФ «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог» и «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» практически полностью сформирована современная законодательная база транспортной отрасли. В 2008 г. продолжится работа над законопроектами, внесенными Министерством в 2007 г. в Правительство РФ: «Устав о дисциплине работников морского транспорта»; «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О наименовании географических объектов»; «О внесении изменений в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в части лоцманской проводки судов)»; «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 г. об удостоверениях личности моряков (Конвенция № 185)». В планах Министерства также разработка двух новых законопроектов: «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Также следует отметить, что на заседании Правительства РФ одобрена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. Реализация долгосрочной программы развития железнодорожного транспорта позволит обеспечить рост экономики страны по сценарию инновационного развития. Одним из приоритетов Министерства транспорта является реализация программы по строительству внеклассных мостовых сооружений, предусматривающей завершение строительства внеклассных мостов через крупные реки. В 2007 г. были сданы: мост через р. Кигач (пограничный переход в Казахстан), строительство которого велось с 2005 г.; I пусковой комплекс моста через р. Ангару (Иркутск), строительство велось с 1999 г.; I очередь реконструкции мост через р. Оку (Калуга), строительство — с 2006 г.; мост через р. Вятку (Кировская обл.), строительство — с 2002 г., а также II очередь Большого Обуховского моста через р. Неву в Санкт-Петербурге. Кроме того, были открыты I очередь автодорожной развязки в г. Королеве Московской области, а также Пулковская развязка и сквозное движение по Кольцевой автомобильной дороге до Таллинского шоссе в Санкт-Петербурге. В апреле 2007 г. приказом министра транспорта И. Е. Левитина в Минтрансе России образован общественный совет Министерства транспорта Российской Федерации. Целью создания общественного совета стало всестороннее взаимодействие Минтранса России с общественностью и обеспечение коллегиальности в решении вопросов развития транспортной инфраструктуры, качественного обслуживания населения и грузовладельцев, совершенствование вопросов геодезии и картографии. 14 мая 2007 г. началось регулярное сообщение между портами Кавказ (Россия) и Поти (Грузия). Паромная переправа Кавказ — Поти — наиболее короткое транспортное сообщение между Россией и Арменией. Открытие паромного сообщения, в частности, позволит Республике Армении максимально реализовать транзитные и транспортные потребности. В мае 2007 г. в Сочи прошла первая национальная транспортная выставка и международный транспортный форум «Транспорт России — 2007». 118 участников выставки представили авиационный, железнодорожный, автомобильный, морской транспорт, геодезию и картографию. Международный транспортный форум и выставка призваны стать той площадкой, где ежегодно будут подводиться итоги развития отрасли, проходить презентации новых транспортных проектов, заключаться договоры и соглашения. Также в июне была открыта после завершения первой очереди реконструкции взлетно-посадочная полоса аэродрома аэропорта Сочи. Предварительные итоги 2007 г. позволяют расширить горизонт планирования действующей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. Приоритетами новой редакции Стратегии должны стать скоординированная согласованная работа всех видов транспорта и увязка федеральных планов развития с региональными планами и программами. Новый формат Стратегии позволит разработать на ее основе схемы территориального планирования федерального транспорта, согласованные со схемами территориального планирования регионов и других отраслей в соответствии с комплексными программами развития, предусматривающими межвидовую увязку различных видов транспорта и повышение качества предоставляемых услуг. Практическим механизмом реализации Стратегии станет федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010–2015 гг.», которую предполагается представить в Правительство Российской Федерации в мае 2008 г.
Автор: по материалам редакции Дата: 31.01.2008 «Федеральный строительный рынок» № 66 Рубрика: *** |