Публикации »

Санкт-Петербург: сделано много, предстоит сделать еще больше

Конец старого года, начало нового — традиционное время подведения итогов, а также обозначения перспектив на будущее. Не исключением стал рубеж 2007/2008 гг. Губернатор Санкт-Петербурга В. МАТВИЕНКО в ходе выступлений на различных мероприятиях обозначила результаты, с которыми город пришел к очередному новолетию. В этом материале мы предлагаем читателю краткий обзор того, что сделано в Северной столице в 2007 г. и что предстоит сделать в будущем.

Санкт-Петербург обладает колоссальным потенциалом. Уже приняты серьезные политические решения, в соответствии с которыми город приобретет качественно новый статус политической и бизнес-столицы. В Петербурге был принят новый Генеральный план — первый в нашей стране единый документ, сочетающий в себе новое строительство, развитие и сохранение культурного достояния. Основная цель этого документа — достижение европейских стандартов жизни горожан. А это, в том числе, обеспечение до 35 кв. м жилья на человека, развитие транспортной системы, строительство современных скоростных магистралей и развязок, развитие логистики, строительство гостиниц и бизнес-центров, торговых комплексов, обеспечение социальными объектами — больницами, поликлиниками и мн. др.

Можно с полным правом сказать, что сегодня в городе развернута беспрецедентная стройка. Идут работы по строительству, реконструкции, реставрации, благоустройству. Реставрируются исторические памятники, вырастают новые современные здания, которые формируют облик современного, нового, города на Неве.

Реализация Генерального плана предполагает развитие промышленности, создание специальных промышленных зон, вывод промышленных предприятий из центра города, развитие наукоемких технологий.

В последние годы активно развивается промышленное строительство.

В Петербурге введен в эксплуатацию завод «Тойота», ведется строительство еще трех автомобильных заводов: «Дженерал Моторз», «Ниссан» и «Сузуки». Параллельно строятся крупные производства автомобильных комплектующих — это и «Магна», и «Русская содовая компания». Заключен договор с Магнитогорским металлургическим комбинатом, который планирует построить завод штампованных изделий для автомобильной промышленности. В Санкт-Петербурге формируется новая автомобильная отрасль.

Наряду с автомобильными заводами, открыт завод по производству бытовой техники «Бош» и «Сименс», предприятие по производству электроники «Элкотек», завод «Кнауф» и мн. др.

Построен трубный завод по производству труб большого диаметра компании «Северсталь». Эта же компания начала строительство завода по прокату металлического листа для производства труб.

Одновременно со строительством крупных предприятий из центра города в специальные промышленные зоны осуществляется вывод предприятий, таких как Первая мебельная фабрика, завод «Пигмент» и др. Правительство города выделяет целый ряд территорий для размещения промышленных предприятий, выводимых из центра города.

Реализация этих задач была бы невозможна без привлечения инвестиций, устойчивый рост которых отмечается уже на протяжении нескольких лет.

Петербург сегодня — один из лидеров экономического роста в России. В город приходят как федеральные государственные структуры, так и крупные налогоплательщики — бизнес-структуры.

Для обеспечения и в дальнейшем стабильного роста инвестиций город уже сегодня серьезно занимается развитием инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, потому что без этого невозможно привлечение инвестиций. Это и развитие Морского порта Санкт-Петербурга, строительство новых причалов у станции Бронка в городе Ломоносове. На финишной прямой строительство Кольцевой автомобильной дороги. 25 ноября 2007 г. открыто движение на участке КАД от автодороги «Россия» до магистрали «Нарва» и первая часть Пулковской развязки. Это единственная четырехуровневая развязка в стране. В 2010 г. кольцевая дорога подойдет к станции Бронка, а к 2012 г. — кольцо окончательно замкнется на комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Сейчас правительство Санкт-Петербурга ведет работу с Министерством экономики и Министерством транспорта РФ, чтобы доработать план и ввести КАД уже в 2010 г. Сам же комплекс будет достроен уже к концу 2008 г. Наконец будет окончательно решен важнейший для Петербурга вопрос — защита города от наводнений. Строительство и Кольцевой автодороги, и КЗС ведется с опережением намеченного графика.

Полным ходом идет реализация второго крупного дорожного объекта — западного скоростного диаметра. Конкурс по концессии завершится в I квартале 2008 г., а к концу года будет введен в эксплуатацию первый участок этой магистрали от КАДа до Большого морского порта.

В планах РФ и сооружение платной магистрали Москва — Санкт-Петербург, первый участок которой — от Петербурга до Тосно — будет построен в течение 2010–2012 гг.

В 2007 г. введена в строй вторая часть вантового моста, сдан в эксплуатацию после комплексной реконструкции Благовещенский мост (бывший мост Лейтенанта Шмидта), построен новый мост через Обводный канал, введено в строй Митрофаньевское шоссе с крупным путепроводом, открыт после реконструкции Измайловский проспект, который станет полноценным дублером Московского проспекта. Введены после реконструкции Лиговский проспект, Синопская набережная, открыта первая очередь Cофийской развязки, началось движение по Пискаревскому проспект.

В целом, в течение 2007 г. город произвел комплексный, капитальный и текущий ремонт 90 магистралей и улиц города и вышел на показатель 75% дорог в нормативном состоянии.

В соответствии с указом Президента России Владимира Путина, аэропорт «Пулково» передан в собственность города. Проведен международный архитектурный конкурс на разработку концепции здания нового пассажирского терминала и прилегающих к нему объектов инфраструктуры. Надо отметить, что этот конкурс стал лауреатом II национальной премии в области архитектуры и девелопмента ARX Awards 2007 в номинации «Лучший архитектурный конкурс-тендер». И уже в 2008 г. пройдет конкурс на право реконструкции и дальнейшего управления комплексом аэропорта. Будет построен новый аэропорт на 17,5 млн. пассажиров, который станет одним из красивейших в Европе.

В 2008 г. на Васильевском острове будет введена в эксплуатацию первая очередь морского пассажирского терминала.

Такое активное развитие города требует и развития инженерных систем.

В первую очередь это касается энергетики. Идет активная реальная работа в рамках реализации договора, заключенного между городом и РАО «ЕЭС»; мы начали программу модернизации всего энергетического комплекса города с объемом инвестиций 300 млрд. руб. до 2010 г. И к 2011 г. проблема энергодефицита будет полностью решена.

Впервые за последние 20 лет введена новая современная подстанция 110 кВт. В целом, за счет бюджета в течение ближайших лет будет построено 7 новых подстанций, за счет «Ленэнерго» — 19 новых подстанций. В 2008 г. сдана также подстанция Ржевка на 330 кВт. В центре города, где наблюдается серьезный энергодефицит, заложена еще одна равная по мощности подстанция. К 2011 г. будет сделана замкнутая система энергоснабжения города и заложена серьезная основа для перспективного развития.

Развитие энергетического комплекса решает одновременно и многие экологические проблемы. В 2007 г. состоялся пуск завода по сжиганию осадка на Юго-Западных очистных сооружениях. В поселке Ольгино также открылся завод по сжиганию илового осадка. На сегодняшний день Петербург — единственный в мире мегаполис, который на 100% решил проблему утилизации иловых осадков.

Решение крупных транспортных и инженерно-инфраструктурных задач осуществляется, конечно, за счет федерального и городского бюджетов. Однако и в этой сфере есть большие возможности для инвестирования, которые активно используются. Это концессии, средства РАО «ЕЭС России», международные заимствования, гранты и частные инвестиции. Мы проложили большую теплотрассу от Северо-Западной ТЭЦ в Приморский район полностью за счет частных средств с объемом инвестиций более 600 млн. евро.

В энергетическую сферу Петербурга приходят крупные компании. Идет строительство Юго-Западной ТЭЦ. Планируется строительство ТЭЦ «Парнас» за счет средств инвесторов, и на сегодняшний день интерес к этому проекту настолько велик, что за право его реализации борются две компании.

Во многом успехи в привлечении инвестиций в капитальное строительство стали возможными благодаря политической стабильности, предоставлению налоговых льгот инвесторам, комплексному решению транспортных и инженерных задач. Все это вместе создает благоприятный инвестиционный климат в городе. Поэтому каждый год рост капитальных вложений в Петербурге составляет порядка 20–30%.

Существенно растут расходы городского бюджета на капитальные вложения. Просто сравните две цифры: 2003 г. — объем капвложений около 9 млрд. руб., 2008 г. — более 100 млрд. Они идут на развитие города — транспортной, инженерной инфраструктуры, строительство жилья, объектов здравоохранения, образования.

Жилищная проблема всегда была проблемой номер один в Петербурге. За последние 4 года объем строительства жилья увеличился вдвое. В 2002 г. было введено 1,2 млн. кв. м жилья, в 2006 г. — уже 2,3 млн. кв. м, в 2007 г. построено 2,5 млн. кв. м. Санкт-Петербург устойчиво занимает одну из лидирующих позиций среди регионов по объемам строительства жилья и выполнению задач приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам Россия». Потенциал строительного комплекса позволяет увеличить объем ежегодного ввода жилой площади до 3 млн. кв. м к 2011 г.

Городское правительство уделяет большое внимание решению жилищной проблемы. Принят целый ряд программ, которые должны ускорить жилищное строительство и облегчить получение жилья многим категориям петербуржцев. Это программы «Молодежи — доступное жилье», «Жилье работникам бюджетной сферы», программы предоставления ссуды на покупку жилья, субсидирования, ипотечного кредитования и др., направленные на решение вопросов обеспечения жильем тех категорий граждан, которые имеют на это право по закону.

Помимо государственной поддержки граждан, активно развивается система долгосрочного ипотечного кредитования. В 2006 г. петербуржцам было выдано 11 тыс. кредитов на общую сумму 19,2 млрд. руб. В 2007 г. общая сумма ипотечных сделок приблизилась к 40 млрд. руб.

Без увеличения объемов строительства жилья за счет бюджета мы не сможем в кратчайшие сроки решить задачу расселения аварийного и ветхого жилья, которого на сегодняшний день в Петербурге насчитывается около 1 млн. кв. м. В 2003 г. за счет бюджета было построено 30 тыс. кв. м, в 2007 г. — более 260 тыс. кв. м, на 2008 г. запланировано построить 450 тыс. кв. м жилья. На это предусмотрено в бюджете 15,3 млрд. руб. А к 2011 г. ставится задача выйти на 1 млн. кв. м жилья, построенных за счет бюджета Санкт-Петербурга. Все это жилье пойдет на расселение ветхого и аварийного фонда, на наши программы расселения коммунальных квартир.

В Петербурге все больше реализуется крупных жилищных проектов путем комплексного освоения территорий. Одним из приоритетных направлений нашей работы стало развитие новых городских территорий. Самый крупный проект, первые плоды реализации которого уже видны, — это «Балтийская жемчужина». Первое здание этого комплекса — деловой центр — был открыт в июне 2007 г., сейчас активно ведется жилищное строительство.

Кроме того, на нескольких новых территориях будут возведены уже в обозримом будущем колоссальные жилые массивы — это Северная долина, Славянка, Измайловская перспектива, Новая Ижора, Лахта, кварталы на Юго-Западе и целый ряд других территорий. В общей сложности здесь будет построено порядка 7 млн. кв. м жилья.

Параллельно с реализацией таких крупных комплексных проектов город разрабатывает и проекты планировки отдельных земельных участков для их реализации на торгах. Принцип предоставления земельных участков для проектирования и строительства жилья в Санкт-Петербурге остается один — проведение аукционов. Торги проходят по четырем схемам: торги отдельными участками, торги на право комплексного освоения территорий — крупных массивов и торги земельными участками, на которых расположены пустые здания и есть возможность их сноса. И уже в ближайшее время начнутся торги под регенерацию территорий, на которых расположены ветхие и аварийные жилые дома, для их сноса и более плотной застройки новыми зданиями. Прежде всего это касается домов первых массовых серий. Вкладывать огромные средства в ремонт этого уже непригодного жилья нет никакого смысла. Единственный путь — это веерное расселение и комплексная застройка новым современным комфортным жильем. Такой жилой фонд составляет порядка 9 млн. кв. м. Город будет участвовать и в решении вопросов расселения, и в инженерной подготовке этих территорий. Если сегодня не приступить к реализации проектов реновации этих кварталов, в ближайшем будущем Петербург получит миллионы квадратных метров аварийного жилья.

Автор: Д. С. Петров, Э. С. Василевская
Дата: 31.01.2008
«Федеральный строительный рынок» № 66
Рубрика: ***




«« назад