Публикации »

Сергей Круглик: «Первый этап нацпроекта реализован успешно»

В последних числах ушедшего года заместитель министра регионального развития Сергей Круглик, курирующий строительную отрасль и жилищно-коммунальный комплекс, провел в пресс-центре РИА «Новости» пресс-конференцию, посвященную подведению итогов реализации первого этапа (2006–2007 гг.) национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Напомним, что этот приоритетный нацпроект включает 4 основных направления:
 повышение доступности жилья (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»);
 выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством (подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» и мероприятия по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов);
 увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры (подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище», а также мероприятия по обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки);
 увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования (мероприятия по развитию унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в рамках ФЦП «Жилище»).

По словам Сергея Круглика, первый этап, задачей которого являлось сформировать дееспособные механизмы рыночного решения проблемы обеспечения граждан жильем путем создания законодательной базы, схем привлечения средств и определения «правил игры», завершен, в общем и целом, успешно. Те законопроекты, которые по началу скептически встречались строительным бизнес-сообществом, заработали и доказали свою достаточную эффективность.

Участникам пресс-конференции были представлены основные статистические данные, характеризующие ход реализации нацпроекта.

Ввод жилья в строй в 2006 г. практически соответствовал запланированным показателям 50,6 млн. кв. м (по плану — 50,8 млн.; выполнено более чем на 99%). В 2007 г. плановый показатель (56,3 млн. кв. м), судя по всему, будет существенно превзойден. За 11 месяцев этого года введено в эксплуатацию 44 млн. кв. м (129,5% к аналогичному периоду 2006 г. и 78% от плана). Прогнозируемый суммарный объем ввода жилья в 2007 г. (окончательные итоги года будут подведены к концу января) составляет около 60 млн. кв. м.

Такие тенденции, по словам С. Круглика, позволят к 2010 г. успешно подойти к суммарному объему ввода жилья на уровне 80 млн. кв. м. В то же время, отвечая на вопрос о перспективах развития строительной отрасли непосредственно в 2008 г., заместитель министра сказал: «Об этом сложно сказать что-то определенное. Давайте обсуждать эту тему в январе. Нам нужно оценить положение по регионам. Думаю, что какой-то «плюс» по жилью будет, но какой — сказать сложно. Пока пишите 11%, как было запланировано программой (примерно 62,4 млн. кв. м в год). На самом деле, в этом году «выжали» все. «Выбрали» всю инфраструктуру, в том числе социальную. На исходе инженерно-подготовленные земельные ресурсы. В любом случае, о перспективах будем говорить позже».

По вопросу цен на жилье собравшимся были представлены данные по III кварталу 2007 г. Цена на первичном рынке составила 44,48 тыс. руб. за 1 кв. м,
на вторичном — 44,99 тыс. руб. Таким образом, за 9 месяцев 2007 г. рост цен в России на первичном и вторичном рынках жилья составил 22,8%, в том числе за I квартал 2007 г. цены выросли на первичном рынке — на 13,1%, на вторичном — на 14,9%; во II квартале рост составил 3,9% и 3,4%, а в III квартале — 4,4% и 3,8%, соответственно. Для сравнения: за 9 месяцев 2006 г. рост цен в РФ на первичном и вторичном рынках жилья составил порядка 31% и 45,6%. Приведенные цифры позволили С. Круглику оптимистично говорить о том, что в 2007 г. на российском рынке жилья наблюдается относительная стабилизация цен.

При этом существенно выросла доступность жилья для граждан страны. Замминистра подчеркнул: «Можно сколько угодно говорить о недостаточной успешности реализации нацпроекта в части повышения доступности жилья для граждан, но цифры — упрямая вещь, а они гласят, что все больше становится людей, которые имеют возможность приобрести квартиры».

В качестве наглядной иллюстрации он привел эти цифры. В 2005 г., по данным статистики, купить собственное жилье на рынке были способны лишь около 9% граждан. В этом году цифра увеличилась до 17%. В 2008 г. она должна перевалить за 20%, а к 2010 г. аналитики прогнозируют рост этого показателя до 30%. А в «прекрасном далеко» 2020 г., по мнению С. Круглика, собственные квартиры за счет своих средств смогут приобрести не менее 60% российских граждан.

Еще более мощными темпами, по словам заместителя министра, развивается ипотечное кредитование.

В 2006 г. планировалось предоставление кредитов в объеме 108 млрд. руб. Реальность превзошла самые оптимистичные предположения. Ипотечных кредитов было получено на сумму 263 млрд. руб. В связи с этим плановые показатели 2007 г. были откорректированы в сторону увеличения. Но прогнозы вновь оказались достаточно робкими. Исходя из набранных темпов, можно утверждать, что по итогам 2007 г. гражданам будет предоставлены ипотечные кредиты более чем на 400 млрд. руб.

Также вполне успешно, по мнению, С. Круглика, реализуются программы и подпрограммы, входящие в состав нацпроекта.  Плановые показатели подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006 г. составляли 27,8 тыс. семей. Согласно отчетам регионов, по состоянию на 1 декабря 2007 г. улучшили жилищные условия в рамках подпрограммы (за счет средств 2006 г.) 15,7 тыс. семей, или 56,5% от целевого показателя. С учетом региональных программ этот показатель составил 40 тыс. молодых семей. Остаток средств федерального бюджета 2006 г. в размере 230 млн. руб. по состоянию на 1 января 2007 г. направлен в качестве дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы в 2007 г. Плановые показатели на 2007 г. предполагали обеспечение жильем 47,8 тыс. семей (41,7 тыс. семей в 2007 г. и еще 6,14 тыс. семей с «перешедших» с 2006 г.). Объем финансирования всего 3,8 млрд. руб., в т. ч. 3,6 млрд. руб. на 2007 г. и 230 млн. руб. (переходящий остаток 2006 г.).

По состоянию на 20 декабря 2007 г. освоено 2,2 млрд. руб. (66,3% от общего объема финансирования). Бюджетные деньги, которые не будут затрачены в 2007 г., будут задействованы при реализации подпрограммы в 2008 г.

Примерно такая же ситуация складывается при реализации других подпрограмм, связанных с обеспечением жильем льготных категорий граждан, ветеранов, инвалидов, молодых ученых и др. За отчетный год чиновники успевают освоить примерно две трети отпущенных бюджетом средств. По мнению С. Круглика, ничего катастрофичного в таком положении нет. В значительной мере эта ситуация связана со сложностями, которые возникают в ходе оформления всей необходимой документации. В то же время не освоенные за год средства «не исчезают, а просто переходят на следующий год на те же цели, в рамках той же программы».

По мнению замминистра, с 2008 г. начнется новый этап решения тех задач, которые поставлены нацпроектом «Доступное жилье». Основная из них — упор на социальный аспект вопроса. «Для развития коммерческого строительства созданы необходимые условия. Принятые в 2004–2007 гг. законы доказали свою эффективность, — полагает С. Круглик. — Теперь нужно сконцентрироваться на социальной составляющей нацпроекта».

Для этого в начале 2008 г. будет принята Стратегия массового строительства жилья в России. Выполнение положений этого документа станет важнейшей составляющей второго этапа реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Сначала Стратегия разрабатывалась с перспективой до 2015 г., но в связи с необходимостью увязать ее положения с другими концептуальными программами развития в различных отраслях, сориентированными до 2020 г., было принято решение готовить «пролонгировать» срок действия документа.

Стратегия нацелена на решение наиболее серьезных проблем, препятствующих развитию жилищного строительства. К их числу С. Круглик отнес:
 градостроительное планирование (к 2010 г. подавляющее большинство регионов должно решить эту задачу);
 развитие социальной инфраструктуры (обеспечение строящегося жилья необходимыми для граждан детскими садами, школами, поликлиниками, больницами и др.);
 совершенствование транспортной инфраструктуры внутри населенных пунктов, без чего невозможно планомерное развитие жилого строительства;
 модернизацию коммунальной инфраструктуры (огромную роль в этом отношении должен сыграть созданный Фонд поддержки реформирования ЖКХ).

Решение этих задач позволит к 2020 г. вводить в эксплуатацию около 140 млн. кв. м жилья в год (т. е. примерно 1 кв. м на жителя страны, что соответствует показателю индустриально развитых стран).

«Прорыв» будет совершен и на «социальном фронте». По мнению С. Круглика, реализация положений разработанной стратегии позволит сократить время ожидания в социальной очереди на улучшение жилищных условий до 3–5 лет.

Дополнительной составляющей проекта должна стать Стратегия развития строительной индустрии, которую Министерство регионального развития России планирует разработать в 2008 г.

В настоящее время идет сбор и анализ информации из разных регионов о сегодняшнем положении дел и имеющихся проблемах. Как пояснил С. Круглик, положения готовящегося документа будут касаться только стратегически важных, базовых секторов стройиндустрии. «Нет ни малейшего смысла говорить о линолеуме или керамической плитке. Эти вопросы решены еще в 90-х. Наша задача — выявить сегодняшние «узкие места», которые могут послужить препятствием развитию строительных процессов, и найти пути решения этих проблем», — подчеркнул он. В качестве примера он привел ставшую уже классической «проблему цемента». «Чтобы избежать подобных кризисных ситуаций, и нужна Стратегия», — подчеркнул замминистра. Каких именно сегментов строительного рынка коснется Стратегия, С. Круглик не уточнил. «О конкретных положениях документа говорить пока рано, — полагает замминистра. — Сейчас мы находится на стадии накопления информации».

Значительное внимание уделил замминистра и развитию «коммуналки». «Свыше 4,7 млрд. руб. было затрачено на нужды ЖКХ в 2007 г. только в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», — подчеркнул он.
В плановые показателями на 2007 г. входило снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 55%, а также финансирование модернизации объектов ЖКХ из федерального бюджета в объеме 6,1 млрд. руб. (в т. ч. на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья — 1,1 млрд.).

В течение 2007 г. федеральные средства в объеме 5 млрд. руб. были распределены между 238 важными объектами ЖКХ, и заключены соответствующие соглашения. По состоянию на 20 декабря, в рамках подпрограммы, выделено 4,7 млрд. руб. (94% от общей суммы заключенных соглашений).

Деньги в объеме 1,1 млрд. руб., предназначенные на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, распределены между 34 субъектами Федерации. Заявки на предоставление субсидий в рамках реализации подпрограммы на 2008 г. подали 44 субъекта РФ.

Главные перспективы в этом направлении С. Круглик связывает с работой государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», которая приступит к работе с 1 января 2008 г. и начнет рассматривать заявки регионов на получение денег на капитальный ремонт и снос аварийного и ветхого жилья в разных субъектах Федерации.

В январе будут отобраны первые регионы, которые получат деньги фонда на решение острых проблем жилищной сферы. В декабре 2007 г. были определены лимиты средств, на которые могут претендовать субъекты. Объем поддержки из фонда с уставным капиталом 240 млрд. руб. составляет от 530 млн. до 8 млрд. руб.

К примеру, фонд может направить наибольший объем средств (до 8 млрд. руб.) в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, 7,9 млрд. руб. — в Свердловскую область. Также лимиты большого объема установлены для Татарстана (6,6 млрд.), Челябинской области (6,2 млрд.), Красноярского края, Самарской и Саратовской областей (свыше 5 млрд. руб.).

Деньги, согласно федеральному закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», направляются в регионы на условиях обязательного софинансирования из местного бюджета. Заявки в фонд на получение финансовой поддержки направили несколько регионов, и практически все субъекты РФ заявили о готовности к подаче документов в фонд.

Автор: по материалам редакции
Дата: 31.01.2008
«Федеральный строительный рынок» № 66
Рубрика: ***




«« назад