Публикации »

Проблема аукционных торгов в дорожном строительстве

Аукционы при распределении заказов на подрядные работы практически не проводятся. Однако в постановлении Правительства РФ в перечне товаров, работ и услуг, которые государство будет выставлять на аукционные торги, есть и строительный подряд. Следовательно, такая практика постепенно распространится и в дорожном хозяйстве.

Требуются доработки

Территориальное единство экономического пространства государства, в первую очередь, определяется сетью автомобильных дорог общего пользования. Состояние дорожного хозяйства России сегодня выступает одним из ограничений, сдерживающих экономический рост, снижающих конкурентоспособность значительной части российских товаров, ухудшающих качество жизни населения. Ежегодная сумма потерь, связанных с недостаточным развитием дорожной сети и ее низким техническим состоянием, оценивается в 550–600 млрд. руб., что превышает 3% ВВП России. В настоящее время данная проблема приобретает особую остроту и актуальность, поскольку во всех отраслях экономики происходят процессы, не в полной мере учитывающие национальные интересы государства, недостаточное научное сопровождение принимаемых решений. Главная проблема, стоящая перед федеральными и территориальными органами власти, — оптимизация использования различных видов ресурсов, в особенности финансовых, в дорожном строительстве.

Важную роль в решении этих проблем призваны сыграть подрядные торги.

С 1 января 2006 г. вступил в действие новый ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». В дорожном хозяйстве совершенно изменилась схема размещений заказов, как в части котировок, так и в части конкурсов, появились аукционы, введена жесткая дисциплина государственных закупок.

Срок проведения конкурса снижен с 45 до 30 дней. Введена обязательная публикация документов. Установлены четкие требования к претендентам. В прежнем законе просто указывалось, что победителем признается тот, кто предложил лучшие условия выполнения заказов. Сейчас перечислены конкретные критерии: цена, которую предлагает подрядчик; качество работ, услуг; сроки выполнения работ.

Однако теперь заказчик лишен возможности оценивать самого подрядчика, его материально-технический и кадровый потенциал. Теоретически можно решить проблему с помощью критерия качества, но на практике это сделать трудно. Заказчик обязан выяснить у третьих лиц соответствие участников конкурса установленным требованиям в течение десяти дней, в слишком сжатые сроки.

Еще одна проблема заключается в том, что победитель конкурса определяется по одному или по нескольким показателям на основе сведения их воедино с помощью балльных оценок. Такой принцип страдает рядом недостатков. Среди наиболее значимых — субъективизм в установлении весовых коэффициентов: заказчик может «играть» с балльной системой и таким образом, по якобы объективным показателям, сделать победителем вполне определенного подрядчика. Балльные оценки к тому же не позволяют выявить основные факторы, вызвавшие изменение в финансовом состоянии, и прогнозировать его тенденции.

Возможные пути решения

Подрядные работы существенно отличаются от закупки товаров. Уже к выходу на конкурс подрядчик обязан подготовить смету, в которой просчитаны затраты.

В свою очередь, у заказчика должна быть отдельная смета проекта для сравнения представленных подрядчиками цен (инвесторская смета). Он должен рассмотреть все цены, обратив особое внимание на самые значимые компоненты, и определить, какой из компонентов общего объема работ наиболее важен. Цену каждого компонента и общую стоимость также требуется согласовать со сроками выполнения работ. Пределы колебания цены, установленной заказчиком, обычно находятся в границах 12–18%. Если подрядчик предложил снижение цены более чем на 18%, то это является демпингом.

Недостатки балльной системы оценки и особенности подрядных работ в дорожном строительстве позволяют предложить новые подходы управления бюджетными средствами, основанные на следующих принципах:
 - Начальная стоимость подрядных работ определяется заказчиком на уровне цен на момент разработки конкурсной документации, является твердой и не подлежит ежеквартальной индексации.

 - На конкурс может выставляться один заказ на подрядные работы или несколько заказов, выносимых последовательно или одновременно.

 - Конкурсный заказ может быть делимым на отдельные части, но чаще всего неделим.

 - Финансирование подрядных работ может осуществляться как за счет только бюджетных средств, так и, наряду с ними, за счет заемных и собственных средств подрядчика.

 - Объекты, выставляемые на торги, делятся на группы, для которых устанавливаются разные квалификационные требования.

 - Заказчик при выставлении на конкурс подрядных работ для их оценки почти всегда может выделить приоритетные критерии, используя следующие показатели:
 -   цена подрядных работ;
 -   продолжительность
     выполнения работ;
 -   качество выполняемой работы;
 -   приведенные затраты.

При предлагаемых новых подходах к конкурсному отбору:
 - Цена конкурсной заявки (стоимость работ по контракту) складывается из величин единичных расценок на работы, предусмотренные ведомостью объемов, и стоимости работ и определяется участником на год.
 - Участник указывает расценки и цены по всем видам и объемам работ, отраженным в ведомости.

 - Виды работ, по которым цены и расценки не указаны, не подлежат оплате заказчиком после их выполнения. Считается, что они покрываются по другим видам работ, приведенным в расчете стоимости по контракту. Участник должен исходить из того, что объемы работ, указанные в конкурсной документации, полностью покрывают все работы, необходимые для полного завершения строительства объекта, даже если они прямо не указаны в ведомостях.
 - Единичные расценки должны содержать все затраты на выполнение единичного объема данной работы, включая накладные и любые иные расходы, а также планируемую прибыль.

Использованная литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2006 г.
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд».
2. Проект: Основы концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации.

Автор: Н. Г. Воронов
Дата: 14.12.2007
«Федеральный строительный рынок» № 65
Рубрика: ***




«« назад