Citibuild 2007: строительство в масштабе города
C 22 по 25 октября в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра, прошел международный форум «Строительство городов» (CityBuild 2007). Его задача, по мнению организаторов, способствовать созданию индивидуального облика городов и поселков России. Организаторами форума являются Всероссийский выставочный центр и компания «Глобал Экспо». А в качестве соорганизаторов выступили известные в профессиональном сообществе фирмы и организации: Тоннельная ассоциация России, ОАО «Новое кольцо Москвы», ЗАО «Полимергаз», МА «Системсервис», ВАНКБ, НП «АВОК», ассоциация по автоматизации зданий BIG-RU, ГУП «Моссвет», ВНИСИ им. С. И. Вавилова, ЗАО НПСП «Светосервис», НП «Росгорсвет», фонд «АМОСТ», ассоциация «АСПОР». Официальную поддержку проекту оказали: Федеральное агентство по строительству и ЖКХ РФ (Рострой) и департамент градостроительства Москвы. Международный форум «Строительство городов» изначально был позиционирован организаторами как мероприятие сугубо профессиональное. Его основная задача была сформулирована в Распоряжении правительства Москвы от 30 августа 2006 г. как «создание благоприятной основы для расширения взаимовыгодного сотрудничества, развития региональных и международных связей в строительстве и планировании городов и вовлечения в этот процесс российских и зарубежных компаний». В современном городе протекает бесчисленное множество самых различных процессов и явлений. Строятся новые здания, реконструируются и разрушаются старые, прокладываются новые магистрали и приходят в упадок уже давно построенные. В связи с повышением инвестиционной активности, развитием ипотечного кредитования, резким увеличением количества государственных ресурсов, направляемых на решение жилищной программы, почти все города России вступили в большей или в меньшей степени в период бурного городского строительства. Эти процессы не могут не затрагивать всю городскую инфраструктуру, и перед городскими властями встают задачи грамотного, профессионального и перспективного планирования как строительства, так и всей связанной с этим городской инфраструктуры. Проведение выставочного мероприятия, посвященного всему спектру вопросов, связанных с крупномасштабным строительством зданий и городской инфраструктуры, ее развитием и реконструкцией, архитектурным и инженерным планированием городов, приобретает в настоящее время особенную актуальность. Перед началом официальной церемонии открытия выставки-форума состоялась часовая пресс-конференция. Первый заместитель руководителя департамента градостроительства мэрии Москвы Александр Левченко рассказал о целях и задачах проводимого форума, его значимости в период бурного развития градостроительства. О выставке «Подземный город» и мероприятиях, которые будут проводиться Тоннельной ассоциацией России, рассказал директор исполнительной дирекции Тоннельной ассоциации Сергей Власов. О выставках «Интеллектуальное здание» и «Высотное строительство» журналистам рассказал начальник управления научно-технической политики в строительной отрасли департамента градостроительства Москвы Александр Дмитриев. Он также представил участникам пресс-конференции энциклопедию, посвященную развитию высотного строительства в Москве. Современным технологиям строительства мостов было посвящено выступление исполнительного директора фонда «АМОСТ» Сергея Мозалева. Как заявил на церемонии открытия форума первый заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы — начальник управления экономического развития в строительной отрасли А. Левченко, форум «Строительство городов 2007» отражает основные тенденции развития отечественной строительной отрасли. Он отметил, что у специалистов отрасли интерес к данному мероприятию растет с каждым годом. Это подтверждают и следующие цифры. В 2004 г. в выставке-форуме приняли участие 1100 специалистов, в 2005-м — 2000, в 2006-м — 3000, в 2007 г. ожидается участие свыше 7000 человек. А. Левченко также зачитал участникам форума приветствие мэра Москвы Юрия Лужкова. Международный проект «Строительство городов» объединил несколько специализированных выставок, призванных помочь профессионалам отрасли и городским властям в поиске современных и грамотных строительных решений, новых технологий, материалов и оборудования. Среди них такие взаимодополняющие и вместе с тем абсолютно самостоятельные выставки, как: Кроме того, в рамках выставки была организована очень серьезная деловая программа. В первый день работы выставки состоялась научно-практическая конференция «Основные тенденции развития строительной отрасли». На этом мероприятии с докладом, посвященным перспективам развития транспортной инфраструктуры Москвы, выступил первый заместитель руководителя департамента градостроительства мэрии Москвы Александр Левченко. Он рассказал о наиболее крупных проектах, которые реализуются в столице в этой сфере, и планах, которые подготовлены городскими властями. Важнейшие из них связаны с организацией удобного и быстрого выезда автотранспорта из центральной части города в периферийные районы и далее — за пределы столицы. В условиях плотной городской застройки это невозможно без устройства крупных развязок, а также подземных тоннелей. Транспортная обстановка в Москве сегодня такова, что для решения накопившихся проблем необходимо осуществлять грандиозное строительство очень сложных объектов. Александр Левченко отметил, что одной из насущных проблем на сегодняшний день является незначительный пока опыт московских и в целом российских специалистов (проектировщиков, строителей и др.) по реализации крупномасштабных транспортных проектов в черте города, в условиях сложившейся застройки. Тем не менее успешное возведение таких объектов, как Серебряноборский тоннель, показывает, что подобный опыт сегодня нарабатывается, несмотря на высочайшую сложность и крайне сжатые сроки ведения работ. Принимая во внимание, что довольно длительный период транспортные проблемы столицы решались в недостаточном объеме, главными критериями при строительстве новых объектов сегодня становятся именно качество и сроки. Высоко оценил докладчик деятельность научных организаций, оперативно откликнувшихся на новые требования и успешно выполняющих ряд серьезных и важных задач по сопровождению строительства крупномасштабных сооружений. Грамотно осуществляется мониторинг влияния ведения работ на грунты, окружающие здания и иные объекты. Существенным элементом столичной программы развития транспортной инфраструктуры является создание бессветофорных магистралей (обеспечивающих высокую скорость передвижения автотранспорта), ведущих из центра города к окраинным районам. Значительный опыт такой работы получен в ходе реконструкции Тверской улицы и Ленинградского проспекта. При этом увеличивается также количество полос движения. На пересечении Тверской улицы и площади Белорусского вокзала предполагается реализация проекта по освоению подземного пространства. Работа в Москве сегодня идет практически по всем направлениям. Реконструируется транспортная инфраструктура, завязанная на Варшавское, Волоколамское шоссе, Крестовский путепровод и др. Еще одной важной проблемой, по мнению Александра Левченко, является взаимодействие с транспортно-строительными структурами федерального уровня и Московской области. Для того чтобы снизить остроту проблемы заторов, крупные магистрали, ведущие из столицы, должны иметь адекватное продолжение за городской чертой. В противном случае складывается ситуация, когда мощные 10-полосные транспортные артерии при выходе из города заканчиваются 4-полосными шоссе; и пробка на выезде становится хронической. В настоящий момент можно наблюдать явное отставание дорожно-строительных работ в Московской области от тех темпов, который задали столичные строители. Назрела насущная необходимость модернизировать магистрали Петербургского, Киевского, Дмитровского, Южного направлений. В заключение докладчик отметил, что для Москвы наибольшую актуальность сохраняют две проблемы — транспорт и энергетика. Остальные вопросы, связанные с водоснабжением, канализованием, теплообеспечением и пр., решаются достаточно эффективно. Для решения задач в сфере энергоснабжения столичными властями принята программа модернизации и нового строительства энергетических объектов. В соответствии с ней каждый год будет вводиться в эксплуатацию 14–15 подстанций, а линии электропередач будут реконструированы. К 2010 г. планируется в основном решить проблемы с энергообеспечением. Заместитель директора Института генерального плана Москвы Людмила Ткаченко рассказала собравшимся об актуализации генерального плана развития столицы. Она напомнила собравшимся о том, что действующий генплан Москвы до 2020 г. был принят правительством в 1999 г. и утвержден специальным законом Московской городской Думы в 2005 г. В декабре 2005 г. была также принята специальная программа по актуализации этого основополагающего документа с периодичностью не реже одного раза за 8 лет. Таким образом, 2007 г. является как раз годом, когда должно быть представлено обновленное видение основных направлений градостроительного развития Москвы. За прошедший период накопилось немало изменений как в отношении социально-экономических реалий, так и в законодательной сфере, что связано с принятием нового Градостроительного кодекса РФ в декабре 2004 г. Разработка проекта актуализации генплана была проведена Институтом генерального плана Москвы в тесном взаимодействии с Академией архитектуры и строительных наук, Московским госуниверситетом (геологический факультет), институтом «Моспроект-2», «Мосгеотрестом» и др. В ближайшее время должны начаться общественные слушания. Далее докладчик остановилась на принципиальных отличиях нового документа. Генплан в редакции 1999 г. был «генпланом возможностей», его основная задача состояла в том, чтобы привлечь серьезные инвестиции в город в условиях трансформации социально-экономических реалий. Важно было продемонстрировать потенциал столицы, ее возможности для развития во всех отношениях. Эта задача была вполне успешно решена, и Москва получила мощнейший инвестиционный импульс. Те показатели по жилищному строительству, которые были намечены на 2020 г., вполне могут быть достигнуты к 2010 г. Но это создало и определенный дисбаланс, в частности между мощным развитием домостроения и отставанием на этом фоне инженерной подготовки территорий, проблемами транспорта, энергетики и пр. Задача актуализированной редакции генплана сместить акценты на более гармоничное развитие процессов строительства в Москве. Этот документ можно назвать «генпланом необходимости» — тех необходимых гарантий, которые необходимо обеспечить для нормального развития столицы. Актуализированный генплан в сфере возведения зданий коммерческо-деловой сферы предполагает строительство к 2025 г.: объектов офисного и административного назначения в объеме 42,2 млн. кв. м; объектов оптовой торговли — 770 тыс. кв. м; складских площадей — 1,4 млн. кв. м, а также строительство объектов для малого предпринимательства на общественных и производственных территориях — 32,7 млн. кв. м и предоставление нежилых помещений в объеме 37 млн. кв. м. В области жилищного строительства предполагается: Начальник управления выполнения межрегиональных программ департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Дмитрий Коробов рассказал собравшимся о развитии программы межрегионального сотрудничества, реализуемой столичными властями. Значительные объемы жилья вводятся в соответствие с этой программой во многих городах России, практически во всех федеральных округах. Помимо этого, деловая программа выставки включала в себя ряд научно-практических конференций, семинаров, круглых столов: «Освоение подземного пространства городов: преодоление сложных геологических и градостроительных условий» (организатор — Тоннельная ассоциация России), «Высотное строительство — взгляд из настоящего в будущее» (организатор — ЗАО «Татпроф»), «Состояние наружного освещения в России. Инновации и перспективы развития» (организаторы — ГУП «Моссвет», ВНИСИ им. С. И. Вавилова и пр.). «Современные мосты. В транспортной инфраструктуре города» (организатор — фонд «АМОСТ») и др. Также в деловой программе были и выездные заседания, технические экскурсии. Участников и гостей секции «Подземный город» Тоннельная ассоциация России пригласила на две экскурсии: «Краснопресненский проспект Москвы — новые инженерные сооружения» и «Конструкции и технологии работ по строительству межтоннельных сбоек». Ассоциация мостостроителей России провела техническую экскурсию на строительную площадку вантового моста через Москву-реку в Серебряном Бору. Поездки на многофункциональные высотные комплексы «Соколиная гора», проведенные усилиями ОАО «Новое кольцо Москвы», вызвали большой отклик. Незабываемое впечатление у гостей и участников секции «Свет в городе» оставила экскурсия в ГМЗ «Царицыно». Подведение статистических итогов работы форума показало, что организаторы были слишком скромны в своей оценке интереса к мероприятию. За четыре дня работы форума выставочные мероприятия посетили около 12000 человек (вместо 7000 ожидавшихся). Участниками форума стали более 350 российских и зарубежных компаний, представивших на выставочных стендах свои лучшие достижения и новейшие разработки. География участников форума также весьма обширна. В Москве собрались строители: ученые и практики из 30 городов РФ и 20 зарубежных стран (кроме российских участников форума, в мероприятии принимают участие представители Японии, Германии, Швеции, Австрии, Дании, Италии, Канады и др.). Это производители оборудования и строительных материалов, конструкций и технологий, архитектурно-проектные организации, инжиниринговые и сервисные компании, представители отраслевых НИИ и профессиональных ассоциаций.
Архитектура, планирование и реконструкция.
Историческое архитектурное наследие города.
Природный комплекс города. Экология.
Строительство объектов ЖКХ.
Высотное строительство.
Ландшафтное строительство.
Свет в городе.
Интеллектуальное здание.
Камень и керамика в строительстве.
Подземный город.
Городские инженерные сети и коммуникации.
Строительство дорог и мостов.
Гараж и паркинг.
повышение жилищной обеспеченности до 24 кв. м на человека за счет увеличения объема жилого фонда до
287 млн. кв. м;
уменьшение и стабилизация доли физически амортизированного и морально устаревшего жилого фонда
до 10%;
сохранение объема вводимого жилья для решения социальных задач на уровне не менее 2 млн. кв. м в год;
снос пятиэтажных панельных домов первого периода индустриального домостроения, ветхих и аварийных жилых домов в объеме не менее
13 млн. кв. м;
опережающий снос 9-этажных и, в отдельных случаях, 12-этажных панельных жилых домов второго периода индустриального домостроения в объеме около 5 млн. кв. м;
реконструкция жилого фонда, построенного до первого периода индустриального домостроения, в объеме не менее 7 млн. кв. м;
реконструкция 5- и 9-этажных домов в объеме 1,6 млн. кв. м;
новое жилищное строительство в объеме не менее 96 млн. кв. м, в том числе на территориях, реорганизуемых под застройку, — 18 млн. кв. м;
проведение ремонта жилищного фонда в объеме не менее 1,5–2 млн. кв. м
ежегодно.
Автор: по материалам редакции Дата: 14.12.2007 «Федеральный строительный рынок» № 65 Рубрика: *** |