Публикации »

Реставрация. «Сделано в Санкт-Петербурге»

3 октября 2007 г. в городе на Неве состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов конкурса качества «На лучшую реставрацию объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга», проводимую в рамках конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге 2007». Экспертная комиссия определила победителей конкурса по целому ряду номинаций.

Главным организатором конкурсов «Сделано в Санкт-Петербурге» выступает санкт-петербургское государственное учреждение «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», организатором отраслевого этапа — комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

В пресс-конференции приняли участие: председатель КГИОП Вера Дементьева, первый заместитель председателя КГИОП Ольга Таратынова, начальник отдела Центрального района КГИОП Лидия Хуторовская, начальник отдела северных и южных районов КГИОП Елена Гриневич, главный специалист пригородных районов КГИОП Галина Агапова, директор ГУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» Игорь Гришин.

Открывая пресс-конференцию, Вера Дементьева сообщила, что на реставрацию памятников культурно-исторического наследия в Северной столице выделяются значительные средства из городского и федерального бюджетов; объем финансирования уже второй год соизмерим с «реставрационным» бюджетом Парижа. По словам председателя КГИОП, в 2006 г. на реставрацию петербургских памятников из всех источников финансирования поступило свыше 7,3 млрд. руб. В текущем году из всех источников финансирования поступит 9,755 млрд. руб., в т. ч. из городского бюджета — 4,2 млрд., из федерального — около 5 млрд.

Вместе с тем, как подчеркнула Вера Дементьева, «город находится на пределе реставрационных возможностей».

Самая большая проблема — сфера проектирования реставрационных работ. Еще одна проблема заключается в том, что «у нас фактически не развиваются другие формы сохранения: консервация и профессиональное содержание памятников. Сегодня наша позиция — как можно реже выходить на объекты с реставрацией. Это всегда травма, она уносит частицу подлинности».

В настоящее время ведутся работы по 420 памятникам архитектуры. Реализуется несколько программ: фасады Петербурга, интерьеры, культовые объекты (в работе — 18 объектов), декоративное и монументальное искусство.

Номинации конкурса для реставраторов «Сделано в Санкт-Петербурге 2007» утверждались, в первую очередь, исходя из реализуемых городских реставрационных программ.

Широкий резонанс получила только одна из них — «Фасады Санкт-Петербурга». Между тем программа эта далеко не единственная; имеются программы и по реставрации интерьеров, культовых объектов, декоративно-прикладного и монументального искусства. Поэтому три из пяти номинаций, утвержденных КГИОП, определялись на основе существующих городских программ: «Реставрация фасадов», «Реставрация интерьеров», «Реставрация скульптуры. Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства». Другие две номинации — «Комплексная реставрация» и «Проектные работы» — охватывают все реализуемые ныне программы. Основными критериями выявления победителей конкурса определены:
 - высокое профессиональное качество проектных, художественных, инженерно-технических и иных творческих решений при условии их строгого соответствия существующим нормам, правилам и требованиям законодательства об охране памятников истории и культуры;
 - высокое техническое качество исполнительских реставрационных и художественных работ;
 - высокая степень организационного, научно-технического, методического руководства работами.

В номинации «Памятник садово-паркового и монументального искусства с полным комплексом реставрационных работ» победителем стало ООО «Реставрационная мастерская «Наследие» за реставрацию статуи «Андромеда», расположенной на каскаде «Шахматная гора», ГМЗ «Петергоф». ООО «Карэ», проводившее реставрационные работы в соборе Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте, признано победителем в номинации «Предметы декоративно-прикладного искусства с полным комплексом реставрационных работ». Лауреатами в этой же номинации стали ООО «Веста — 2С» и ООО «Реставрационная мастерская «Наследие». В номинации «Реставрация памятника архитектуры с полным комплексом ремонтно-реставрационных работ» лучшим признано ЗАО НРПЦ «Специалист» за реставрацию архитектурного металлодекора моста Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенского). Лауреатами этой номинации также стали ООО «Пассим» и ООО «Левкас». Дипломом лауреата конкурса «За особый вклад в сохранение исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга» награждено ЗАО «Пикалов и сын» в связи с многолетней плодотворной и эффективной деятельностью в сфере реставрации и сохранения культурного наследия.

В номинацию «Реставрация интерьеров» попали четыре памятника архитектуры. Это «Дом журналистов» (дом И. О. Сухозанета), реставрацию которого выполнял подрядчик ООО «Петрорестком», Большой зал академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича («Дворянское собрание»), отреставрированный ЗАО «Пикалов и сын», Строгановский дворец, где работы велись ООО «Геликон», а также Георгиевский зал Михайловского замка, реставрацию в котором выполнило ООО «Интарсия».

Номинация «Реставрация скульптуры. Реставрация предметов декоративно-прикладного искусства» представлена работой ЗАО «Пикалов и сын» по фризу «Служение лошади человеку» на служебном корпусе Мраморного дворца и реставрацией статуи «Аполлино» из верхнего сада ГМЗ «Петергоф» мастерской «Наследие».

В номинации «Реставрация фасадов» — также два объекта. Это фасад церкви Богоявления на Гутуевском острове, где работал РПНЦ «Специалист», и реставрация вокзала Нового Петергофа ООО «Краски города».

Комплексная реставрация, по оценке специалистов из КГИОП, лучше всего выполнена по особняку И. К. Мясникова на ул. Восстания, над фасадами которого работали ООО «Лапин Энтерпрайз», а интерьерами занимались специалисты из «Петроресткома», а также по Петровским воротам Петропавловской крепости — итог плодотворно сотрудничества ассоциаций «Ассорестауро», «Федеркимика» и ООО «Интарсия». Последний объект номинирован к тому же на конкурс и как лучшая проектная работа.

При реставрационных работах в Санкт-Петербурге все чаще применяются отечественные материалы, а проекты петербургских реставраторов занимают первые места на международных выставках.

Объем реставрационного рынка Петербурга в 2007 г., по прогнозам экспертов, достигнет 1,5 млрд. руб. Это в два раза больше, чем в прошлом году, когда емкость рынка составляла всего 700 млн. руб. Обороты компаний могут быть больше, если разработать законодательную базу для регуляции и развития отрасли.

Следует отметить, что в городе на Неве находится большое количество аварийных строений; только в историческом центре города около 20 ветхих домов, являющихся памятниками архитектуры и находящихся под охраной государства. В плачевном состоянии находятся такие федеральные объекты истории и культуры, как, например, форты Кронштадта. Среди объектов, нуждающихся в первоочередной реставрации, — усадьба Юлии Самойловой «Графская славянка» в Павловске, сгоревшая в 2001 г., дача Бенуа (пересечение Тихорецкого и Светлановского проспектов).

Умирает один из уникальных памятников усадебной архитектуры XIX в. — памятник федерального значения «Дача Фаберже», что недалеко от Осиновой Рощи.

Наибольшие опасения вызывают сейчас церковь Святой Анны (Анненкирхе) на Фурштатской, 7–9, где в 2002 г.

произошел пожар, а также церковь Святой Екатерины на Съездовской линии Васильевского острова. В 2007 г. из федерального бюджета на реставрацию храма выделено 5 млн. руб., а из городского — 20 млн. Необходимо сказать и о значительно пострадавшей от пожара даче Бенуа на пересечении Тихорецкого и Светлановского проспектов, доме рыбопромышленников Зотовых в Рыбацком, дворце Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122, Академии русского балета им. Вагановой. Один из главных объектов ближайшего времени — Каменноостровский театр, для реставрации которого уже заказана документация.

В мае 2007 г. состоялся тендер по выбору компании, которая будет восстанавливать купол Троицкого собора. Начались реставрационные работы в Великокняжеском дворце Алексея Александровича на Мойке, 122.

Непростая ситуация с Фрунзенским универмагом. По словам Веры Дементьевой, «утратить такой объект было бы неправильно, это очень достойная архитектура. Но нам с вами решать его судьбу». Что касается дома Мурузи, его ждет «капитальный ремонт флигеля, укрепление фундаментов по Литейной части и реставрация фасада». По мнению Веры Дементьевой, «ситуация будет весьма благоприятной для памятников, если в ближайшие три года сохранится такое же бюджетное финансирование. Город тратит в 3,5 раза больше средств на это, чем поступает из федерального бюджета».

Автор: Сергей ВАСИЛЬЕВ
Дата: 20.10.2007
«Федеральный строительный рынок» № 64
Рубрика: ***




«« назад