Публикации »

Нам дороги хорошие дороги, или Немного о рынке асфальтобетонных смесей

Темпы дорожного строительства в Санкт-Петербурге высоки, планы на развитие городской дорожной инфраструктуры тоже значительны. Выросло финансирование. По данным администрации города, в 2007 г. на реализацию мероприятий дорожного строительства и ремонта планировалось потратить 16,4 млрд. рублей, а в 2008-м —уже 25–27 млрд. руб.

Объем петербургского рынка асфальтобетона, по прогнозам на этот год, составляет порядка 3,8–4 млн. т асфальтовой смеси. В 2006-м этот показатель был ниже — 3,2 млн. т.

По мнению экспертов, в будущем году прирост может составить около 20%. В основном увеличение происходит за счет строительства КАД. Она обеспечивает 20% всех заказов. Кроме того, за последний год почти вдвое увеличился спрос со стороны частных инвесторов, которые занимаются благоустройством территорий, организацией парковок и т. д.

Сегодня предложение на рынке асфальтобетона позволяет полностью покрыть спрос. В Петербурге в общей сложности работает 19 производителей асфальтобетона, которым принадлежит более 30 заводов. «Шесть компаний — ООО «АБЗ ВАД», ООО «АБЗ 2», ООО «Эн Си Си-Перспектива», ОАО «АБЗ 1», «Стройкомплект», ЗАО «Петерасфальт» — занимают примерно 85% рынка».

По мнению экспертов, в скором времени петербургский рынок асфальтобетонных смесей достигнет объемов в 4 млн. т. Однако примерно 60% мощностей устарели, поэтому ведущие игроки активно запускают новые производства. За прошлый год введено в строй как минимум пять новых заводов.

Бизнесы по производству и укладке асфальта все больше сближаются. Крупнейшие дорожно-строительные фирмы покупают заводы, а производители асфальта создают подрядные бригады. Приобретаются мобильные заводы, их можно разместить прямо вблизи объекта, сэкономив немало средств на доставке смеси. К тому же перевозить асфальт на дальние расстояния не рекомендуется вследствие его физических свойств: происходит сегрегация (расслоение пластов щебня), что ухудшает характеристики асфальта.

Существует множество типов асфальтобетонных смесей, но выбор всегда продиктован особенностями конкретного проекта. «Нет дешевого или дорогого асфальта, а есть тот, который подходит», — подмечают специалисты. Одна смесь используется для тротуарных покрытий (песчаная смесь), другая — для нижнего слоя дороги (крупнозернистая смесь), третья — для верхнего (мелкозернистая смесь). Например, для трасс с большой загруженностью используется особо прочный асфальт, изготовленный из щебня «габбро» и специальных битумных составов. Основные же проблемы связаны не столько с качеством верхнего покрытия, сколько с подготовкой основания — «подушки». Если она неграмотно уложена, асфальт растрескивается, образуются впадины. К составу смеси сегодня предъявляются особые требования. «От производителей требуют, чтобы срок жизни асфальтового полотна превышал семь лет. Чтобы выпускать такие материалы, необходимо вводить специальные присадки, которые улучшают свойства асфальта, а также пристально следить за качеством компонентов — битума, минерального порошка и щебня».

Растет спрос на специальные материалы, применяемые в дорожном строительстве. «Основной спрос приходится на геосинтетики (геосетки, георешетки, геомембраны и т. д.). С их помощью можно улучшить свойства дорожного полотна и продлить ему срок службы. Принцип работы весьма прост: геотекстиль фильтрует воду и задерживает частицы грунта, не позволяя им проникнуть в дренажную систему. Но некоторые подрядчики работают по старинке и обходятся без современных материалов.

Сейчас рынок специальных материалов в Петербурге только формируется — создаются местные производства. Еще недавно здесь доминировали импортные материалы, а сегодня наиболее активно растет спрос на российские изделия.
Что же касается производства асфальтобетонных смесей, то этот рынок вступил в фазу зрелости, и существует здоровая конкуренция, для которой важны критерии оперативности доставки необходимых объемов и сервиса. А существующая сырьевая база в целом позволяет строить действительно качественные дороги.

Автор: Петр Касимцев
Дата: 20.10.2007
«Федеральный строительный рынок» № 64
Рубрика: ***




«« назад