Публикации »

Масштабы транспортного строительства в рамках государственно-частного партнерства растут

В последние годы неуклонно растут объемы транспортного строительства в России. Причем касается это не только сравнительно небольших региональных проектов, но и крупномасштабных, имеющих общефедеральное значение. В частности, Министерство транспорта России продолжает работу, направленную на реализацию крупных инфраструктурных проектов, строительство которых будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства.

Так, по итогам 8 месяцев 2007 г., Федеральным агентством железнодорожного транспорта как ответственным исполнителем по проектам, реализуемым с привлечением средств инвестиционного фонда, заключены три инвестиционных соглашения на общую сумму 512 млрд. руб. Из них средства инвестиционного фонда — 99 млрд. руб. (19%). На развитие железнодорожной инфраструктуры будет направлено 57,5 млрд. руб., или 58% от инвестиций в транспортную инфраструктуру, предусматриваемую к строительству по данным проектам. Реализуется ряд крупномасштабных проектов.

Строительство железнодорожной линии Нарын — Лугокан в Читинской области (375 км) совместно с ОАО «ГМК «Норильский никель». Общая стоимость проекта, включая развитие полиметаллических месторождений и строительство железной дороги, — 167,8 млрд. руб. Стоимость строительства железной дороги — 70 млрд. руб., из них 21,7 млрд. (39%) затрачивает инвестор, 48,3 млрд. (61%) — государство.

Строительство железнодорожной линии Карабула — Ярки (43,7 км) в рамках проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Общая стоимость проекта 213,9 млрд. руб., из них 34,2 млрд. (16 %) идет на создание транспортной инфраструктуры за счет государства. Стоимость строительства железной дороги — 5,1 млрд. руб.

Строительство железнодорожной инфраструктуры для развития комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске (Республика Татарстан). Общая стоимость проекта — 130,3 млрд. руб., в том числе на транспортную инфраструктуру — 16,5 млрд. за счет государства. Стоимость железнодорожной инфраструктуры — 4,1 млрд. руб.

По Федеральному дорожному агентству объявлены концессионные конкурсы по четырем крупнейшим по значимости и объему инвестиций дорожным проектам.

Платная скоростная автомагистраль «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в Санкт-Петербурге общей протяженностью 46,4 км. Дорога будет включать восемь полос движения, две транспортные развязки, два неразводных моста, два тоннеля, 72 инженерных сооружения. Размер оплаты проезда по ней составит от 2,15 руб./км для легковых автомобилей до 7,11 руб./км
для тяжелых грузовиков. Общий объем инвестиций — 99,9 млрд. руб., в том числе за счет инвестиционного фонда — 32 млрд. руб., за счет бюджета Санкт-Петербурга — 16,6 млрд. руб.

Скоростная автомобильная магистраль Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58 общей протяженностью 43 км. Дорога будет включать 8–10 полос движения, расчетная скорость движения — 150 км/час; расчетные нагрузки — 11,5 т на ось. Предусмотрено устройство наружного освещения на всем протяжении участка. Размеры тарифов составляют: легковые —1,51 руб./км, автобусы — 3,51 руб./км, средние и тяжелые грузовые машины — 3,16 руб./км, сверхтяжелые и автопоезда — 4,90 руб./км. Общий объем инвестиций — 54,9 млрд. руб., в том числе за счет инвестиционного фонда — 25, 8 млрд. руб.

Орловский тоннель под Невой в Санкт-Петербурге протяженностью около 940 м в рамках развития Волго-Балтийского водного пути. В состав тоннельного комплекса входят два параллельных двухуровневых тоннеля круглого сечения глубокого заложения, проходящих под рекой Невой, Смольной и Свердловской набережными.

В верхнем ярусе каждого тоннеля располагается проезжая часть, рассчитанная на движение автомобилей в три полосы. В нижнем уровне тоннеля проходят сервисный и кабельный коллекторы, канал приточной вентиляции. Размер платы: для легковых автомобилей — 23 руб. за одну поездку, для грузовых автомобилей — 45 руб. за одну поездку. Общий объем инвестиций — 31,7 млрд. руб., в том числе за счет инвестиционного фонда — 10,3 млрд., за счет бюджета Санкт-Петербурга — 10,3 млрд. руб.

Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск, протяженностью 19,5 км. Дорога будет включать шесть полос движения, расчетная скорость движения автомобиля — 120 км/час. Размеры платы за проезд участка составят: для легковых автомобилей — 50;
для грузовых автомобилей — 75–100; для автобусов — 160 руб. Общий объем инвестиций — 17,3 млрд. руб., в том числе за счет инвестиционного фонда —
10 млрд.

Кроме того, приняты решения правительства о выделении средств на проектирование платных автомобильных дорог М-4 «Дон» на участках 21 км —117 км и 330 км — 464 км и «Краснодар — Абинск — Кабардинка» (объем капиталовложений 186,6 млн. руб. и 1158,6 млн. руб. соответственно).

22 сентября 2007 г. в рамках VI международного инвестиционного форума «Сочи — 2007» инвестиционная комиссия по проведению отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда России, приняла решение о поддержке проекта строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области.

Из области проектов эти начинания стали постепенно переходить в жизнь. 17 сентября 2007 г. были объявлены конкурсы на право заключения концессионных соглашений в отношении первого участка скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург (15–58 километры) и автомагистрали «Новый выход на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск».

Первый участок скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург (15–58 километры) представляет собой вновь создаваемую платную автомагистраль, которая станет дублером наиболее загруженного движением участка федеральной автодороги М-10 «Россия». Трасса магистрали проложена в обход всех населенных пунктов, в том числе города Химки. Основные параметры дороги: класс — автомагистраль; техническая категория — IА; расчетная скорость движения — 150 км/час; число полос движения — 8–10; расчетные нагрузки: для расчета дорожной одежды и проверки устойчивости земляного полотна — 11,5 т на ось. Предусмотрено устройство наружного освещения на всем протяжении участка скоростной автомобильной дороги.

Правительство России приняло решение о включении строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15–58 км в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств инвестиционного фонда РФ. Затраты на реализацию проекта составят 38,4 млрд. руб., из которых 18,3 млрд. — деньги инвестиционного фонда РФ, 20,1 млрд. — средства инвесторов. Сроки реализации проекта 2007–2010 гг.

Ответственный исполнитель инвестиционного проекта — Федеральное дорожное агентство.

Автомагистраль «Новый выход на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск» — это вновь создаваемая платная автомагистраль, которая станет дублером головного, наиболее загруженного движением участка федеральной автодороги М-1 «Беларусь». Трасса магистрали проложена в обход всех населенных пунктов, в том числе города Одинцово. Основные параметры дороги: класс — скоростная дорога, техническая категория — IБ; расчетная скорость движения — 120 км/час; число полос движения — не менее 6; расчетные нагрузки: для расчета дорожной одежды и проверки устойчивости земляного полотна — 11,5 т на ось. Предусмотрено устройство наружного освещения на всем протяжении дороги.

Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в соответствии с Земельным кодексом РФ согласован выбор земельного участка площадью 2933,1 тыс. кв. м для размещения нового выхода на МКАД.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ строительство автомобильной дороги включено в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств инвестиционного фонда РФ. Затраты на реализацию проекта составят 14,2 млрд. руб., из которых 8,3 млрд. — средства инвестиционного фонда РФ, 5,9 млрд. — средства инвесторов. Сроки реализации проекта 2007–2009 гг. Ответственный исполнитель инвестиционного проекта —Федеральное дорожное агентство.

В IV квартале 2007 г. Министерство транспорта РФ также планирует объявить конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон». Проект разбит на два участка: участок МКАД — Кашира (км 21 — км 117) и участок км 414 —км 464. Участок МКАД — Кашира(км 21 — км 117). Учитывая низкую пропускную способность и фактическое транспортно-эксплуатационное состояние участка автомобильной дороги и мостовых сооружений на нем, а также значительно возросшую интенсивность движения транспортных средств в пределах Московской области, в 2006 г. Министерством транспорта РФ, Федеральным дорожным агентством принято решение о необходимости реконструкции участка МКАД — Кашира автомобильной дороги М-4 «Дон» с одновременным введением платной эксплуатации.

Конкурс на право выполнения проектных работ проведен в июне 2006 г. Генеральный проектировщик, осуществивший разработку инженерного проекта, — ООО «Проектное бюро «Дороги. Мосты. Тоннели». Проектная документация, включая создание современной инфраструктуры для организации платной эксплуатации участка МКАД — Кашира автомобильной дороги М-4 «Дон», представлена в Главгосэкспертизу России.
Ориентировочный срок получения положительного заключения и утверждения инженерного проекта — IV квартал 2007 г. Функции заказчика по разработке проектной документации возложены на ФГУ «Дороги России».
Краткая характеристика участка автомобильной дороги: класс — автомагистраль; техническая категория — IА; расчетная скорость движения — 
150 км/час;число полос движения — 8/6; расчетные нагрузки: для расчета дорожной одежды и проверки устойчивости земляного полотна — 11,5 т на ось. На всем протяжении участка дороги предполагается устройство наружного освещения.

Правительство РФ приняло решение о разработке за счет средств инвестиционного фонда РФ документации для реализации комплексного инвестиционного проекта по созданию и последующей эксплуатации на платной основе федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 21 —км 117 и км 330 — км 464.

Участок км 414 — км 464. Увеличение протяженности ныне функционирующего платного участка автомобильной дороги с 17,6 км до 50 км с устройством современной инфраструктуры для осуществления платной эксплуатации и внедрением новых механизмов управления позволит выработать обоснованные решения по многим вопросам организации эксплуатации автомобильных дорог на платной основе.

Конкурс на право выполнения проектных работ проведен в июне 2006 г. Победитель конкурса (генеральный проектировщик), осуществивший разработку инженерного проекта, — ООО «Проектное бюро «Дороги. Мосты. Тоннели». Проектная документация, включая создание современной инфраструктуры для организации платной эксплуатации участка дороги, была рассмотрена Главгосэкспертизой России и получила положительное заключение. Функции заказчика по разработке проектной документации выполняло ФГУ «Дороги России».

Краткая характеристика участка автомобильной дороги: класс — скоростная дорога; техническая категория — IБ; расчетная скорость движения — 120–150 км/час; число полос движения — 6/4; расчетные нагрузки: для расчета дорожной одежды и проверки устойчивости земляного полотна —11,5 т на ось.

Помимо проектов в области автомобильных дорог, Минтрансом России, Федеральным агентством железнодорожного транспорта реализуются инвестиционные проекты, направленные на развитие железнодорожной инфраструктуры.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2007 г. «Росжелдором» объявлен конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проектированию железной дороги Нарын — Лугокан.

3 августа 2007 г. подписано инвестиционное соглашение по проекту «Строительство железнодорожной инфраструктуры для развития комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске, Республика Татарстан».

17 апреля 2007 г. в рамках проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» подписано инвестиционное соглашение по проекту строительства железнодорожной линии Карабула — Ярки.

В настоящее время завершается согласование с причастными министерствами и ведомствами проекта распоряжения правительства России об утверждении паспорта инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва», одобренного Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение.

Проектом предусмотрено строительство на принципах государственно-частного партнерства железнодорожной линии Кызыл — Курагино протяженностью 460 км. Общая стоимость проекта оценивается в 137,6 млрд. руб., из которых 103,4 млрд. — стоимость строительства железнодорожной линии. Финансирование ее строительства предусмотрено в соотношении 50%, или 51,7 млрд. руб. из средств инвестиционного фонда РФ и инвестора.

На рассмотрение Правительственной комиссии подготовлен еще ряд проектов.

«Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки».

В рамках проекта предусмотрена организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская со скоростью до 200 км/ч с выносом грузового движения на направление Ручьи — Петяярви — Каеногорск — Выборг совместно с ОАО «РЖД». Стоимость проекта — 59,88 млрд. руб., в том числе 17, 9 млрд. руб. — государственная поддержка из средств инвестиционного фонда РФ.

«Комплексное развитие Южной Якутии». Целью проекта является создание на основе принципов государственно-частного партнерства условий для формирования в Республике Саха (Якутии) нового крупного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств, преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых и оказывающих существенное позитивное влияние на изменение динамики основных макроэкономических показателей развития страны.

Государственная поддержка осуществляется в части разработки проектно-сметной документации и последующего строительства объектов инфраструктуры и отдельных промышленных объектов, в том числе на объекты железнодорожной инфраструктуры (5 железнодорожных линий протяженностью 269,1 км) — 36,16 млрд. руб. (9% общей сметной стоимости).

Проект «Урал промышленный — Урал Полярный». Стоимость проекта составляет 543,8 млрд. руб., из которых 105 млрд. (19,3%) — финансирование строительства железной дороги (Полуночное — Обская — 90 млрд. и Салехард — Надым — 15 млрд.).

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.10.2007
«Федеральный строительный рынок» № 64
Рубрика: ***




«« назад