Публикации »

Центральная кольцевая — рывок в транспортное будущее Подмосковья

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области является сегодня, пожалуй, самым амбициозным транспортным проектом, реализуемым в Подмосковье. Как отметил заместитель председателя правительства — министр транспорта правительства Московской области Петр Кацыв, «проект ЦКАД имеет огромное значение для всей Российской Федерации».

Проект имеет уже довольно длительную историю, реализация же его должна начаться в ближайшее время.

В 2003 г. в рамках областной целевой программы «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 г.» подготовлен проект «Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области», который был утвержден правительством региона в декабре 2003 г.

В процессе разработки документа сформулированы функциональные приоритеты развития территорий области, намечены узлы ускоренного развития, включая территории промышленных, складских комплексов, общественно-деловых, рекреационных центров, рекреационно-жилые, природно-ландшафтные и природно-рекреационные территории, которые опираются на реорганизуемый транспортно-коммуникационный каркас.

Одной из основ новой транспортной структуры региона должно стать строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, обеспечивающей интеграцию магистральной автодорожной сети Российской Федерации в систему трансъевропейских транспортных коридоров № 2 и № 9, перераспределение транспортных потоков по территории Московской области, снятие нагрузки с головных участков федеральных магистральных автодорог, подходящих к Москве.

Ее концепция была согласована губернатором Московской области Борисом Громовым еще в декабре 2002 г. На базе ЦКАД формируются узлы ускоренного развития, реорганизуется транспортно-коммуникационная сеть региона.

По территории области проходят 18 опорных радиальных автодорог и две кольцевых автодороги: Малое московское кольцо (в районе 50-километровой зоны вокруг Москвы) и Большое московское кольцо (в районе 80-километровой зоны вокруг Москвы), а также разветвленная сеть территориальных дорог общей протяженностью более 16 тыс. км.

Выгодное транспортно-географическое положение региона исторически усилено радиальной конфигурацией железных и автомобильных дорог, расходящихся от центра — Москвы. Радиальная структура коммуникаций обуславливает пропуск через Москву и область значительных транзитных потоков. От состояния и развития автотранспортной системы Московской области зависит эффективное функционирование экономики не только области, но и всей Европейской части России.

Распределение транспортных потоков между радиальными автодорогами осуществляется по трем кольцевым дорогам — Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД), Малому московскому кольцу (ММК) и Большому московскому кольцу (БМК). Большая часть транспортного потока приходится на МКАД, в то время как по Малому и Большому кольцу его доля незначительна.
Низкая интенсивность движения по Малому и Большому кольцу обуславливается тем, что это дороги второй категории, имеющие в основном по одной полосе движения в каждом направлении, большое количество пересечений в одном уровне с автомобильными и железными дорогами, значительную протяженность участков дорог в жилой зоне, что определяет большое количество съездов.

Основные направления развития автомобильных дорог Московской области:
 - Реконструкция существующих федеральных магистральных автодорог и создание на них скоростного режима движения, для чего потребуется расширение проезжей части автодорог до требуемых размеров, строительство обходов городов и других населенных пунктов, строительство транспортных развязок в разных уровнях на пересечении с другими автодорогами.
 - Формирование основных международных транспортных коридоров.
 - Строительство новых автомобильных вводов в Москву для разгрузки головных участков федеральных и территориальных автодорог.
 - Создание на базе территориальной сети автодорог системы поперечных связей, обеспечивающих межрайонные корреспонденции и имеющих выходы на несколько радиальных федеральных направлений, развитие федеральных дорог в увязке с предложениями по развитию основных территориальных дорог области, городских магистралей столицы и городов области.
 - Усовершенствование инженерной инфраструктуры вдоль трасс автомобильных дорог.
 - Обустройство автомобильных дорог комплексами обслуживания, нормативно-правовое регулирование расстояний между съездами-выездами на федеральные и территориальные магистральные автомобильные дороги.

В концепции развития транспортной сети Московской области приоритет отдан реконструкции и модернизации существующей автодорожной сети. Новое строительство сведено к минимуму и намечается только там, где это объективно необходимо для рационализации транспортных потоков и сокращения перепробегов.

В этой связи Центральная кольцевая автомобильная дорога призвана «перехватывать» транзитный грузовой транспорт подальше от столицы, снять, по возможности, транзитную нагрузку с МКАД, разгрузить головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, развить поперечные транспортные связи.

Геополитическое положение Московской области обуславливает ее роль транспортного моста не только между Европой и Азией, но и между отдельными европейскими странами, регионами нашей страны. Так, по территории области предусмотрено прохождение двух международных трансъевропейских коридоров:
 - № 2: «Лондон — Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург»;
 - № 9 «Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — юг России».
Создание Центральной кольцевой автомобильной дороги обеспечивает формирование этих коридоров, а также дополнительного маршрута «Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород».

При этом для полноценной интеграции в Европейскую транспортную систему необходима модернизация большинства дорог, создание фактически заново современной транспортной инфраструктуры.

Участок Малого кольца между автодорогами «Беларусь» и «Россия» проходит по ценным рекреационным, историко-культурным территориям и по сложившейся застройке исторических городов (Звенигород, Истра) и поселений. В связи с этим перераспределение грузовых потоков между автодорогами «Беларусь» и «Россия» целесообразно осуществлять по отрезку Большого кольца.

Таким образом, в программе строительства центральной автодороги необходимо предусмотреть реконструкцию ряда участков Большого кольца и магистральных федеральных автодорог «Беларусь», «Россия» и «Украина».

Эффект от включения ЦКАД в систему европейских транспортных коридоров может быть усилен за счет реконструкции существующей системы территориальных и местных автомобильных дорог. Тем самым реализуется одно из основных положений Генерального плана развития Московской области — активизация развития срединной и периферийной частей Московской области.

Планируемое к 2010 г. увеличение числа полос движения на федеральных автомобильных дорогах М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры» и М-10 «Россия», а также строительство новых вводов в Москву приведет к активизации движения и, как следствие, еще большей загрузке МКАД.

Основными недостатками участков автомобильных дорог включаемых в состав ЦКАД являются:
 - несоответствие пропускной способности потребностям в автомобильных перевозках;
 - прохождение по территории городов и населенных пунктов;
 - отсутствие необходимого количества пересечений в разных уровнях с автомобильными и железными дорогами;
 - несоответствие геометрических параметров современным требованиям безопасности дорожного движения.
Ось дороги проложена с учетом технических требований строительства скоростной автомобильной дороги I-а категории с расчетной скоростью
140 км/час, горизонтальными радиусами поворотов 1200 м, вертикальными радиусами — 25 000 м. Количество полос движения — 4–8.
В коридоре существующей ММК проложено 325,6 км ЦКАД, в том
числе:
 - с расширением существующей дороги — 12,9 км;
 - с реконструкцией существующей дороги — 72,2 км
 - с использованием существующей дороги в качестве местного проезда-дублера — 253,5 км.

Существующая дорога используется для строительства новой на территории Истринского и Солнечногорского районов, Домодедовского городского округа. На застроенных территориях Одинцовского района автомобильная дорога А-100 «Можайское шоссе» и участок ММК расширяются до 4 полос движения в пределах существующей полосы отвода автомобильных дорог.

Кроме того, требованием, предъявляемым к таким дорогам, является ограничение доступа въезда на дорогу с территориальной и местной сети автомобильных дорог. В качестве местного проезда существующая дорога используется на территории Дмитровского, Подольского, Пушкинского, Раменского, Солнечногорского, Щелковского районов.

Для обеспечения скоростного режима движения по ЦКАД предусмотрены транспортные развязки при пересечении ЦКАД с федеральными и основными территориальными автомобильными дорогами. Пересечения с остальными автомобильными дорогами предусмотрены в разных уровнях без обеспечения съездов и въездов с них на ЦКАД. Съезды с ЦКАД и въезды на нее обеспечиваются через многоуровневые транспортные развязки. На всем протяжении ЦКАД предусматривается освещение дороги в темное время суток.

В местах пересечений трассой ЦКАД транзитных зон и экологических коридоров предусмотрены варианты искусственных сооружений, обеспечивающих сохранность естественных миграционных путей животных. Разработаны мероприятия по защите территорий от воздействия транспортного шума.

Проектная документация выполнена с учетом планируемого структурно-функционального зонирования территории Московской области, включая особо охраняемые природные территории областного значения, планируемые природно-экологические территории, планируемые природно-исторические территории (ландшафты), планируемые территории объектов культурного наследия.

Протяженность трассы ЦКАД — 516,5, км. Предполагается строительство 30 транспортных развязок в разных уровнях, 95 путепроводов, 56 мостов, 1 тоннеля, 22 надземных и подземных пешеходных переходов, ряда других объектов.

На отдельных участках вдоль Центрального кольца возможно сооружение современных высокотехнологичных предприятий, грузовых (в том числе таможенных) терминалов, гостиниц, мотелей, гипермаркетов, ресторанов, объектов придорожного сервиса, что позволяет создать новые рабочие места и увеличить налогооблагаемую базу Московской области.

Будут созданы благоприятные предпосылки для возникновения новых узлов развития на территории Московской области.

На данном этапе специалисты разрабатывают бизнес-план строительства ЦКАД. В этом году будет завершено обоснование инвестиций в проект ЦКАД. При положительном решении экспертного совета и при принятии решения Правительством Российской Федерации рабочее проектирование этой дороги начнется в 2008 г. По предварительному графику, возведение дороги намечено на 2011–2015 гг. Движение по первому участку кольцевой автодороги в Подмосковье может быть открыто уже в 2012 г.

Предполагается, что ЦКАД будет построен на основе государственного и частного партнерства. 55% составят средства Российской Федерации, 25% — средства частных инвесторов и 10% — это вклад Московской области в этот общий проект. Кроме того, все эти дороги принадлежат государству, но передаются концессионеру, то есть частному инвестору, который должен управлять этими дорогами и окупить свои средства.

Общая сумма инвестиций, необходимых для реализации проекта, достигает $8–10 млрд. Для осуществления строительства учреждена новая организация — ОАО «Центральная кольцевая автомобильная дорога» с уставным капиталом 8,5 млн. руб. и долей участия Московской области в размере 100%. Соответствующее постановление было принято на заседании областного правительства.

Автор: по материалам редакции
Дата: 20.10.2007
«Федеральный строительный рынок» № 64
Рубрика: ***




«« назад