Новая кузница кадров для строительной отрасли
Ситуация с кадрами в строительной отрасли Санкт-Петербурга обострилась до предела, — такое мнение высказал Юрий Павлович Панибратов, председатель Национальной федерации профессионального образования (НФПО), на прошедшем 7 сентября круглом столе «Проблемы профессионального образования: анализ и перспективы». НФПО создана 17 июля сего года и призвана содействовать популяризации строительных профессий среди молодежи, развивать материально-техническую базу средних и высших учебных заведений, учебных комбинатов, осуществлять множество других задач. По мнению члена президиума НФПО, руководителя учебного центра «КНАУФ» Б. А. Буданова, существующие ныне учебные заведения, даже у очень энергичных руководителей, не отвечают реальностям рынка труда. Приоритетный национальный проект «Образование» ориентирован в основном на школы. Это очень важно, но стране нужны не только образованные и культурные люди, но прежде всего нужны специалисты, которые могут эффективно работать. Да и затраты на подготовку квалифицированного рабочего очень быстро окупаются как инвестиции. Например, годовое обучение квалифицированного строительного рабочего обходится в 15–20 тыс. руб. По окончании обучения он зарабатывает также около 15–20 тыс. руб. в месяц, но платит с этих денег подоходный налог, т. е. в течение первого года работы молодой специалист практически возвращает государству все инвестиции, потраченные на его образование. Найдите технологический проект с таким сроком окупаемости! Но если потратить на обучение будущего специалиста 40–50 тыс. руб., то и зарабатывать такой специалист будет в разы выше. Конечно, эти данные очень приблизительны, они требуют глубоких исследований и расчетов. Но даже таких данных достаточно, чтобы считать профессиональное образование важнейшим государственным механизмом обеспечения конкурентной способности экономики нашей страны. По словам члена совета НФПО, советника управляющего кирпичным объединением «Победа ЛСР» С. А. Соловьева, объединение кирпичных заводов «Победа ЛСР» на протяжении последних нескольких лет помогает тем немногим профессиональным училищам города, которые еще сохранили (или возобновили) у себя подготовку рабочих строительных профессий. В общем же и целом, следует отметить нежелание строителей помогать ПТУ. Основной аргумент: «Кому нужны дети на стройке?» Действительно, большинству учащихся ПТУ еще нет 18 лет. А значит, вступают в силу многочисленные ограничения, и… прощай, полноценная практика. Другой аргумент: «Все равно в армию уйдут, а потом…». Выход, по мнению участника круглого стола, в принятии государственной программы подготовки кадров для строительной отрасли Санкт-Петербурга по примеру аналогичной программы, принятой для судостроения. Конечно, трем судостроительным заводам легче объединится для лоббирования своих интересов, чем десяткам относительно небольших строительных компаний. Но ведь строительная отрасль у нас также считается одной из приоритетных. Для того и создана Национальная федерация профессионального образования, чтобы продвигать подобные проекты. Сумеем мы вместе со строительным сообществом города добиться принятия такой программы — будут и средства на массовую профориентацию и пропаганду рабочих профессий, возможность переподготовки взрослых за счет бюджета и возможность решения других, не менее болезненных проблем начального профессионального образования. Директор департамента персонала и организационного развития НПУРН «Корпорация «Петербургская недвижимость» Л. Е. Барминова с горечью констатировала, что в строительстве сегодня трудятся до 50% т. н. гастарбайтеров, да и с инженерно-техническими специалистами разных уровней просто беда. Это порождает массу проблем, начиная от качества работ и заканчивая взаимоотношениями работодателей с миграционными службами и право-охранительными органами. При этом в силу специфики строительства обучать специальностям в процессе работы зачастую некогда. Рабочему необходимо выполнять свою норму выработки, а учить параллельно кого-то — значит, терять в зарплате. С такой же проблемой сталкиваются и выпускники вузов. Вузы дают теоретическую (зачастую весьма устаревшую) подготовку. Укоренилось мнение: практические навыки выпускники должны приобретать в процессе работы. Возникает замкнутый круг. По мысли Л. Е. Барминовой, именно объединения работодателей могут оказывать помощь учебным заведениям в плане развития материально-технической базы, организации производственной практики, направления специалистов высшего уровнях, готовых передавать свой практический опыт студентам, и т. д. Форм взаимодействия множество. Необходимо создать систему, посредством которой можно было бы это взаимодействие выстраивать. Эта работа должна вестись совместно строителями, учебными заведениями и властными структурами. «Мы выступили с предложением сформировать базовые стандарты по строительным специальностями: от рабочего до менеджера среднего звена. Посредством введения этих стандартов работодатели и учебные заведения могли бы более эффективно взаимодействовать в плане подготовки специалистов всех уровней: работодатели будут знать, что можно требовать от выпускника; вузы, профессионально-технические училища будут готовить молодых специалистов соответственно требованиям. На последнем нашем совещании приняли решение создать рабочую группу для формирования стандартов для рабочих и инженеров, т. е. того, что мы требуем от выпускника учебного заведения, пришедшего на рынок труда. Большую проблему представляет адаптация молодых специалистов к рабочей среде, вообще понимание того, что есть трудовой коллектив, какие требования предъявляет современный рынок труда, как строится профессиональная карьера специалиста». Работодатели в лице представителей служб персонала готовы внедрять новые формы ознакомления студентов не только с работой строительных фирм, но и с системой внутрикорпоративных коммуникаций и профессиональной этикой, укрепляя при этом имидж строителя в глазах молодежи.
Автор: Сергей ВАСИЛЬЕВ Дата: 20.10.2007 «Федеральный строительный рынок» № 64 Рубрика: *** |